УДК 373.3

РОЛЬ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№36,

Педагогические науки

Дмитриева Аделина Владимировна


Научный руководитель: Нуриева А.Р.


Ключевые слова: ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ОБУЧЕНИЕ; ШКОЛЬНИКИ; ИГРА; ВОСПИТАНИЕ; ЗНАНИЯ; GAME TECHNOLOGIES; EDUCATION; SCHOOLCHILDREN; GAME; EDUCATION; KNOWLEDGE.


Аннотация: В данной статье раскрываются основные особенности игровой технологии в процессе обучения младших школьников как одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне, положительной стороной которой является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации.

В современной школе возникает насущная потребность в расширении методического потенциала в целом, и в активных формах обучения, в частности. К таким активным формам обучения относятся игровые технологии. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными работу учащихся на творческо-поисковом уровне. Занимательность условного мира игры делает положительно эмоционально окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации. Таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.

Игра — это уникальный феномен общечеловеческой культуры. В игре, как ни в каком другом виде деятельности, человек демонстрирует предельное самозабвение и активизацию своих психофизиологических ресурсов. Именно поэтому она взята на вооружение в системе профессиональной подготовки людей, именно поэтому игра расширяет свои границы и вторгается в совершенно различные сферы человеческой жизни.

Игра как феномен культуры выполняет широкий ряд функций. Среди них: обучающая, воспитывающая, развивающая, социализирующая, рекреационная.

Общим признаком игры является то, что это добровольно и свободно выбранная деятельность, которая доставляет удовольствие (является непродуктивной деятельностью). Помимо этого, это особая моделирующая деятельность, которая обнаруживает связь с реальным миром (воссоздающая реальную деятельность или отношения в ней).

Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять. Развитие познавательных процессов в этом возрасте очень важно для формирования развитой и самостоятельно мыслящей личности. Сегодня игровые технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Применение игровых технологий позволит ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывать самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивать интеллектуальную деятельность [6].

Игра закладывает у ребенка основы оперирования образами действительности, что, в свою очередь, создаёт возможность для дальнейшего перехода к сложным формам творческой деятельности. Воображение, развитое через игру, будет проявляться на протяжении всей жизни в любой, даже самой простой деятельности.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции [3]: • развлекательную (это основная функция игры – развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес); • коммуникативную: освоение диалектики общения; • самореализации в игре как полигоне человеческой практики; • игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности; • диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры; • функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей; • межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей; • социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Подводя итог, мы можем сказать, что взрослым необходимо осознавать, что игра вовсе не пустое занятие. Помимо доставления максимума удовольствия ребёнку, она является мощным средством формирования и развития его полноценной личности.

Чтобы учебная деятельность ребёнка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности состоит не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками. Младший школьник должен испытать радость умственного напряжения, радость преодоления интеллектуальных трудностей, которые доставляют решение учебных задач. Но для этого он должен захотеть включиться в их решение. Вот тут-то развивающая игра может оказаться незаменимым помощником для учителя.

Чтобы игра обеспечивала решение этой стратегической задачи, она должна не предшествовать обучению «поиграем, а потом начнём учиться», не чередоваться с ней «поиграли — поучились», а формой организации коллективной, руководимой учителем учебной деятельности класса. При таком использовании игра может формировать у детей качества, необходимые для становления учебной деятельности:

А) общее положительное отношение к школе, учебному предмету;
Б) желание постоянно расширять свои возможности, развивать способности, «строить» себя в сотворчестве с учителем и одноклассниками;
В) осознание способов, направленных на расширение своих возможностей, т.е учебных действий, в том числе способов самоконтроля и самооценки.

Одним из ведущих методов у детей младшего школьного возраста являются дидактические игры, сюжетно – ролевые и творческие игры.


Список литературы

  1. Бордовский Г.А., Извозчиков В.А.Новые технологии обучения: вопросы терминологии // Педагогика № 5. 1993.
  2. Занько С.Ф., Тюнников Ю.С., Тюнникова С.М. Игра и учение. В 2-х ч. –М., 1992.
  3. Кларин М.В. Образовательные возможности игры // Сов. педагогика. –1985. № 3.
  4. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. – Воронеж, 1998.
  5. Российская педагогическая энциклопедия / под ред. В.В. Давыдова. В 2-х т. – М., 1993. – Т. 1.
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.