УДК 37.013

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ

№36,

Педагогические науки

Ратахин Никита Витальевич


Ключевые слова: РЕСПУБЛИКА ХАКАСИЯ; РЕЛЬЕФ; ИСТОРИЧЕСКИЕ И КУЛЬТУРНЫЕ СООРУЖЕНИЯ; РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ; ФГОС; REPUBLIC OF KHAKASSIA; RELIEF; HISTORICAL AND CULTURAL STRUCTURES; REGIONAL COMPONENT.


Аннотация: В статье описываются различные формы изучения регионального компонента на уроках географии, необходимость включения новых методик подачи материала и взаимодействия с учащимися, описывается четкая структура создания видеоэкскурсий по культурным, историческим и техническим объектам Республики Хакасия.

Мы живем в уникальном регионе. Природа Хакасии, ее недра, разнообразие ландшафта не может не поражать. С точки зрения изучения географии, природные особенности нашего региона дают хороший практический ресурс, и не использовать его в работе преступление.

Но, к сожалению, далеко не все жители нашей республики имеют представление о традициях, истории, объектах культурного наследия Хакасии. В этом учебном году мы с учениками работали над исследовательским проектом «Знают ли географические особенности Хакасии, традиции и культуру хакасского народа люди, живущие в республике» и выяснили, что большинство опрошенных нами жителей Черногорска не знают ничего о своей малой родине, или их знания поверхностные. Да, на слуху каждого такие объекты, как Саяно-Шушенская ГЭС, Сундуки, Красноярское море, Салбыкский курган. Но рассказать подробнее об этих уникальных природных и технических творениях мало кто может.

Если дома не говорят, не знают, не интересуются, то и ребенок – ученик тоже не будет знать и интересоваться. Поэтому задача школы – рассказать, заинтересовать его.

Региональный компонент – обязательная часть рабочей программы по географии. При изучении многих тем мы обращаемся к географическим особенностям нашего региона. [1. С. 73] Но этого мало. Нужны более современные, интерактивные формы, с помощью которых мы не только расскажем ученикам об уникальности нашей республики, но и заинтересуем их, пробудим в их душе желание самостоятельно исследовать землю, на которой они живут, ее историю, культуру.

На мой взгляд, интересны и полезны следующие формы работы:

1. Поездки и экскурсии по Хакасии, они расширяют кругозор, надолго остаются в памяти. Но поездки очень затратны, требуют значительных материальных средств, и далеко не каждая семья может себе это позволить. С учениками мы побывали в разных уголках Хакасии, фото я разместил в презентации.

2. Внеурочная деятельность по предмету «География». Здесь, я считаю, нужно уходить от кабинетного подхода, классно-урочной системы и предлагать учащимся современные формы взаимодействия.

Использование различных внеурочных форм изучения регионального компонента позволяет формировать у учащихся навыки системного мышления, развивает коммуникативные связи между учениками, позволяет в интерактивной и интересной форме объяснить учащимся историю родного края.

Отход от стандартной урочной формы деятельности в процессе изучения регионального компонента формирует «субъект-субъектное» взаимодействие между учителем и учеником. Проведение стандартного урока четко регламентировано правилами и этапами, то внеурочное занятие обеспечивает более свободную взаимосвязь ученика и учителя, с учителя снимаются ограничения по времени, он не ограничен в формах работы, может применять различные технологии обучения, сделать изучение географии родного региона более наглядным и красочным с использованием межпредметных связей.

Мне очень нравится формат видеоэкскурсии. Заочная экскурсия – очень доступная и демократичная модель получения информации. Ее практикуют многие известные музеи, театры, туристические центры. Не выходя из дома, можно увидеть все красоты мира и узнать много нового. Создание видеоэкскурсии – процесс очень увлекательный. С точки зрения ФГОС, это проектная деятельность. Проект может быть как коллективным, созданным группой учащихся, так и индивидуальным. Согласно ФГОС каждый ученик 9 и 11 класса должен защитить итоговой проект по результатам обучения в школе, подготовка и демонстрация видеоэкскурсий по различным культурным, историческим и технологическим темам обеспечит выпускнику четко структурированный, актуальный и наглядный итоговый проект.

Видеоэкскурсия начинается со сбора информации по выбранной теме через изучение книг, карт, сайтов. Затем ученики выбирают наиболее интересные факты, на которых, как на гвоздях, держится экскурсия. Привлекаем разнообразный межпредметный материал: стихи, рассказы хакасских писателей, репродукции картин, фото, в том числе из личных архивов. Так рождается сценарий. Из него составляем презентацию – видеоряд с гиперссылками. Очень сложен этап озвучивания, здесь пригодятся навыки декламации, художественного чтения. Затем презентация соединяется в один клип. Его можно демонстрировать.

Совместно с учащимися было создано пять видеоэкскурсий:
1. «Тропа шаманов;
2. «Ивановские озера»;
3. «Батеневский кряж»;
4. «Национальный хакасский праздник Тум-Пайрам»;
5. «Озеро Тус».

Считаю, что процесс создания таких видеоэкскурсий является важным элементом сотрудничества ученика и учителя. «Субъект-субъектное», ненавязчивое взаимодействие, возможность самостоятельно творить – лучший педагогический эффект.

Подводя итог, хочется сказать, что видеоэкскурсия не единственная форма работы с учениками. Каждый учитель выбирает наиболее приемлемый формат, главное, чтобы он позволял интересно рассказывать о родном крае и мотивировал школьников изучать историю, культуру, географию своей малой родины.


Список литературы

  1. Буянов А.О. Алгоритм учебного демонстрационного эксперимента в курсе физической географии для реализации образовательных целей // Фундаментальные исследования, 2014. №8-3. С. 702-706.
  2. Лихойдова Т.В. Изучение вопросов геологического содержания в школьных курсах географии. // Трешниковские чтения 2019. Современная географическая картина мира и технологии географического образования. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной памяти знаменитого российского океанолога, исследователя Арктики и Антарктики, академика Алексея Фёдоровича Трёшникова. Под.редакцией И.Н. Тимошиной, Е.Ю. Анисимовой, Е.А. Артемьевой. 2019. С. 245-246.
  3. Логинова, Н. Н. Некоторые аспекты методики преподавания географии населения в школе/ Н. Н. Логинова, С. В. Сарайкина // ИТС. – 2005. – №12 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-aspekty-metodiki-prepodavaniya-geografiinaseleniya-v-shkole (дата обращения: 22.03.2021).
  4. Полстьяная Е.М. Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии». // Наука сегодня: вызовы и решения. Материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях. 2018. С. 111-112.