УДК 37

ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ РЯДОВЫХ В ЗАПАСЕ КАК ОДИН ИЗ ФАКТОРОВ УСТОЙЧИВОЙ СМЫСЛОВОЙ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

№36,

Психологические науки

Борук Виктория Романовна


Ключевые слова: ЛИЧНОСТЬ; ЦЕННОСТИ; МОТИВАЦИЯ; РЯДОВЫЕ В ЗАПАСЕ; ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ; УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ СЛУЖБОЙ; САМООЦЕНКА; МОТИВИРУЮЩИЕ ФАКТОРЫ; ОФИЦЕРЫ; ДУХОВНОСТЬ; РАЗВИТИЕ; PERSONALITY; VALUES; MOTIVATION; ENLISTED MEN IN RESERVE; MILITARY PERSONNEL; SATISFACTION WITH SERVICE; SELF-ESTEEM; MOTIVATING FACTORS; OFFICERS; SPIRITUALITY; DEVELOPMENT.


Аннотация: В статье раскрываются и анализируются основные личностные ценности рядовых в запасе, изучаются мнения авторов по теме исследования, раскрываются факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций военнослужащих.

Актуальность исследования. На сегодняшний день в качестве общенаучных проблем, которые исследуются в психологии, выступает изучение самореализации личности и ее ценностно-смысловая сфера. Организационная, правовая и психологическая составляющая рядовых в запасе, вызванная переходным периодом в армии, ведет к тому, что теряется личностно-ценностный смысл службы в армии.

Проблема изучения ценностных ориентацией, как одного из основных компонентов структуры личности, в современных условиях (в условиях кризиса), остается актуальной, происходит переоценка ценностей. Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, ядро мотивации и «философию жизни».

Цель исследования – провести исследование особенностей ценностно-смысловой сферы личности рядовых в запасе.

Анализ исследований и публикаций. Проблема изучения личностных ценностей рядовых в запасе занимает важное место в формировании устойчивой смысловой структуры личности военных.

Отметим, что проблема устойчивой смысловой структуры рядовых в запасе отражается в работах: Якушиной Н. В. [9], Утюганова А.А.[8], Плугатыревой Е. О.[7] и др.

Так, в работе автора Якушиной Н. В. [9] отмечается, что система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Большунов А.Я. считает, что «Ценности, связанные с выполнением функций вооруженной защиты страны и ее граждан, образуют один из уровней совокупного ценностного пространства. Их выделение обусловлено существованием армии как элемента политической структуры общества и военной службой как специфическим социальным институтом, обеспечивающим существование вооруженных сил. Они формируются под влиянием уклада общественной жизни, нормативно-правовых актов, отношений между государством и его гражданами в связи с выполнением функций по защите Отечества».

Военнослужащие, проходящие службу по контракту, образуют социально-профессиональную группу, для которой личностные ценности и ценности военной службы — не отвлеченные понятия, а постоянно действующие мотивирующие факторы их повседневной жизни. Они формируются под влиянием уклада общественной жизни, нормативно-правовых актов, отношений между государством и его гражданами в связи с выполнением функций по защите Отечества. Они определяют поведение военнослужащих, их пристрастия, отношение к различным проявлениям жизнедеятельности коллектива и общества в целом, самооценку и оценку действий других людей, побуждающие мотивы служебной и внеслужебной деятельности.

Рассмотрим факторы, влияющие на формирование ценностных ориентаций военнослужащих. Итак, к факторам формирования ценностей военнослужащих относятся:

1. отношение государства к военнослужащим;
2. отношение командования к своим подчиненным;
3. атмосфера в рабочем коллективе и сам коллектив.

Наиболее низкие показатели продемонстрировали военнослужащие, проходящие службу по контракту на медицинских должностях. Этот факт можно объяснить, когда мы более внимательно рассмотрим социальные характеристики данных двух групп.

К первой группе относятся военнослужащие сравнительно молодого возраста, до 21 года, имеющие выслугу контрактной службы до двух лет, холостые. Вторую группу составляют молодые люди старше 25 лет, имеющие выслугу контрактной службы до пяти лет, как правило, семейные.

Таким образом, наиболее важными считают ценности духовного и физического совершенства молодые люди, не обремененные семейными узами, которые свое свободное время используют для занятий спортом, рыбалкой и охотой, а также для общения с друзьями [3].

По второму фактору, интерпретируемому как фактор семейного и служебного благополучия, видимых различий между категориями военнослужащих не выявлено.

В третьем факторе, характеризующемся как фактор удовлетворенности службой, высокие показатели продемонстрировали военнослужащие, проходящие службу по контракту на штабных должностях. Это можно объяснить тем, что данная группа военнослужащих в штабах выполняет служебные обязанности совместно с высокообразованными офицерами, умеющими организовать работу эффективно. Нормальная, здоровая нравственная обстановка, спрос за качественное исполнение обязанностей в рамках своей должности — все это, по всей видимости, является условиями удовлетворенности службой для тех военнослужащих, кто проходит службу по контракту[4, с. 40].

Наиболее низкие позиции оказались у военнослужащих, проходящих службу на тыловых должностях. Это может быть связано не столько с низким престижем труда тыловых работников, сколько с отношением командиров (начальников) к оценке их деятельности и к ним самим.

Итак, личностные ценности военнослужащих, проходящих службу по контракту, отличаются вариативностью, которая связана с конкретными характеристиками.

Такими характеристиками, по мнению военнослужащих, являются: духовное и физическое совершенство, семейное и служебное благополучие, удовлетворенность службой. Первая характеристика объединяет военнослужащих, которые личностные ценности не связывают со своей служебной деятельностью. Вторая и третья характеристики выделили военнослужащих, которые объединяют личные ценности с ценностями служебной деятельности. Такие военнослужащие представляют интерес для командиров и начальников как с точки зрения их служебного роста, так с точки зрения их воспитания.

Существенные различия по первому фактору, где наиболее высокие показатели имеют военнослужащие, проходящие службу по контракту на должностях военных музыкантов, а наиболее низкие — у медицинских работников, отразили, в первую очередь, специфику понимания личностных ценностей военнослужащими, имеющими различный возраст и семейное положение.

По второму фактору значимых различий между категориями военнослужащих не выявлено.

В третьем факторе более высокими оказались позиции у военнослужащих, проходящих службу по контракту на штабных должностях, более низкие — у тыловых работников. Скорее всего, это связано с морально-нравственными аспектами организации службы данных групп военнослужащих.

Выводы. Таким образом, ценности военной службы представляют собой систему с устойчивой структурой. Они определяют поведение военнослужащих, их пристрастия, отношение к различным проявлениям жизнедеятельности коллектива и общества в целом, самооценку и оценку действий других людей, побуждающие мотивы служебной и внеслужебной деятельности. В то же время значимость ценностей военной службы для отдельных групп меняется под влиянием событий, происходящих в обществе.


Список литературы

  1. Агафонов А.Б. Человек как смысловая модель мира. Пролегомены к психологической теории смысла [Текст] / А.Б. Агафонов. Самара: Издательский дом «Бахрах-М», 2000. -336 с.
  2. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики [Текст] / Е.Ю. Артемьева. М.: Смысл, 1999.
  3. Артемьева Е.Ю. Психосемантические методы описания профессии [Текст] / Е.Ю. Артемьева, Ю Г. Вяткин // Вопр. психологии. 1986. №3. С. 127-133.
  4. Асмолов А.Г. О некоторых перспективах исследования смысловых образований личности [Текст] / А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Б.В. Зейгарник, В.А. Петровский, Е.В. Субботский, А.У. Хараш, Л.С. Цветкова // Вопросы психологии. 1979. №4. С. 35-46.
  5. Большунов А.Я. Соотношение смыслообразования и целеобразования в продуктивной мыслительной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук [Текст] / А.Я. Большунов. М., 1984.
  6. Платонина Е.А. Ценностно-смысловая сфера личности профессиональных военнослужащих // Психологические проблемы смысла жизни и акме. 2020. №XXV. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostno-smyslovaya-sfera-lichnosti-professionalnyh-voennosluzhaschih (дата обращения: 10.12.2021).
  7. Плугатырева Е. О. Ценностные ориентации, как один из основных компонентов структуры личности // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. №7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-kak-odin-iz-osnovnyh-komponentov-struktury-lichnosti (дата обращения: 10.12.2021).
  8. Утюганов А.А. Теоретические и методологические основания изучения ценностно-смысловой сферы личности в современной психологии // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. №11 (55). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-i-metodologicheskie-osnovaniya-izucheniya-tsennostno-smyslovoy-sfery-lichnosti-v-sovremennoy-psihologii (дата обращения: 10.12.2021).
  9. Якушина Н. В. Ценности и ценностные ориентации военнослужащих Российской армии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. 2008. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-i-tsennostnye-orientatsii-voennosluzhaschih-rossiyskoy-armii (дата обращения: 26.03.2022).