УДК 342.92

К ВОПРОСУ О ПОНЯТИИ И ЦЕЛЯХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

№36,

Юридические науки

Носик Александр Викторович


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ; МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; ПРЕЗУМПЦИЯ НЕВИНОВНОСТИ; ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ; ADMINISTRATIVE PENALTIES; MEASURE OF RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE OFFENSE; PRESUMPTION OF INNOCENCE; INDIVIDUALIZATION.


Аннотация: В настоящей публикации автором установлено понятие административного наказания, из которого выявлены признаки, характеризующие административные наказания. Также автором проанализированы цели административных наказаний, в частности, общая и частная превенция.

Административные наказания в обществе выступают в качестве, так называемых, способов воздействия на поведение людей и их сознание [2, с. 179].

Административные наказания это — некие санкции со стороны государства, которые оказывают влияние на общественный правопорядок, способствуют предупреждению преступлений на территории государства.

Согласно А.И. Стахову и Н.В. Румянцева административное наказание является мерой ответственности и «несёт определенный объем правовой нагрузки, строго регламентированный Кодексом об административных правонарушеньях Российской Федерации» [1, с. 33].

Несомненно, здесь находит своё выражение оценка неправомерности действий или бездействий, характеризующиеся административными правонарушениями.

Актуальность изучения административных наказаний и их видов состоит в стремлении к более успешной борьбе с преступлениями и правонарушениями. Задачей, актуальной для законодателя на протяжении всех времен, является предупреждение совершения новых преступлений и правонарушений. Но для достижения данной задачи законодателям в государстве необходимо понимать эффективность уже применяемых им санкции, их влияние на поведение граждан, а также каким образом можно усовершенствовать нормы закона.

Административные наказания являются одним из видов административно — принудительных мер. Кроме того, административное наказание — это определенная мера ответственности, которая несёт определенный объем правовой нагрузки, строго регламентированный Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации. Здесь находит своё выражение оценка неправомерности действий или бездействий, которая характеризуется административными правонарушениями.

Понятие «административного наказания» даётся законодателем в статье 3.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации: Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Содержание административного наказания заключается в принудительных мероприятиях, которые включают обременение виновного лица дополнительными обязанностями или ограничение его свобод и прав, влекущие неблагоприятные последствия для лица, привлекаемого к административной ответственности [3, с. 89].

Суть наказания — это кара, то есть: определенное возмездие за неблагоприятное социальное поведение, которая имеет своей целью — предупреждение совершения новых правонарушений [4, с. 43].

Из данного выше определения можно выделить признаки, которые будут раскрывать понятие административного наказания:

 Только государство может устанавливать административное наказание как меру ответственности;
 Административное наказание применяется исключительно за совершение административного правонарушения;
 Административное наказание — это санкция, влекущая за собой лишение или ограничение прав и свобод правонарушителя;
 Административное наказание применяется к лицу, которое признано виновным в административном правонарушении;
 Административное наказание не может затрагивать третьих лиц и их интересы, а так же носит исключительно личный характер.

Содержание административных наказаний как мер административной ответственности можно определить через цели административных наказаний.

В статье 3.1. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации сказано, что административное наказание «применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами».

Пункт 1 статьи 3.2. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации представляет собой перечень видов административных наказаний.

К административным наказаниям относится:
 Предупреждение;
 Административный штраф;
 Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
 Лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
 Административный арест;
 Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
 Дисквалификация;
 Административное приостановление деятельности;
 Обязательные работы;
 Административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Примечательно, что при назначении административных наказаний учитываются пределы, определенные нормативными актами, предусматривающими ответственность за административные правонарушения. Данным нормативным актам должно быть свойственно непротиворечие Кодексу об Административных правонарушениях.

Отметим, что существуют определенные принципы административных наказаний, они представляют конкретизацию общих правил назначения административных наказаний [5, с. 653].

В качестве основных принципов можно выделить:
 принцип равенства перед законом,
 принцип презумпции невиновности,
 принцип законности,
 принцип индивидуализации ответственности с учётом характера правонарушения и личности нарушителя.

Принцип равенства перед законом. Все лица, совершившие административное правонарушение, равны перед законом.

Принцип презумпции невиновности. К административной ответственности и к административному наказанию должны привлекаться только те лица, в отношении которых установлена их вина.

Принцип законности. При рассмотрении административного правонарушения орган или должностное лицо могут назначить только то наказание и санкцию, которые установлены законодательным актом, учитывая при этом пределы своей компетенции [6, с. 301].

Принцип индивидуализации административных наказаний. При рассмотрении административного правонарушения и назначении наказания за него, должен учитываться характер правонарушения, личность и степень вины правонарушителя, его имущественное положение, и обстоятельства, которые смягчают и отягощают юридическую ответственность.

В Кодексе об Административных правонарушениях Российской Федерации приводится перечень оснований, по которым можно индивидуализировать характеристику личности при назначении административного наказания, к которым относятся: возраст, пол, наличие гражданства, род занятий, служебное положение, должностное положение, состояние здоровья.

При привлечении к административной ответственности юридических лиц должны учитываться характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Если же говорить о сроках давности, то под сроком давности привлечения к административной ответственности стоит понимать месяц и год (календарный месяц и календарный год).

Началом давностного срока считается день совершения административного правонарушения, а истекает же давностный срок в 24 часа последних суток установленного срока.

Для длящегося административного правонарушения сроки исчисляются со дня обнаружения административного правонарушения.

Административное наказание — важный элемент не только отрасли административного права, но и государства в целом.

Административные наказания появились в обществе не сразу, они развивались постепенно вместе с ним.

Чтобы административные наказания были эффективными и правильно осуществляли свои функции в обществе, во-первых, они должны быть санкционированы государством, чётко им же соблюдаться и регулироваться. А, во-вторых, они должны применяться ко всем гражданам одинаково, исходя из принципов применения административных наказаний, тем самым не исключая и не смягчая вину тех или иных лиц — то есть являться некими «регуляторами» справедливости и стабильности в обществе.

Таким образом, одним из наиболее значимых инструментов, посредством которых на сегодняшний день обеспечивается соблюдение законодательства в сферах государственного управления, несомненно, являются административные наказания.


Список литературы

  1. Административная ответственность: учебное пособие / под ред. А.И. Стахова, Н.В. Румянцева. – 8-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юнити-Дана: Закон и право, 2014. С. 33.
  2. Безукладников В. В. Сущность и содержание административного наказания // Молодой ученый. 2020. № 46 (336). С. 179.
  3. Белкина П.М. Административное наказание: практическое пособие / П. М. Белкина. – Москва : Лаборатория книги, 2012. С. 89.
  4. Бикситова Ж. Административная ответственность: учебное пособие / Ж. Бикситова; Оренбургский государственный университет. Оренбург: Оренбургский государственный университет, 2012. С. 43.
  5. Кудрявая А.А. Воспитательная роль административного наказания // Молодой ученый. 2014. № 3 (62). С. 653.
  6. Мазурин С.Ф. Административное право : учебник : в 2-х т. / С. Ф. Мазурин. – Москва : Прометей, 2017. Том 2. С. 301.