УДК 342.92

КЛАССИФИКАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

№36,

Юридические науки

Носик Александр Викторович


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ; КЛАССИФИКАЦИЯ; ОСНОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ; ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ НАКАЗАНИЯ; ФЕДЕРАЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СУБЪЕКТОВ ФЕДЕРАЦИИ; ADMINISTRATIVE PUNISHMENTS; CLASSIFICATION; BASIC PUNISHMENTS; ADDITIONAL PUNISHMENTS; FEDERAL LEGISLATION; LEGISLATION OF THE SUBJECTS OF THE FEDERATION.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализированы существующие критерии для классификации административных наказаний. Указано, что каждый из критериев классификации имеет свое важное практическое значение. Также проанализированы материалы судебной практики, из чего сделаны выводы о наиболее часто назначаемых видах административных наказаний.

Существуют различные классификации административных наказаний. Как правило, все они основаны на критериях, содержащихся в законе, т.е. в КоАП РФ [1] и в других нормативно-правовых актах, предусматривающих административную ответственность [3, с. 21].

Первая и наиболее очевидная классификация, это деление наказаний на основные и дополнительные исходя из критерия возможности назначения конкретного административного наказания в качестве такового в силу прямого указания в КоАП РФ.

Деление наказаний на основные и дополнительные содержится в ст. 3.3 КоАП РФ.

Так, согласно 1 ст. 3.3. КоАП РФ, установлено, что предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством соответствующего вида, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

В качестве дополнительных наказаний, в соответствии с ч. 2 ст. 3.3. КоАП РФ, могут быть применены конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством соответствующего вида применяется в качестве дополнительного административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 11.7.1, ч. ч. 1 и 2 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.

Отметим, что практика назначения судами дополнительных наказаний является довольно распространенной. Так, за первое полугодие 2021 года в качестве дополнительного наказания лишение специального права было назначено в отношении 152584 лиц, что превышает количество назначений данного наказания в качестве дополнительного за аналогичный период 2020 года практически на 7,63%. Так как в первом полугодии 2020 году оно было назначено 141773 лицам [6].

Согласно ч. 3 ст. 3.3. КоАП РФ, предусмотрено, что за совершение одного правонарушения может быть назначено одно основное и одно дополнительное наказание, однако, только если такие наказания указаны в санкции соответствующей нормы Особенной части КоАП РФ.

В 2014 году указанная ч. 3 ст. 3.3. КоАП РФ, в связи с принятием ФЗ от 14.10.2014 года № 307 [2], была дополнена следующим правилом: «если санкция применяемой статьи предусматривает обязательное назначение основного и дополнительного административных наказаний, но при этом одно из них не может быть назначено лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, назначается только то из административных наказаний, которое может быть назначено указанному лицу».

А.М. Волков, комментируя данные нововведения, отмечает что «законодатель пошел по пути экономия правовой репрессии, установив правило неприменения дополнительных наказаний, когда обязательность его применения установлена в норме особенной части КоАП РФ, однако данный вид субъектов в силу положений общей части КоАП РФ не может быть подвергнут такому наказанию» [5, с. 66].

Следующей классификацией административных наказаний является их деление на те, которые могут быть предусмотрены только в Особенной части КоАП РФ (т.е. в федеральном законодательстве) и те, которые могут быть установлены законодательством об административных правонарушениях субъектов федераций.

Так, в соответствии с ч. 3 ст. 3.2 КоАП РФ, административные наказания, перечисленные в п. 3 — 11 ч. 1 данной нормы устанавливаются только КоАП РФ, а значит не могут быть установлены в законодательстве субъекта федерации. Исходя из этого, субъектом федерации самостоятельно могут быть установлены только административные санкции в виде предупреждения и штрафа.

Следующей классификацией административных санкций является их деление по возможности назначения специальным субъектам или категориям специальных субъектов (критерий – особенность правового статуса). Например, это наказания, которые могут быть применены исключительно к:

 юридическим лицам или гражданам – осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Таким наказанием является административное приостановление деятельности;

 к иностранным гражданам. Специальный вид административного наказания: выдворение за переделы РФ;

 к государственным служащим и другим категориям должностных лиц. Прежде всего, это дисквалификация.

 только к гражданам – физическим лицам (как к иностранным гражданам, так и к гражданам РФ). Например, это запрет посещения мест проведения спортивных мероприятий, обязательные работы, административный арест;

 наказания, которые потенциально могут быть применены ко всем категориям субъектов. Таких наказаний всего три: предупреждение, штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения. Лишение специального права может быть применено как к гражданам, так и к должностным лицам.

Предупреждение и штрафы могут быть применены как в судебном, так и в административном порядке, все остальные санкции могут быть назначены только судом. Из этого правила есть несколько исключений, например, административное выдворение за пределы РФ может быть применено компетентным органом выявившим правонарушение при пересечении иностранным гражданином или лицом без гражданства Государственной границы РФ. Административное приостановление деятельности предприятия, нарушающего требования в области промышленной безопасности может быть применено компетентным надзирающим органом.

Также Д.Н. Бахрах выделяет наказания, которые по своему содержанию представляют собой морально-психологическое воздействие6 «В системе административных санкций можно различать меры психического (морально-правового), имущественного (штраф, конфискация, возмездное изъятие), физического (арест, выдворение) и организационного (дисквалификация) воздействия. Что касается лишения прав, то оно является имущественной санкцией, если назначается собственнику, временно лишая его права пользования собственным имуществом, и мерой организационного воздействия на шоферов различных организаций, а может быть, и тем, и другим сразу» [4, с. 309].

Некоторые административные наказания прекращают противоправные действия прямо (при применении ареста, конфискации, дисквалификации, выдворении) или косвенно (побуждают стать на учет, получить паспорт и т.д.).

Далее рассмотрим особенности административных наказаний, которые применяются к юридическим лицам. Данная система административных наказаний характеризуется рядом особенностей.

Во-первых, эта система является единственным законодательно установленным перечнем административных наказаний, что позволяет обеспечить единообразное понимание и применение данных средств правоохраны.

Во-вторых, иные виды административных наказаний, кроме указанных выше, могут быть установлены только законодательными актами РФ и лишь в соответствии с общими положениями и принципами законодательства об административных правонарушениях.

В-третьих, она дифференцирует административные наказания на основные и дополнительные (возмездное изъятие, конфискация), причем последние могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного наказания; другие административные наказания могут устанавливаться и применяться только в качестве основных.

Дополнительные наказания могут назначаться самостоятельно, а могут только присоединяться к основным мерам наказания. За конкретное административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и одно из дополнительных наказаний, указанных в санкции применяемой статьи КоАП. Одновременное применение двух основных либо двух дополнительных наказаний не допускается.

В-четвертых, эта система для юридических лиц включает наказания морального характера (предупреждение) и денежные и имущественные наказания (штраф, конфискация).

Таким образом, критериями классификации административных наказаний являются: длительность административного наказания; вид ограничения прав; характеристики субъектов к которым оно может быть применено; уровень нормативного правового акта, в котором может быть закреплено наказания; характеристики субъекта, наделенного правом применять административное наказание; основной или дополнительный характер наказания.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Федеральный закон от 14.10.2014 № 307-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // Российская газета. № 238, 17.10.2014.
  3. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. — М.: Зерцало — М, 2014. С. 21.
  4. Бахрах Д.Н., Россинский Б.В., Старилов Ю.Н. Административное право: Учебник для вузов. — 3-е изд., пересмотр, и доп. М.: Норма, 2007. С. 309.
  5. Волков А.М. Административное право в вопросах и ответах: учебное пособие / А. М. Волков. – Москва : Проспект, 2017. С. 66.
  6. Сводные статистические сведения о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей за 1 полугодие 2020 года // Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: https://cdep.sudrf.ru/index.php?id=79&item=5896 (дата обращения: 01.03.2022).