УДК 342.92

ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

№36,

Юридические науки

Носик Ольга Александровна


Ключевые слова: МЕРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА; ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ; ПРЕСЕЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВОНАРУШЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНО-ДЕЛИКТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; MEASURES TO ENSURE THE PRODUCTION; PROCEEDINGS IN THE CASE OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE; SUPPRESSION OF AN ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE AND TORT LEGISLATION.


Аннотация: В настоящей публикации проанализированы понятие, а также содержание мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении. На основе анализа позиций теоретиков, исследовавших эти вопросы, автор формулирует обобщающее определение мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, которое учитывает все его сущностные характеристики.

Нормами Конституции Российской Федерации [1] установлены обязанности государства, в том числе в обеспечении законности и правопорядка, в неукоснительном соблюдении прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

В целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления уполномоченное лицо вправе в пределах своих полномочий применять предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях [2] меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях – это целый комплекс специальных средств, применяемых компетентными органами и уполномоченными лицами на различных стадиях производства по делу об административных правонарушениях, сущность и объем которых обусловлены санкцией соответствующей меры административной ответственности и составом инкриминируемого административного правонарушения. При этом важно подчеркнуть, что качественно отлаженный механизм реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях не только позволяет достигать целей административной ответственности, но и обусловливает юридическую эффективность административно-деликтного законодательства в целом.

Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях получили самостоятельное место в системе мер административного принуждения в юридической литературе, так же как административно-предупредительные меры, меры административного пресечения и меры административной ответственности (административные наказания).

Меры административного принуждения, по мнению Ю.П. Гапон, можно представить в виде совокупности пяти видов:
1) административно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения;
3) меры, обеспечивающие производство по делам об административных правонарушениях, или меры административно-процессуального обеспечения;
4) меры административного наказания;
5) административно-восстановительные меры [4, с. 26].

Анализируя комплекс мер, служащих в качестве административного принуждения, а также мер, служащих обеспечению процесса производства по делам об административных правонарушениях, на наличию схожих признаков и элементов различия, Ю.П. Гапон пришел к выводу о том, что «с одной стороны, мера обеспечения производства по делам об административных правонарушениях обладает всеми чертами, характерными для мер административного принуждения, с другой — ей присущ ряд особенностей» [6, с. 129].

По мнению М.Е. Загорулько, меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях — это способы административно-правового принуждения, которые применяются «в административно-юрисдикционной практике с целью создания необходимых условий и предпосылок для привлечения виновных в совершении административных правонарушений к административной ответственности (наказанию). Данная разновидность мер административного принуждения может применяться для установления виновных и всех обстоятельств совершенного правонарушения, своевременного и правильного рассмотрения дела, принятия законного и обоснованного решения (постановления) по делу об административном правонарушении и эффективного исполнения постановления о наложении наказания [5, с. 216].

Сравнивая мнения современных авторов, рассматривающих данное понятие, можно сделать вывод, что, в соответствии с существующими правовыми нормами, урегулированные законодательством меры административного принуждения, которые применяются должностными лицами органов исполнительной власти, а также судом в целях обеспечения нормального течения производства по делу в связи с обнаружением признаков административно-правового деликта, либо при наличии достаточных оснований предположить существование подобных признаков в строго определенном процессуальном порядке, можно считать мерами обеспечения по делам об административных правонарушениях, Объектами воздействия являются лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иные участники производства. Принудительным воздействием при этом являются различные ограничения прав и свобод [3, с. 50].

Изучив правовые положения и регламентации порядка их применения, можно предложить следующее обобщающее понятие: порядок осуществления мер производства по делам об административных правонарушениях — это комплекс взаимосвязанных процессуальных средств, правил и процедур (элементов), задача которых заключается

во-первых, в законности и обоснованности выбора эффективной меры процессуального принуждения компетентными государственными органами и уполномоченными должностными лицами;

во-вторых, необходимую и должную защиту прав и законных интересов граждан и организаций при осуществлении производства по делу.

Важно отметить, что на общую функциональность и эффективность механизма реализации мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях имеет влияние внутренняя структурированность, сбалансированность, достаточность и высокая качественность характеристик входящих в него элементов, образующих собою систему.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.03.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Артемьев Н.В., Статуев С.С. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях и их особенности // Административное право и процесс. 2019. N 6. С. 49 – 52.
  4. Гапон Ю.П. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применяемые должностными лицами подразделений пограничного контроля пограничных органов: Дис. … канд. юрид. наук. Челябинск, 2014. С. 26.
  5. Загорулько М.Е. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в деятельности таможенных органов: место и значение // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2015. N 7. С. 216 — 217.
  6. Соколов А.Ю. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях в системе мер административного принуждения: Дис. … д-ра юрид. наук. Саратов, 2013. С. 129.