УДК 342.9

ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ: ПРАВИЛА НАЗНАЧЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

№36,

Юридические науки

Алексеенко Елена Сергеевна


Ключевые слова: ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВОНАРУШЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ АРЕСТ; ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ; INSTITUTIONS OF STATE POWER; ADMINISTRATIVE OFFENSE; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; ADMINISTRATIVE ARREST; WARNING; ADMINISTRATIVE FINE.


Аннотация: Автором осуществлен детальный анализ правил назначения административных наказаний за правонарушения, посягающие на институты государственной власти, вопросы административной ответственности за которые регламентированы Главой 17 КоАП РФ.

Законодатель, предусмотрел назначение административных наказаний за совершение правонарушений, посягающих на институты государственной власти, закрепив соответствующие положения в Главе 17 КоАП РФ.

В зависимости от совершенного правонарушения законодателем предусмотрено соответствующее наказание, которое также зависит от вреда, причиняемого в результате его совершения и уровня общественной опасности [2, с. 76]. За правонарушения, посягающие на институты государственной власти, может быть применено в отношении лица, как строгое наказание, так и нет.

По результатам рассмотрения дела об административных правонарушениях, посягающих на институты государственной власти, назначение административного наказания осуществляют судьи (это касается правонарушений, предусмотренных ст. 17.1 — 17.13, ч. 2 и 2.1 ст.17.14, ст.17.17, ч.1.1, 1.2, 3 и 4 ст.17.15), а также судьи арбитражных судов (это касается правонарушений, предусмотренных ч. 2 и 2.1 ст. 17.14 КоАП РФ).

И так, в соответствии с положениями Главы 17 КоАП РФ [1], в случае совершения административного правонарушения, посягающего на институты государственной власти, к административной ответственности могут быть привлечены: юридические и физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели, работодатели, его представители, свидетели, специалисты, эксперты, лица, осуществляющие переводы, должники и лица, не являющиеся должниками).

Обозначим административные наказания, которые назначаются за правонарушения, посягающие на институты государственной власти:

1) предупреждение.

За правонарушения, посягающие на институты государственной власти, обладающие не такой значительной общественной опасностью, может быть назначено предупреждение. В частности, в случае совершения правонарушений, ответственность за которые регламентирована ст. 17.6, 17.11 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 17.6 непредставление информации для составления списков присяжных заседателей может повлечь за собой административную ответственность в виде предупреждения, однако судья может прийти к заключению о необходимости наложения административного штрафа на должностное лицо, учтя все обстоятельства дела и изучив все материалы.

В соответствии с ч. 1 ст. 17.11 ношение ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию, знака отличия Российской Федерации, РСФСР, СССР, орденских лент или лент медалей на планках лицом, не имеющим на то права влечет предупреждение.

Примечательно, что за первое полугодие 2021 года судьями было назначено административное наказание в виде предупреждения (письменного) 290 лицам, совершившим административные правонарушения, посягающие на органы государственной власти. Так, наибольшее число предупреждений выло назначено в результате совершения правонарушения, квалифицируемого по ст. 17.7 КоАП РФ — 238 лицам, и ст. 17.8 КоАП РФ — в отношении 40 лиц. При этом, законодатель прямо не предусмотрел за анализируемые правонарушения такой вид административной ответственности, как предупреждение.

2) обязательные работы.

Законодатель предусмотрел возможность назначения такого административного наказания за правонарушения, посягающие на институты государственной власти, как обязательные работы.

В частности, совершение правонарушения, квалифицируемого по ч. 4 ст. 17.15 КоАП РФ может повлечь привлечение граждан к обязательным работам на срок до ста двадцати часов. Либо наложение других видов административного наказания.

Также, обязательные работы на срок до пятидесяти часов могут быть назначены лицу (должнику) в случае совершения правонарушения, квалифицируемого по ст. 17.17 КоАП РФ [3, с. 117].

За первое полугодие 2021 года данное административное правонарушение было назначено в отношении 1987 лиц, совершивших правонарушение, посягающее на институты государственной власти.

3) дисквалификация.

В случае совершения таких административных правонарушений, которые регламентированы ст. 17.2.2 и 17.7 КоАП РФ законодатель предусмотрел возможность назначения в качестве основного наказания дисквалификации.

Так, совершение административного правонарушения, квалифицируемого по ч. 3 ст. 17.2.2 КоАП РФ влечет дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Совершение правонарушения, квалифицируемого по ст. 17.7 КоАП РФ, в случае если оно совершено должностным лицом может повлечь дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года. За анализируемый срок 2021 года дисквалификация была назначена в отношении 13 должностных лиц.

4) административный арест.

Наказание в виде административного ареста предусмотрено положениями ч. 1 ст. 17.3 КоАП РФ.

Так, административный арест на срок до пятнадцати суток может быть назначен в случае неисполнения законного распоряжения судьи о прекращении действий, нарушающих установленные в суде правила.

Полагаем, что законодатель не до конца проработал вопрос административной ответственности за неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава по обеспечению установленного порядка деятельности судов. По мнению некоторых экспертов, назрела необходимость внести изменения в абз. 2 ч. 2 ст. 17.3 КоАП РФ, для того, чтобы за неисполнение распоряжения судебного пристава, так же как и распоряжения судьи предусматривался административный арест в виде 15 суток, ведь данные правонарушения по степени общественной опасности являются равными [5].

Можно сделать вывод об отсутствии у участников правоотношений стремлений к правовому поведению, учитывая высокие показатели совершаемых административных правонарушений, квалифицируемых по ст. 17.3 КоАП РФ. Так, за 2021 год наблюдался значительный рост числа административных правонарушений, квалифицируемых по ст. 17.3 КоАП РФ.

Примечательно, что если в первом полугодии 2020 было рассмотрено 15867 дел, а к ответственности было привлечено 14897 лиц, то уже в 2021 году рассмотрено 25922 дел, а к ответственности привлечено 24568 лиц, что действительно на порядок выше. Полагаем целесообразным согласиться с таким предложением.

В целом за правонарушения, ответственность за которые регламентирована Главой 17 КоАП РФ, административный арест за анализируемый период 2021 года был назначен в отношении 213 лиц [4].

5) административное приостановление деятельности.

Данный вид административного наказания можно обозначить как строгого. В случае совершения административного правонарушения, квалифицируемого по ст. 17.7 КоАП РФ влечет административно приостановление деятельности юридических лиц на срок до 90 суток.

За первую половину 2021 года данное административное наказание было избрано судьями в отношении 44 юридических лиц.

6) лишение специального права.

Следующим видом административного наказания, которое назначается за правонарушения, посягающие на институты государственной власти, является лишение специального права. За первую половину 2021 года данное административное наказание было избрано судьями в отношении 1063 лиц.

Данное административное наказание может быть назначено в случае совершения правонарушения, за которое предусмотрена ответственность согласно ст. 17.17 КоАП РФ.

7) административный штраф.

Практически за все правонарушения, ответственность за которые регламентирована Главой 17 КоАП РФ, закреплено законодателем наказание в виде административного штрафа. Исключение составляет ст. 17.17 КоАП РФ. Так, в случае нарушения установленного в соответствии с законодательством об исполнительном производстве временного ограничения на пользование специальным правом лицо может быть лишено специального права или привлечено к обязательным работам.

Практически за весь период, когда законодателем были объединены в Главу 17 КоАП РФ правонарушения, посягающие на институты государственной власти, наказание в виде административного штрафа являлось наиболее часто применяемым.

Так, за первое полугодие 2021 года административный штраф был назначен в качестве основного наказания в 51073 случаев привлечения лик к административной ответственности, что составляет фактическое большинство. Ведь за данный период всего было рассмотрено 63461 дел о правонарушениях, посягающих на институты государственной власти, в результате чего 54381 ли было подвергнуто наказанию, и в 93,92 % случаев было назначено наказание в виде административного штрафа.

В зависимости от того, какое из правонарушений, посягающих на институты государственной власти, совершено, находится размер административного штрафа. В том числе важен субъект правонарушения, то есть лицо его совершившее. Как было отмечено ранее, таковыми могут быть юридические и физические лица (граждане), а также должностные лица.

Для граждан минимальный размер такого штрафа составляет 300 рублей (правонарушение, квалифицируемое по ст. 17.13 КоАП РФ); для должностных лиц от 500 рублей (ст. 17.6, 17.13 КоАП РФ); для юридических лиц от 30 тысяч рублей (ч. 1 ст. 17.14, ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ).

Максимальный размер штрафа для граждан составляет 500 тысяч рублей (в случае совершения правонарушения, ответственность за которое регламентирована ч. 3ст. 17.15 КоАП РФ); для должностных лиц до 50 тысяч рублей (ст. 17.8.1, ч. 1.2 и ч. 4 ст. 17.15 КоАП РФ); для юридических лиц до 1 миллиона рублей (ч. 3 ст. 17.15 КоАП РФ).

Фактически, наименьшее наказание при совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.13 КоАП РФ (Разглашение сведений о мерах безопасности), наиболее суровое наказание предусмотрено положениями ст. 17.15 КоАП РФ (Неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера).

8) конфискация.

Суд, помимо того, что назначает административный штраф за правонарушение, посягающее на институты государственной власти, может также назначить дополнительно конфискацию. Данная санкция является безальтернативной.

В частности, в качестве примера следует обозначить такие административные правонарушения, которые регламентированы:

— ст. 17.11 КоАП РФ, когда лицо осуществляет незаконное ношение государственных наград, такие награды будут конфискованы.

— ст. 17.12 КоАП РФ, когда лицо осуществляет незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, с символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов, такие предметы будут конфискованы.

В завершении отметим, что на первый взгляд административная ответственность и назначение административного наказания за правонарушения, посягающие на институты государственной власти, являются основополагающим инструментом для предотвращения последующих правонарушений в анализируемой сфере, однако статистика и судебная практика говорит об обратном. Такое положение свидетельствует о наличии определенных проблем привлечения к административной ответственности за правонарушения, посягающие на институты государственной власти и необходимости урегулирования данного вопроса.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 04.03.2022) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1.
  2. Килясханов И. Ш. К вопросу о реструктуризации Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях / И.Ш. Килясханов // Полицейское право. 2007. № 2. С. 76.
  3. Могилевский Г.А., Яковлева И.К. Процессуальные действия судебного пристава-исполнителя по привлечению к административной ответственности должника за неисполнение юрисдикционных требований // International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol. 1-2 (64), 2022. С. 117.
  4. Результаты рассмотрения дел об административных правонарушениях по I инстанции. 1 полугодие 2021 года // Судебный департамент при ВС РФ [Электронный ресурс]. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79&item=5896.
  5. Ряховский К.Б. Грани взаимодействия судебных приставов и сотрудников органов внутренних дел // Вестник исполнительного производства. 2017. № 3.