УДК 33

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№36,

Экономические науки

Пархоменко Юлия Николаевна


Ключевые слова: БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС; БЮДЖЕТНАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ОБЯЗАТЕЛЬСТВА; ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ; ЦИФРОВИЗАЦИЯ; ЦИФРОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; BUDGET PROCESS; BUDGET EFFICIENCY; COMMITMENTS; DIGITAL TRANSFORMATION; DIGITALIZATION; DIGITAL TOOLS.


Аннотация: В настоящее время осуществляется трансформация основных инструментариев бюджетного процесса, которая в целом имеет перманентный характер и обусловлена теми задачами и целями, которые стоят перед государством и обществом сегодня. В то же время, говоря об эффективности бюджетного процесса, нельзя не отметить, что принятие управленческого решения о цифровизации всех социально-экономических сфер Российской Федерации предопределило целенаправленное воздействие цифровых технологий на бюджетную сферу.

Рассмотрение вопросов регламентации возникновения и реализации бюджетных процессов в современных условиях невозможно представить вне границ цифрового поля. Одним из цифровых инструментов, позволяющих регламентировать бюджетные процессы, выступает цифровая трансформация, предполагающая не только перевод информации с аналоговых носителей в цифровой формат, но и создание нового продукта в цифровой форме. Тем самым цифровая трансформация предполагает процесс перехода (преобразования) от негибкости к «постоянно гибкому» состоянию, итогом реализации которого является наступление конкретных результатов применения цифровых технологий.

Применяя конструкцию цифровой трансформации в бюджетной сфере, следует учитывать, что показателем качества управления бюджетным процессом является бюджетная эффективность. Традиционно бюджетная эффективность рассматривается как показатель эффекта для бюджета в результате осуществления государственной функции, реализации программы, инвестиционного проекта, определяемый как отношение полученного бюджетом результата к расходам (затратам), обусловившим и (или) обеспечившим его получение. При этом одним из наиболее часто называемых доктриной критериев бюджетной эффективности выступает эффективность бюджетных расходов, которая не только отражает их результативность при достижении планируемого результата, но и характеризуется минимизацией издержек на оказание бюджетных услуг. Кроме того, в последнее время, в рамках внедрения цифровых процедур в бюджетные процессы, дополнительным критерием бюджетной эффективности называют оптимизацию (снижение) бюджетных расходов.

В целях повышения экономической эффективности бюджетных расходов, приведения их в соответствие с меняющимися приоритетами и целями в Российской Федерации в последние десятилетия идет процесс реформирования бюджетной системы, внедрения новых методов управления общественными финансами.

Цифровая трансформация проявляется преобразованием правовых форм управленческой деятельности, а именно с информацией, созданной с использованием определенного кода, хранящейся и передаваемой посредством информационных средств и информационных технологий. Так, в результате внедрения информационной системы «Электронный бюджет» вся информация о формировании и расходовании публичных фондов денежных средств — бюджетов отражается и хранится на электронных носителях в виде определенного цифрового кода, передается с использованием информационных технологий и информационных средств в виде электронного документооборота, с заверением электронно-цифровыми подписями уполномоченных лиц. Тем самым цифровая трансформация выступает организационно-экономическим процессом цифровизации — созданием цифровых сервисных платформ интеграции и взаимодействия всех участников цифровых технологий бюджетного процесса, в которых преобладает персонализированный характер, ориентированность на конкретного субъекта.

Персонификация, индивидуализация правового регулирования в условиях существенно увеличивающегося объема информации, находящегося в открытом доступе, является одним из перспективных направлений развития бюджетного процесса, эффективность повышения которого предопределена использованием больших данных. В то же время сама возможность имплементации больших данных в сферу бюджетирования основана на трансформации существующей в реальности информации в машиночитаемый вид.

В связи с этим весомый результат внедрения информационной системы «Электронный бюджет» состоит в том, что благодаря системе «Электронный бюджет», в едином киберпространстве которого перемещается финансовая информация, публичные образования в режиме реального времени получают возможность доступа к актуальным сведениям об управлении финансами: о прогнозных и фактических поступлениях доходов во все государственные бюджеты и внебюджетные фонды, о деятельности и состоянии бюджетных организаций, об их активах и обязательствах, о плановых и фактических результатах работы, о том, сколько, куда и каким субъектам были выделены средства бюджетов и т.д. Это позволяет исключить расхождения в исходной информации и оперативных данных, которые формируются на различных организационных уровнях управления, и повышает обоснованность принимаемых решений, обеспечивает эффективность менеджмента в сфере общественных финансов. Тем самым внедрение информационной системы «Электронный бюджет» позволяет перейти на качественно новый уровень управления государственными финансами и создать инструментарий для принятия обоснованных управленческих решений с целью повышения эффективности и результативности бюджетных расходов. Обобщая сказанное, можно резюмировать, что информационная система «Электронный бюджет» не только позволяет повысить качество финансового управления, но и создает условия для повышения результативности использования бюджетных средств и активов государственных структур.

Несомненно, использование информационной системы свидетельствует о том, что бюджетные отношения в России сегодня в достаточной степени охвачены цифровыми технологиями. Вместе с тем в Бюджетном кодексе РФ информационная система «Электронный бюджет» не упоминается. При этом бюджетное законодательство содержит указание на регулирование правоотношений, осуществляемых посредством применения цифровых технологий, в частности, ст. 36, 69.2, 160.1, 165, 166.1, 192, 241.2 и ст. 264.2-1 Бюджетного кодекса РФ предусматривают отдельные положения по использованию «единого портала бюджетной системы Российской Федерации». При этом законодатель ограничивает его правовое обеспечение за счет закрепления его назначения, открытого перечня размещаемых сведений, а также органов, осуществляющих создание, ведение, правовое регулирование состава и порядка размещения информации на портале бюджетной системы в сети Интернет.

Целесообразно в нормах Бюджетного кодекса РФ предусмотреть норму, закрепляющую не только правовой статус информационной системы «Электронный бюджет», но и указать подчиненный характер единого портала бюджетной системы РФ, в частности, видится обоснованным внести изменение в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, указав, что государственная интегрированная информационная система управления общественными финансами «Электронный бюджет» — единая информационная система управления государственными и муниципальными (общественными) финансами Российской Федерации, порядок создания и ведения которой осуществляет Министерство финансов РФ, предназначенная для обеспечения прозрачности, открытости и подотчетности деятельности государственных органов и органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, а также для повышения качества их финансового менеджмента за счет формирования единого информационного пространства и применения информационных и телекоммуникационных технологий в сфере управления государственными и муниципальными (общественными) финансами.

Кроме того, с целью реализации концепции единой цифровой среды государственных интернет-ресурсов на базе модели «одного окна», предусмотренного в качестве одного из мероприятий государственной программы Российской Федерации «Информационное общество», в Бюджетный кодекс РФ, в ст. 241.2 «Единый портал бюджетной системы Российской Федерации», целесообразно внести изменения, касающиеся соотносимости единого портала бюджетной системы с информационной системой «Электронный бюджет».

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод: в настоящее время осуществляется трансформация основных инструментариев бюджетного процесса, которая в целом имеет перманентный характер и обусловлена теми задачи и целями, которые стоят перед государством и обществом сегодня. В то же время, говоря о эффективности бюджетного процесса нельзя не отметить, что принятие управленческого решения о цифровизации всех социально-экономических сфер Российской Федерации на уровне главы государства предопределило целенаправленное воздействие цифровых технологий на бюджетную сферу. Тем самым цифровая трансформация опосредовала не только факт преобразования действительности, но и выступила «техническим» инструментарием повышения эффективности бюджетных процессов, придав управлению государственными финансами необходимую «гибкость».


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)// «СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3823.
  3. Васюнина М.Л. Об управлении бюджетными рисками// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2020. № 22. С. 2 — 13.
  4. Дадашев А.З., Золотько А.И. К вопросу о финансовой самостоятельности муниципальных образований и методах оценки ее уровня // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2021. № 18. С. 13 — 27.