УДК 34

К ВОПРОСУ О СТАНОВЛЕНИИ И РАЗВИТИИ РОССИЙСКОГО УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ КОМПЬЮТЕРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

№36,

Юридические науки

Патраш Иван Андреевич


Научный руководитель: Легеза Л.А., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: КОМПЬЮТЕРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА; ОБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА; СУБЪЕКТИВНАЯ СТОРОНА; КРИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ; COMPUTER INFORMATION; INFORMATION TECHNOLOGIES; FORENSIC CHARACTERISTICS; OBJECTIVE SIDE; SUBJECTIVE SIDE; CRITICAL INFORMATION INFRASTRUCTURE; INFORMATION CRIMES.


Аннотация: Появление компьютерный преступлений в обществе вызвало огромное изменение в законодательстве в целом, а также повлияло на расследование и криминалистику при раскрытии данного вида преступлений. Публикация четко раскрывает криминалистическую характеристику преступлений в сфере компьютерной информации, личности преступника. Статистические данные указанные в статье, четко дают понять проблематику и развитие криминалистической техники, способствующей своевременному раскрытию компьютерных преступлений.

Появление ЭВМ и дальнейшее развитие компьютерных технологий привело к возникновению совершенно нового вида преступности — компьютерной, где компьютерное оснащение и электронная информация являются объектом противоправного посягательства. Наряду с положительными достижениями информатизация сопровождается побочным, отрицательным явлением криминогенного характера, к которому относят преступления в сфере электронно-вычислительных машин, систем и компьютерных сетей или «компьютерную преступность».

По статистике МВД, за семь месяцев 2021 года произошло почти 320 тысяч киберпреступлений. Это на 16% больше, чем за тот же период в прошлом году. Около 127 тысяч преступлений совершены с использованием мобильной связи, 104 тысячи — с применением карт[1]. Кроме того, наблюдается динамика слияния новоявленной преступности с международным криминалитетом, что несет на себе соответствующую угрозу обществу в целом. Следует отметить, что такая трансграничность затрудняет возможность раскрытия и расследования этой категории преступлений работниками правоохранительных органов разных государств. В большинстве документов, принятых на международном уровне, отмечается, что для эффективной борьбы с киберпреступностью необходимо более широкое, оперативное и налаженное международное сотрудничество.

Американский ученый К.Э. Шеннон в 1948 году впервые определил само понятие «информация» и дал вероятностно-статистическое определение понятию «количество информации», связывая это явление с кибернетикой. Термин «компьютерная преступность» впервые появился в США, где в 60-х годах прошлого века подобное словосочетание впервые появилось в СМИ в связи с выявлением первых преступлений, совершенных с использованием ЭВМ.

Первое преступление, совершенное с использованием ЭВМ в бывшем СССР, было зарегистрировано в 1979 году в Вильнюсе – это было хищение денежных средств оператором почтовой связи[2]…

Что же касается России, то первое преступление с использованием компьютерной техники, было совершено на территории РСФСР в 1991 году, когда были похищены 125,5 тыс. долларов США во Внешэкономбанке СССР сотрудником вычислительного центра данного учреждения.

С появлением новой угрозы, на законодательном уровне неоднократно предпринимались попытки регламентации ответственности за совершение компьютерных преступлений. Так, 06 декабря 1991 года был представлен проект Закона РСФСР «Об ответственности за правонарушения при работе с информацией», который предусматривал введение в действующий Уголовный кодекс РСФСР норм, устанавливающих ответственность за совершение компьютерных преступлений.

Постановлением Верховного Совета РФ от 23.09.92 № 3524-1 «О порядке введения в действие Закона Российской Федерации «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» предполагалось внесение изменений и дополнений в Гражданский, Уголовный кодекс РСФСР и другие законодательные акты, связанные с вопросами правовой охраны программ для электронных вычислительных машин и баз данных.

В 1994 году был разработан проект закона о внесении дополнений в УК РСФСР, которым устанавливалась ответственность за ряд противоправных действий в сфере компьютерной информации. В 1995 году был опубликован проект Уголовного кодекса Российской Федерации, в котором предусматривалась Глава 29 «Компьютерные преступления», включавшая в себя следующие составы: самовольное проникновение в автоматизированную компьютерную систему (ст. 271); неправомерное завладение программами для ЭВМ, файлами или базами данных (ст. 272); самовольная модификация, повреждение, уничтожение баз данных или программ для ЭВМ (ст. 273); внесение или распространение вирусных программ для ЭВМ (ст. 274); нарушение правил, обеспечивающих безопасность информационной системы (ст. 275) [3].

В июне 2001 г. Европейским комитетом вместе с комитетом экспертов по исследованию проблем преступности был разработан проект Конвенции о киберпреступности. В ноябре того же года Конвенция была утверждена комитетом министров Совета Европы и подписана 35 государствами, которые обязались осуществлять согласованную политику борьбы с преступностью в этой сфере.

1 января 1997 г. вступил в силу новый Уголовный кодекс Российской Федерации, в котором появилась Глава 28 «Преступления в сфере компьютерной информации», объединяющая ст. 272 «Неправомерный доступ к компьютерной информации», ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ» и ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети», который с рядом изменений действует и по настоящее время[4].

Дальнейшее развитие информационных технологий, появление и активное внедрение сети Интернет, массовая компьютеризация привели к бурному развитию компьютерной преступности, как на уровне отдельных государств, в том числе, России, так и на международном уровне[5].

Вопросам изучения преступлений в сфере компьютерной информации было посвящено несколько диссерта­ционных работ и публикаций монографического уровня. Одними из первых работ, обозначивших суть проблемы компьютерной пре­ступности и осветивших основные способы совершения данного вида преступлений, были работы Ю.М. Батурина «Проблемы компьютерного права» (1991) [6] , Алексеров В.И., Колокольчикова О.Н. «Раскрытие преступлений в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации: учебное пособие» (2016), Булай Ю.Г., Булай Р.И. «Профилактика и противодействие киберпреступности, а также международным киберугрозам» (2017) и др., на основе анализа которых предложено называть «компьютерными» только те преступления, совершенные с применением компьютерных технологий.

Безусловно, на момент принятия Уголовного кодекса 1997 года Россия существенно отставала от стран Европы по количеству средств вычислительной техники, используемых как организациями различных форм собственности, так и непосредственно гражданами. Но, по моему мнению, ограниченная трактовка противоправных деяний, изложенных в Главе 28 УК РФ, зачастую не способствует их исчерпывающей и правильной квалификации.

Полагаем, можно выделить две группы преступлений, совершаемых с использованием компьютерных технологий:1. Преступления, в которых компьютерные технологии являются непосредственным средством совершения преступления: а) преступления, объектом которых являются отношения в сфере использования компьютерных систем, обработки и хранения компьютерной информации; б) преступления, объектом которых являются другие общественные отношения (собственности, в сфере хозяйственной деятельности, общественной безопасности и общественного порядка и др.).2. Преступления, при совершении которых компьютерные технологии являются вспомогательным средством совершения преступления, применяются для изготовления или подготовки другого средства совершения преступления или предмета преступления, например, подделка денег, документов, печатей, штампов, бланков, ценных бумаг, знаков почтовой оплаты и проездных билетов, марок акцизного сбора или контрольных марок, платежных карт для доступа к банковским счетам, изготовление порнографических материалов, материалов, пропагандирующих культ насилия или жестокости, компьютерное пиратство.

Затрагивая законодательство, хотелось бы не упустить и подробно поговорить о Соглашении о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации, которое было заключено в городе Минске 1 июня 2001 года. Данное Соглашение также принесло огромных вклад в защиту от преступлений в сфере компьютерной информации, их кодификации и регламентации. Цель данного соглашения прежде всего «обеспечения эффективной борьбы с преступлениями в сфере компьютерной информации»[7]. Соглашение закрепляет такое основные понятия как: «преступление в сфере компьютерной информации»; «компьютерная информация»; «вредоносная программа»; «неправомерный доступ». Главной задачей данного документа является сотрудничество в целях обеспечения эффективного предупреждения, выявления, пресечения, раскрытия и расследования преступлений в сфере компьютерной информации. Также данный акт предусматривает и закрепляет формы взаимодействия информацией между государствами (статья 5), содействия друг-другу (статья 6). Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации это один из тех немногих международных актов, который наиболее эффективно помогает в предупреждении и пресечении преступлений в данной сфере. Акт полностью ратифицирован Федеральным Собранием со следующей оговоркой: «Российская Федерация оставляет за собой право отказать в исполнении запроса полностью или частично, если исполнение запроса может нанести ущерб ее суверенитету или безопасности»[7].

Говоря о международных нормативно правовых актов, нельзя не упомянуть О Концепции сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий. Целью настоящей Концепции является расширение и укрепление сотрудничества государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий. Настоящая Концепция определяет принципы, задачи, основные направления, формы и систему обеспечения сотрудничества.

На первый взгляд может показаться, что Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ и Концепция сотрудничества это два идентичных международных нормативно правовых акта, схожие цели, задачи и принципы, но это не так. Концепция более шире чем Соглашение, так как в Концепции закреплено что государствам необходимо объединяться, вместе исследовать доказательства, разрабатывать и реализовывать совместные программы и планы противодействия преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий. То есть Концепция предполагает осуществление согласованных мер для организации противодействия преступлений в сфере компьютерной информации[8]. Соглашение о сотрудничестве государств-участников СНГ в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации в свою очередь предполагает взаимопомощь между государствами на уровне опыта противодействия преступлениям внутри страны, обменом опыта и нормативными правовыми актами, научно-технической литературой по борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации.

На основании изложенного, можно сделать вывод о том, что компьютерная преступность представляет собой очень серьезную угрозу, как для отдельных государств, так и для всего мирового сообщества, в связи, с чем необходимо разработать и реализовать на практике действенные механизмы противодействия подобным явлениям. Для эффективной борьбы с данным явлением необходимо совершенствование законодательства, регламентирующего уголовную ответственность за совершение компьютерных преступлений, в том числе и с использованием положительного опыта зарубежных стран. Да и сам термин «Компьютерные преступления» уже потерял свою актуальность. Считаем более правильным обозначить данные деяния как «Преступления, совершаемые в информационно-телекоммуникационной сфере».


Список литературы

  1. Число киберпреступлений в России. Аналитический центр TAdviser/ 19/11/2021 г. //Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:Число_киберпреступлений_в_России
  2. Волеводз А.Г. Противодействие компьютерным преступлениям: правовые основы международного сотрудничества. М.: Юрлитинформ, 2001. С. 496.
  3. Уголовный кодекс РСФСР (утв. ВС РСФСР 27.10.1960; ред. от 30.07.1996) // Ведомости ВС РСФСР. 1960. № 40. Ст. 591 (утратил силу).
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63 – ФЗ (ред. от 23.04.2018) // СЗ.1996. № 25. Ст. 2954.
  5. Сычев Ю.Н. Основы информационной безопасности : учебно-практическое пособие / Ю.Н. Сычев. Изд. центр ЕАОИ, 2007. С. 300.
  6. Сычев Ю.Н. Основы информационной безопасности : учебно-практическое пособие / Ю.Н. Сычев. Изд. центр ЕАОИ, 2007. С. 310.
  7. Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями в сфере компьютерной информации (заключено в г. Минске 01.06.2001) // URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=INT&n=9210#09638639 701102296 (Дата обращения: 28.01.22).
  8. О Концепции сотрудничества государств — участников Содружества Независимых Государств в борьбе с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий: решение Совета глав государств СНГ от 25.10.2013 // URL: http://www.e-cis.info/page.php?id=23808 (Дата обращения: 28.01.22).