УДК 37

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ В СЕМЕЙНОМ ВОСПИТАНИИ

№36,

Педагогические науки

Анисимова Татьяна Анатольевна


Ключевые слова: ТИПИЧНАЯ ОШИБКА ВОСПИТАНИЯ; СЕМЬЯ; СЕМЬЯ ПОДРОСТКОВ-ПРАВОНАРУШИТЕЛЕЙ; РЕБЕНОК; РОДИТЕЛЬ; ВОСПИТАНИЕ; ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ; ОШИБКА ВОСПИТАНИЯ; ПРАВОНАРУШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ; ПУТЬ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; TYPICAL PARENTING ERROR; FAMILY; FAMILY OF JUVENILE DELINQUENTS; CHILD; PARENT; UPBRINGING; UPBRINGING OF CHILDREN; PARENTING ERROR; JUVENILE DELINQUENCY; PATH OF DELINQUENCY.


Аннотация: Решение проблемы преодоления типичных ошибок воспитания подростков в семье имеет важное теоретическое и практическое значение. Такое утверждение относится особенно к семьям детей-преступников.

Специалисты ищут причины недостатков семейного воспитания преимущественно в условиях жизнедеятельности семьи. Правонарушения подростков рассматриваются прежде всего как социальное и социально обусловленное явление. Учеными отмечаются и психологические особенности правонарушителей. По отношению к условиям жизни и воспитания они рассматриваются как их следствие. Большинство ученых влияние социальной среды в широком плане в основном не изучают, ограничиваясь исследованием микросреды. В их работах преобладает позиция абсолютизации роли семьи. Они рассматривают семью как «закрытую систему взаимодействия», как социально-психический комплекс». Склонность детей к преступлениям проявляется при наличии таких эмоциональных факторов в семье, как нервозность, недостаток любви, чувство собственной неполноценности, заброшенности, виновности, неуверенности, разочарования, страха, тревоги и т. д.

Как важный фактор подчеркивается эмоциональное напряжение в семье, а также нарушение эмоциональных связей между родителями и детьми. Названные факторы чаще всего вызывают агрессивность и различного рода нервные расстройства, сопротивление детей воспитанию и преступления, рассматриваемые как протест или «выход» из создавшегося положения [2]. Ученые, изучая недостатки семейного воспитания и причины правонарушений несовершеннолетних, большое внимание уделяют анализу непосредственных воздействий родителей на ребенка и его ответных реакций. Воспитание понимается прежде всего не как целенаправленное руководство, а как прямые воздействия родителей на свое потомство (воспитание преимущественно сводится к воздействию) [3].

Воспитание и перевоспитание личности понимается как приспособление (адаптацию) последней к условиям данной среды. Таким образом, многие ученые причины плохого воспитания детей в семье и преступлений подростков ищут преимущественно в психологической (эмоциональной) сфере жизни ребенка и родителей, тем самым умаляя социальную природу правонарушении. Ряд факторов социального характера создает возможности для появления дополнительных причин, ведущих к правонарушениям подростков — типичных ошибок воспитания. Некоторые факторы социального характера и их влияние на воспитание детей в семье [4].

Среди семей подростков-правонарушителей мы находим группы семей, различающиеся как по своей структуре, так и по занятости родителей. Изучение семьи с этой точки зрения представляли собой следующее: правонарушения подростков встречаются в семьях различной структуры; нельзя утверждать, как это иногда делается, что больше всего ошибок в воспитании допускается в семьях, где родители работают и не могут уделять достаточного внимания ребенку, или в семьях, где есть только отец или только мать; ошибки в воспитании детей могут быть допущены в любой семье.

Данные о социальном положении родителей позволяют сделать следующие выводы: правонарушения совершают дети родителей различного социального положения; утверждения, что дети рабочих совершают правонарушения и что только их родители делают ошибки в воспитании, не подтверждаются; источники детских правонарушений в каждой семье могут быть разными (но в то же время и едиными для всех социальных групп общества); различное соотношение социального положения родителей в семье не может быть признано единственной или главной причиной правонарушений детей. Социальное положение и занятость родителей, количество детей (по совокупности) в семьях подростков-правонарушителей являются различными. Количество детей в семье не может рассматриваться как единственный фактор, ведущий подростков на путь правонарушения [5].

Уровень образования родителей в семьях различный. Большинство родителей подростков-правонарушителей не имеют высшего образования. Средний образовательный уровень у таких семей ниже по сравнению со средним уровнем по региону или стране [6].

Из сказанного выше о степени образования родителей семей подростков-правонарушителей можно сделать следующие выводы: правонарушения подростков совершаются при любом (различном) уровне образования их родителей; однако ввиду того, что во многих семьях подростков-правонарушителей родители имеют сравнительно низкую степень образования, это дает основание предполагать, что низкое образование родителей может явиться все-таки одним из многих факторов детских правонарушений и типичных ошибок воспитания. От уровня образования родителей во многом зависит и их заработок. Статистические наблюдения говорят о следующих фактах: дети-правонарушители встречаются как в высокооплачиваемых, так и в тех семьях, где заработки невелики, зарплата родителей может явиться только предпосылкой для создания условий соответствующего воспитания детей; зарплата родителей не может рассматриваться как единственный фактор, ведущий детей к правонарушениям, а родителей к типичным ошибкам воспитания.

Доминирующими обстоятельствами совершения проступков несовершеннолетними в семьях выступают следующие:

1) Подросток какое-то время предоставлен самому себе, и родители при всем своем желании не могут за ним присмотреть.
2) Родители стараются хорошо воспитывать своего сына, но не умеют.
3) Отец редко бывает в семье, и воспитанием ребенка занимается только мать.
4) Родители пьянствуют, ссорятся и воспитанию сына не уделяют внимания.
5) В семье хорошие материально-бытовые условия, но родители не следят за воспитанием ребенка.
6) Из-за трудных материально-бытовых условий родители не успевают уделять должного внимания ребенку.
7) Материально-бытовые условия семьи, хорошие и родители балуют ребенка, покупают все, что он захочет.
8) В семье много детей, тяжелые материально-бытовые условия, отец пьянствует, воспитанием детей не занимается.
9) Родители преклонного возраста, неустойчивы в эмоциональном отношении, не понимают стремлений детей, не умеют их воспитывать, хотя и стараются.

Значимость каждой отдельно взятой причины правонарушений несовершеннолетних, встречаемой в семьях подростков-правонарушителей, может быть установлена только в цепи многих других общих причин, ведущих подростка на путь правонарушения. Тем не менее это не исключает целесообразности выявления доминирующих причин, встречаемых в семьях подростков-правонарушителей, послуживших поводом для проступков несовершеннолетних. Выявление этих причин поможет найти непосредственные причины, ведущие подростков на путь правонарушений [7]. В различных семьях обнаруживаются различные, только им присущие доминирующие причины, ставшие в числе других поводом или причиной для совершения правонарушений несовершеннолетними. Поэтому ни одна из них не может быть возведена в абсолют как единственная, приведшая подростка к правонарушению, ибо для других групп семей она не является доминирующей. Доминирующая причина правонарушения является ярким выражением социально-психологических факторов. Определенная совокупность социально-психологических факторов в тесном их взаимодействии создает основу для возникновения и проявления действия нового фактора, ведущего подростков на путь правонарушения — типичных ошибок — недостатков воспитания [8].

Типичными ошибками воспитания называют такие ошибки, которые возникли под воздействием соответствующей совокупности социально-психологических факторов и ими обусловленных психологических факторов, под непосредственным и опосредованным воздействием которых создались соответствующие, конкретные семейные условия для воспитания детей, сформировалось определенное отношение родителей к этим условиям и стали постоянно действующим недостатком в воспитании. Ошибки воспитания имеют закрытый характер. Они обнаруживаются обычно тогда, когда мальчик становится подростком и родители получают «обратную информацию» о том, что их воспитательная работа дала плохие результаты. 90 % родителей подростков-правонарушителей утверждают обычно, что они своего сына воспитывали хорошо, но его испортили: школа, друзья, взрослые или те и другие [9].

В семьях детей-правонарушителей существуют четыре типичные ошибки воспитания, которые появляются при действии определенных социально-психологических факторов. Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка. Доминирующими факторами, породившими эту ошибку, были: большая занятость родителей на работе и сосредоточение их внимания на улучшении материальных условий жизни, чрезмерное внимание к собственной личной жизни; неполадки в семье, пьянство и т. п., отсутствие больших общественных интересов, отсутствие хороших традиций и обычаев в семье, появление в семье отчима или мачехи. Предоставление детям с малых лет свободы, к которой они не подготовлены, и недостаточное руководство подростками. Эти явления порождены следующими факторами: родители на первый план ставили свои личные интересы и развлечения, забывая о детях; отсутствовали педагогическое руководство и внимание к детям; внимание одного из родителей или обоих было направлено только на работу; отсутствовало желание или умение родителей высвободить время для общения с детьми; неполадки в семейной жизни; преувеличение значения возрастных особенностей детей и их возможностей, слепая любовь к детям; большое несоответствие между возрастом родителей и их детей и отсутствие, вследствие этого, взаимопонимания; жилищная теснота; примеры отрицательного поведения некоторых матерей, особенно после ухода отца из семьи; отсутствие у подростков общесемейных интересов [10].

Чрезмерная строгость родителей при воспитании малолетнего сына или дочери и перенос этих средств воспитания и грубой родительской власти на подростков, которые уже этому сопротивляются или совсем не поддаются. Такая ошибка не исключает хороших намерений родителей, но эти намерения сопровождаются либо полным подавлением свободы и самостоятельности детей, назойливым контролированием каждого шага ребенка, бесконечным морализированием, либо суровым отношением к детям, чаще всего отца, предъявлявшего непосильные для них требования, применявшего строгие наказания; использованием одних и тех же методов воздействия на ребенка, превышающих меру их возможного положительного влияния; ложным представлением родителей, что их дети еще маленькие; сопротивлением со стороны подростков чрезмерному воспитательному воздействию родителей и создавшейся атмосфере в семье; плохими отношениями между ребенком и родителями. Несогласованные между родителями (а также старшими членами семьи) воспитательные усилия: то завышение требования, запугивание, то слишком большое попустительство. Такие крайности выводят ребенка из равновесия и вызывают нервозность, отрицательно сказывающуюся на его поведении. Эта ошибка в большей или меньшей степени встречается среди других ошибок воспитания и имеет место во многих семьях.

Настоящая ошибка выводит подростков из психологического равновесия, вызывает нервные реакции, чаще всего оканчивающиеся бегством детей из дому. Основные факторы, приведшие к этим последствиям, следующие: беспорядочный уклад самой жизни семьи; неустойчивость эмоций и настроений родителей, постоянные домашние конфликты, отсутствие режима в семье как для взрослых, так и для детей, поспешность в принятии педагогических решений, несправедливость, жестокость, лицемерие, болезненность, низкий образовательный и культурный уровень родителей, мещанские нормы жизни, неточная информация других людей о поступках сына в школе, на улице и т. п.

Из вышесказанного о типичных ошибках (недостатках) воспитания и факторах, их порождающих, следует: Отдельно взятая типичная ошибка воспитания вызывается воздействием соответствующей совокупности социально-психологических факторов; Совокупность социально-психологических факторов не имеет строго закрытого характера, ибо при наличии того же самого, но отдельно взятого фактора, входящего в другую совокупность факторов, может создаться совсем иная типичная ошибка воспитания. Этот качественный переход факторов в те или иные причины носит преимущественно субъективный характер, зависящий прежде всего от отношения родителей; Ввиду того, что определенная система социально-психологических факторов не имеет строго закрытого характера, типичные ошибки воспитания не могут считаться фатальным явлением. При сложившихся других (новых) обстоятельствах жизни семьи может возникнуть иное содержание и характер типичных ошибок воспитания. Более того, они сами же не исключают возможного переплетения и взаимодействия с другими ошибками воспитания. Следовательно, профилактика типичных ошибок воспитания связана прежде всего не столько с обучением родителей новым педагогическим приемам, направленным на ребенка, сколько с указанием родителям направления реорганизации конкретно сложившихся обстоятельств жизни семьи, чтобы избежать соответствующей типичной ошибки, усложняющей воспитание подростков. Типичные ошибки воспитания в семье — социально-психологическое явление педагогического характера. Среди социально-психологических факторов нет таких, которые сами по себе, без взаимодействия с другими, могли бы привести к типичным ошибкам воспитания и толкнуть подростка на путь правонарушений. Тот или иной социально-психологический фактор может быть в одних условиях решающим, в других — второстепенным, это зависит от ряда специфических особенностей каждой конкретной семьи. Ведущее место в данном случае занимает отношение родителей и детей к имеющимся условиям жизни в семье [11].

Значимость той или иной типичной ошибки воспитания зависит от места, которое она занимает во всей совокупности факторов, приведших подростка к правонарушению. Типичные ошибки (недостатки) воспитания есть явление, характерное только для семей подростков-правонарушителей. Ошибки воспитания являются одним из важных факторов, ведущих подростка на путь правонарушения.


Список литературы

  1. Антонян Ю. М. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве и вопросы предупреждения преступности / Ю. М. Антонян, Е. Г. Саличев. — М., 2003.
  2. Добрунова М. Н. Коррекция девиантного поведения подростков в условиях оздоровительно-образовательных центров: Автореф. дис…. канд. пед. наук. — Ярославль, 2008.
  3. Гурьев М. Е. Типологические характеристики проявления агрессивности в поведении детей подросткового возраста с гендерными особенностями // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. — 2014. — № 392. — С. 164–175.
  4. Девятова И. Е. Гендерные детерминанты поведения старших подростков в межличностном конфликте // Система ценностей современного общества, 2008, № 4–1, -С. 146–152.
  5. Сухарева Н. Ф. Гендерные особенности проявления агрессии участниками образовательного процесса // Система ценностей современного общества.- 2011.-№ 18. — С. 234–239.
  6. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: концепции, направления и перспективы. М.: Просвещение, 2003. –С.109.
  7. Кирсанов А. И., Петрошенко А. И., Правовое воспитание старших школьников: состояние и проблемы совершенствования // Право и образование. 2014. № 5. -С. 33–46.
  8. Савченко И. А., деятельность органов социальной защиты по поддержке социально незащищенных слоев населения в г. Москве // В сборнике: Управление социальными изменениями в нестабильных условиях материалы Всероссийской научной конференции. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. 2016. -С. 156–159.
  9. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. М.: Апрель-Пресс, 2009. –С. 512.
  10. Ковалева Н. И., Пряжникова Е. Ю., Юрченко Л. Г., Социально-психологическое сопровождение процесса адаптации детей-мигрантов в условиях образовательных учреждениях, монография / Н. И. Ковалева, Е. Ю. Пряжникова, Л. Г. Юрченко; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Славянский-на-Кубани гос. пед. ин-т. Славянск-на-Кубани, 2009.
  11. Эйдемиллер Э. Г. Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 2009. –С. 668.
  12. Мясоедов, А. И. Типичные ошибки воспитания подростков в семье / А. И. Мясоедов, В. С. Беляева, Н. М. Панкова. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 79-82.