УДК 342.92

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ РАСПРОСТРАНЕНИЮ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ (COVID-19)

№35,

Юридические науки

Бабенко Виктория Сергеевна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ; САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ; ОБЩАЯ НОРМА; СПЕЦИАЛЬНАЯ НОРМА; НАЗНАЧЕНИЕ НАКАЗАНИЯ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; CORONAVIRUS INFECTION; SANITARY AND EPIDEMIOLOGICAL WELL-BEING; GENERAL NORM; SPECIAL NORM; SENTENCING.


Аннотация: В настоящей публикации автором установлены особенности, которые возникают при привлечении к административной ответственности за совершение административных правонарушений, связанных с противодействием распространению новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации. На основе сложившейся судебной практики, определены специфические особенности, обозначенные также Верховным Судом РФ в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции.

В современных условиях проблемы оздоровления окружающей среды, уменьшения риска неблагоприятных последствий воздействия антропогенных факторов на здоровье человека и среду обитания, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по своей значимости и актуальности относятся к числу приоритетных.

11 марта 2020 г. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) официально заявила о том, что ситуация, связанная с распространением нового вида инфекции — коронавирусной инфекций, может характеризоваться как пандемия. Территория России также стала местом распространения коронавирусной инфекции, в связи с чем актуализируются вопросы, связанные с административно-правовым обеспечением санитарно- эпидемиологического благополучия населения. В связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъектах РФ введен режим повышенной готовности, который предусматривает совокупность организационных мероприятий, проводимых органами управления в целях предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Детальный анализ составов административных правонарушений в аспекте их возможного совершения в условиях чрезвычайной ситуации (пандемии COVID-19) призван способствовать обеспечению законности при привлечении физического или юридического лица к административной ответственности. Ряд вопросов привлечения к административной ответственности в указанных условиях требуют детальной научной проработки, с учетом правоприменительной, судебной практики и постоянно изменяющихся общественных отношений [4, с. 174].

Анализ судебной практики также указывает на наличие путаницы и неправильной квалификации административных правонарушений по ст. 6.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения» и ст. 20.6.1 КоАП РФ [1].

Из анализа норм в их системной взаимосвязи следует, что граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридические лица подлежат привлечению к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ как за нарушение Правил, так и за нарушение обязательных, а также дополнительных обязательных для исполнения гражданами и организациями правил поведения при введении на территории субъекта Российской Федерации режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Разъяснения по применению положений части 2 ст.6.3 КоАП РФ и части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ наиболее подробно и своевременно даны Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 года в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID19) № 1 [2].

Проанализировав критерии, которые использованы Верховным Судом Российской Федерации при отграничении исследуемых составов административных правонарушений, также можно сделать вывод и том, что при разрешении административного дела правоприменитель должен оценить все обстоятельства содеянного, уделив основное внимание тем запретам и ограничениям, которые предусмотрены в конкретном нормативном акте субъекта Российской Федерации.

Привлечение к административной ответственности по ст. 20.6.1 КоАП РФ осуществляется за нарушение правил поведения при режиме повышенной готовности. Но только в тех случаях, что не попадают под ст. 6.3 КоАП РФ – в ней речь о нарушении санитарных правил. Таким образом, статья 20.6.1 – общая, а 6.3 – специальная, более узкой направленности.

Судебная практика по вопросу привлечения к ответственности за административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, а именно статью 6.3 КоАП РФ, имеет следующие тенденции:

— Суд переквалифицирует действия (бездействие) лица с ч. 2 ст. 6.3 на ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, если установит, что его действия (бездействие) образуют объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу (вопрос 21 Обзора ВС РФ от 17.02.2021 № 3 [3]).

— Часть 2 ст. 6.3 КоАП РФ (нарушение санитарно-эпидемиологических норм в период угрозы распространения опасного заболевания, карантина либо невыполнение санитарно-противоэпидемических мероприятий, в том числе, по предписанию надзорного органа) является специальной нормой по отношению к норме ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.

По ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, к примеру, подлежат административной ответственности физические лица, прибывшие из-за границы и нарушившие требования об изоляции и приостановлении посещения общественных территорий (вопрос 17 Обзора ВС РФ от 21.04.2020 № 1).

— Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица органов полиции и Роспотребнадзора, а ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ — должностные лица органов полиции, МЧС России и другие должностные лица, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 12 апреля 2020 г. № 975-р, либо региональные перечни (вопросы 18, 23 Обзора ВС РФ от 21.04.2020 № 1).

— Нарушения, ответственность за которые установлена ч. 2 ст. 6.3 и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ, являются длящимися, сроки давности привлечения по ним составляют: для ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ — 1 год, для ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ – 3 месяца с момента обнаружения нарушения (вопросы 19, 24 Обзора ВС РФ от 21.04.2020 № 1).

— Дела по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ и ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ рассматривают судьи районных судов по месту совершения (выявления) правонарушения или нахождения органа, проводившего административное расследование. Дела по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ могут рассматриваться с использованием систем видеоконференц-связи (вопросы 20, 25 Обзора ВС РФ от 21.04.2020 № 1).

Назначая наказание лицу, которое совершило административное наказание, предусмотренное ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, уполномоченный орган в обязательном порядке должен учитывать положения, предусмотренные Главой 4 КоАП, а именно такие требования к административному наказанию, как пропорциональность, справедливость, соразмерность, индивидуализация. Помимо этого, назначенное административное наказание должно выполнять функцию общей и частной превенции – предупреждать совершение новых правонарушений как самим нарушителем, так и другими лицами.

Таким образом, в целом, поправки, внесенные в статью 6.3 административного кодекса РФ, существенно усилили ответственность за нарушение карантинных ограничений. Ранее эта статья предусматривала только наказание в виде штрафа для граждан в размере до 500 рублей. С введением новых пунктов (2-3), как можно заметить, санкции значительно увеличились, теперь минимальный штраф для россиян за нарушение санитарно-гигиенических норм вырос в разы, как и для бизнеса, санкции стали намного выше.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.01.2022) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  2. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 5, май, 2020.
  3. Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 3 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.02.2021) // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 4, апрель, 2021.
  4. Синицына В.А. Административная ответственность граждан за нарушение режима, введённого в условиях пандемии коронавируса // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. — № 5-4 (56). – С. 173-179.