СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ ПО ПРОДВИЖЕНИЮ СТРАХОВЫХ УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ СПАО «РЕСО-ГАРАНТИЯ»

№7,

Экономические науки

Никулицкая Евгения Сергеевна


Ключевые слова: ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ; СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ; СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ; СТРАХОВЫЕ УСЛУГИ И ПРОДУКТЫ; PROJECT MANAGEMENT; PROJECT MANAGEMENT SYSTEM; INSURANCE COMPANY; INSURANCE SERVICES AND PRODUCTS.


Аннотация: В данной статье была исследована система управления проектами по продвижению услуг и продуктов в СПАО (Страховое Публичное Акционерное Общество) «РЕСО-Гарантия». Выявлены текущие проблемы в сфере страхования. Были предложены пути решения данных проблем.

В изменяющихся, порой ожесточающихся рыночных условиях, таких как: конкуренция, стагнация, снижение экономического роста, любая компания, тем более страховая, вынуждена находить пути для сохранения своей устойчивости. Страховщикам особенно тяжело удержать свои позиции на рынке. Это обусловлено тем, что данный вид деятельности представляет смесь психологических и экономических факторов. В нашей стране до сих пор неоднозначное отношение к добровольным видам страхования. Люди, особенно в небольших городах, не доверяют страховым компаниям. Возможно, это связно с убеждением в безграничности возможностей государства, привитое людям старшего поколения, большую часть жизни, прожившую в период советской власти. Именно вера в то, что государство поможет и поможет бесплатно. Тем не менее, это не всегда так и в настоящее время стала очевидна необходимость страхования. Многие граждане нашей страны не представляют себе механизм работы страховых компаний, и соответственно не верят в его эффективность. Данные обстоятельства так же препятствуют быстрому развитию страхового рынка, и подталкивает к разработке все новых и новых продуктов.

Экономические условия развития страхования в нашей стране уже сложились, но этого для успешной работы недостаточно. Организации, стремящиеся к лидирующим позициям на рынке, не могут «плыть по течению», справиться с данными задачами позволит усовершенствование, имеющееся системы управления по продвижению страховых услуг.

Система управления проектами наилучший метод в создании уникальных услуг, продуктов или результатов. Применение данной системы позволит определить методы, используемые для достижения поставленной цели, распределить ресурсы, спрогнозировать эффективность деятельности. Управление проектами осуществляется с помощью применения определенных процессов, и включает в себя: планирование, исполнение, мониторинг и управление и завершение.

В данной статье, мы рассматриваем способы совершенствования системы управления по продвижению страховых услуг в СПАО «РЕСО-Гарантия».

При разработке новых услуг и продуктов, необходимо внедрение проектного менеджмента. Развитие компании в современных рыночных условиях требует тщательно анализировать множество разнообразных показателей, для успешной работы и максимальной эффективности. В СПАО «РЕСО-Гарантия» существует отдел Маркетинговых исследований, начальником, которого является Морозова Л.С. Данный отдел находиться в центральном офисе в Москве, и оттуда руководит филиалами по всей России. Сделано это для оптимизации расходом и более удобного контроля над деятельностью компании. Структура данного отдела «РЕСО-Гарантия» показана на рисунке 1.


Рисунок 1. — Структура отдела маркетинга СПАО «РЕСО-Гарантия»

Отдел маркетинга занимается вопросами, связанными с исследованием страхового рынка, разработкой новых страховых услуг и продуктов, ценовой политикой компании, организацией продвижения страховых продуктов компании на рынок, а также с организацией, координацией и рационализацией деятельности региональной сети страховой компании.

Проектный менеджмент в СПАО «РЕСО-Гарантия» нашел применения в продвижении мульти стратегии (продуктовой стратегии), предлагая широкий спектр страховых услуг по имущественному страхованию, автострахованию и страхованию ответственности. В целом компания имеет лицензию более чем 110 видов страховых услуг.

В соответствии с изменениями, происходящими на страховом рынке, меняется и продуктовый портфель страховых компаний. Страховые услуги и продукты появляются и исчезают, открывая путь для нововведений. Этот процесс находит свое выражение в жизненном цикле страхового продукта (ЖЦСП) Рисунок 2.


Рисунок 2. — Схема жизненного цикла страхового продукта

ЖЦСП крайне отличается от цикла других товаров, так как страховой цикл более длинный. Помимо разработки и продаж, так же существует послепродажное обслуживание. Но модернизация необходима, так как потребитель требует различных изменений.

В 2016 году, реальный объем страхового рынка в России сократился почти на 10%. Прирост страховых взносов составил 3,8%. Спасло рынок от глубокого падения, повышение тарифов по ОСАГО. В 2016 году данный сегмент увеличился на 67,9 млдр. рублей. В целом страховой рынок вырос только на 36 млрд. рублей. Более наглядно, это видно на графике 1.


График 1. — Динамика страховой премии

Вследствие роста тарифов, клиенты страховых компаний, начали отказываться не только от добровольных видов автострахования, таких как КАСКО, но и от обязательной гражданской ответственности автовладельцев. С 2016 — по 2017 год количество договоров ОСАГО в «РЕСО-Гарантия» сократилось на 7,9 %.

Данное снижение подрывает стабильность компании. В связи с этим, необходимо совершенствовать систему управления проектами по продвижению услуг и продуктов.

С каждым годом, российский потребитель становиться разборчивее в страховой деятельности. Существует множество литературы и Интернет-ресурсов, в которых обсуждается вопросы страхования. Соответственно потребить 21 века, хочет получить качественный товар, за адекватную цену. СПАО «РЕСО-Гарантия», должна стремиться удовлетворить данную потребность. В настоящее время цены в СПАО «РЕСО-Гарантия» выше среднего. Это негативно сказывается на увеличении доли рынка. Необходимо внести изменения в продвижение страховых услуг, а именно:
1. Создать систему накопления скидки не только в РСА (Российский Союз Автостраховщиков), но и по личной истории клиенты по всем когда-либо застрахованным полисам.
2. Для довольных видов страхования внести скидку за переход из других страховых компаний. Это простимулирует клиентов перейти в СПАО «РЕСО-Гарантия».
3. Бонусная программа для клиентов с положительной историей. Например, к полису КАСКО (добровольное автомобильное страхование) бесплатно крепить полис НС (несчетные случаи).
4. Скидка на сопутствующие продукты. К страхованию квартиры по ипотеке, скидка на страхование жизни.
Данные изменения позволят увеличить продажи в будущем. Проектный менеджмент позволяет грамотно распределить имеющиеся ресурсы и направить их в совершенствование жизненно необходимых для компании страховых продуктов.

Важно понимать, что внедрение тех или иных мероприятий, должны быть тесно связанно с изучением, внешней среды, исследованием рынка и конкурентов. Любая система управления будет хорошо работать тогда, когда в она направлена не только на удовлетворение целей компании, но и на интересны потребителей.