УДК 34

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ И КРИТЕРИЕВ ИХ КЛАССИФИКАЦИИ

№35,

Юридические науки

Красильникова Анастасия Михайловна


Ключевые слова: НАКАЗАНИЕ; МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ; ПРАВОНАРУШЕНИЕ; ГОСУДАРСТВО; ЗАКОН; КОАП РФ; PUNISHMENT; MEASURE OF RESPONSIBILITY; OFFENSE; STATE; LAW; ADMINISTRATIVE CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION.


Аннотация: В статье рассматриваются теоретические предпосылки моделирования системы административных наказаний и критериев хи классификации, анализируются актуальные вопросы нормотворческой деятельности в указанной сфере.

Современные проблемы административных наказаний связаны с отсутствием четко выстроенной их иерархической системы.

На наш взгляд, для эффективной борьбы с административными правонарушениями необходимо постоянно проводить широкомасштабные исследования для того, чтобы выяснить причины совершения лицами административных правонарушений, а также необходимо выстроить четко отлаженную систему административных наказаний.

Система административных наказаний в административном законодательстве, в отличие от уголовных видов наказаний, установленных ст. 44 УК РФ [9], не систематизирована по принципу от менее строгого к более строгому виду наказания. Это негативно отражается на практическом применении норм административного законодательства и является актуальной проблемой в теории административного права.

По мнению большинства исследователей, посвятивших свои работы данной проблеме, например, В.В. Безукладникова [1], В.В. Лихоносовой, А.Ю. Лихоносова [4] систему административных наказаний следует упорядочить по аналогии с уголовной.

В свою очередь, в теории административного права наряду с физическим лицом субъектом ответственности является и юридическое лицо. Вид наказания, который может назначаться в отношении физического лица, не может назначаться юридическому лицу. Это и осложняет возможность систематизации видов административных наказаний.

В кодексе должен быть отражен не только сам перечень наказаний, но и определены их соотношение с точки зрения тяжести (суровости) наказания, что облегчит деятельность правоприменителя при выборе наказания.

Применение такого приема юридической техники как классификация позволяет в единые группы объединить различные правовые явления, опираясь на сформулированные общей теорией права правила и юридические приемы.

Для административного законодательства очень важна классификация, т.к. она имеет практическую ценность. Вместе с тем, современная доктрина административного права содержит недостаточное количество теоретических разработок, посвященных основаниям классификации административных наказаний и их видовой дифференциации в рамках той либо иной группы, опирающихся на различные критерии разграничения, что, в свою очередь оказывает негативное влияние на правоприменительную сферу.

Текст Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях содержит в себе легализованную классификацию административных наказаний, подразделяя их на:

1) основные. К ним относятся (ст.3.3): предупреждение, штраф, лишение специального права (за исключением права на управление транспортным средством), обязательные работы, приостановление деятельности, дисквалификация, административный арест.
2) основные и дополнительные.

Значение данной квалификации трудно переоценить, так как в силу ст. 3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к лицу, совершившему административное правонарушение, может быть применено либо только одно основное наказание, либо основное и дополнительное. Одновременное применение двух основных наказаний является не допустимым.

Классификацию административных наказаний можно проводить в зависимости от того, какие права или законные интересы субъекта административного правонарушения затрагиваются санкцией. Исходя из данного критерия, О.В. Носик предложено классифицировать их следующим образом [7]:

1) наказания, осуществляющие воздействие на внутренние стороны личности, имеющие морально-этическое воздействие (предупреждение);
2) наказания, выражающиеся в имущественных лишениях субъекта (штраф, конфискация);
3) наказания, осуществляющие воздействие на личность правонарушителя путем ограничения физической свободы (арест, выдворение);
4) наказания организационного характера (лишение специального права, административное приостановление деятельности).

Классифицирует с упором на последствия применения административных наказаний их Н.Д. Молоков [6]:

1) наказания, препятствующие повторному совершению противоправных деяний в дальнейшем (лишение специального права, конфискация);
2) наказания, направленные на исправление субъекта правонарушение (штраф, обязательные работы).

При этом представляется, что арест применительно к изложенной классификации следует рассматривать как санкцию, оказывающую именно исправительное воздействие, а не препятствующую повторному совершению действий, так как оно носит превалирующий характер, ограничение свободы является непродолжительным.

В.А. Тарабрин предлагает административные наказания дифференцировать в зависимости от субъекта установления [8]:

1) назначаемые только лишь судом;
2) наказания, назначаемые любыми иными компетентными органами (должностными лицами), рассматривающими дела об административных правонарушениях (предупреждение, штраф, в определенных случаях — административное выдворение, административное приостановление деятельности).

Классифицируют административные наказания исходя из признаков субъекта их применения В.В. Кудинов, Д.Ю. Мананников [3]:

1) общие наказания, применимые ко всем субъектам (предупреждение, штраф);
2) специальные наказания, применимые к отдельным субъектам (выдворение (применяется только к иностранному гражданину, лицу без гражданства), лишение специального права (может применяться к лицу, обладающему данным правом).

Те же авторы в зависимости от субъекта наказания предлагают их подразделять на подлежащие применению:

1) только к физическому лицу (обязательные работы, административный арест, дисквалификация, административное выдворение);
2) как к физическому, так и к юридическому лицу (предупреждение, штраф, конфискация, административное приостановление деятельности).

Достаточно интересной нам представляется позиция авторов предлагающих подразделять административные наказания в зависимости от продолжительности их действия на [5]:

1) краткосрочные, при применении которых на субъекта правонарушения оказывается разовое воздействие (штраф, предупреждение);
2) длящиеся, при применении которых на субъект правонарушения оказывается воздействие в течение определенного периода времени (арест, обязательные работы, запрет на посещение мест проведения спортивных мероприятий в дни их проведения).

Указывая на правовые последствия в статьях особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях И.Н. Чернова, С.А. Шарапа, Е.Ю. Собащук классифицируют административные наказания на[10]: абсолютно-определенные; относительно-определенные (определены границы назначения административного наказания), альтернативные (определены несколько видов наказаний, один из которых должен выбрать правоприменитель), кумулятивные (предусматривающие возможность назначения к основному наказанию дополнительное).

В зависимости от того, в каком нормативно-правовом акте установлены наказания Е.А. Карпова предлагает выделить следующие их виды [2]:

1) наказания, установленные в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) наказания, установленные в законодательстве субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вместе с тем, обратим внимание, что установление общего перечня наказаний является полномочием Федерации, не может решаться на уровне субъекта, субъекты вправе назначить в качестве наказания предупреждение или штраф.

На наш взгляд, наиболее удачной следует признать классификацию административных наказаний с учетом принципа их построения от менее тяжкого и к более суровому, которую следует взять за основополагающую.

Сконструировав их систему следующим образом:

1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
6) лишение специального права, предоставленного юридическому лицу;
7) дисквалификация;
8) административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства;
9) принудительное прекращение деятельности или принудительная ликвидация юридического лица либо его обособленного структурного подразделения;
10) административный арест.

Причем, поясним, что в отношении субъекта — юридического лица могут применяться первое, второе, третье, четвертое, шестое и девятое административные наказания, а в отношении физического лица — все, за исключением шестого и девятого административных наказаний.

В результате исследования отдельных видов административных наказаний, образующих их систему, нами предложены следующие изменения и дополнения в КоАП РФ и иные нормативные правовые акты:

— ст. 32.1 КоАП РФ — Исполнение постановления о назначении административного наказания в виде предупреждения — предлагаем изложить в следующей редакции:

«Постановление о назначении административного наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление.
Постановление исполняется путем вручения под расписку или с момента получения направленной в соответствии со статьей 29.11 настоящего Кодекса копии постановления заказным письмом физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, по истечении сроков обжалования в соответствии со статьей 30.3. настоящего Кодекса».

— закрепить в КоАП РФ размеры уменьшения или увеличения административного штрафа за каждое смягчающее или отягчающее обстоятельство.

— внести в КоАП РФ поправку о том, что в случае незначительного пропуска срока для добровольной оплаты штрафа согласно ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, а равно в случаях внесения неполной суммы административного штрафа применять к правонарушителям менее суровое наказание, либо совсем освободить его от административного наказания, предусмотренного ст. 20.25 КоАП РФ.

— целесообразно в часть 1 статьи 3.2 КоАП РФ включить пункт 12 следующего содержания:

«удаление информации из информационно-телекоммуникационной сети Интернет», кроме того необходимо учесть и прочие составы административных правонарушений, потому в статью 3.3 КоАП РФ следует включить часть 4 следующего содержания:
«удаление информации из информационно-телекоммуникационной сети Интернет может устанавливаться и применяться в качестве дополнительного наказания за правонарушения, предусмотренные статьями настоящего Кодекса, совершенные посредством, с применением и (или) использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет».

— дополнить часть 2 статьи 3.9 КоАП РФ запретом назначать административный арест мужчинам, одиноко занимающимся воспитанием малолетних детей либо малолетнего ребенка, а также лицам, достигшим установленного на законодательном уровне пенсионного возраста.

— на законодательном уровне закрепить обязанность иностранных граждан при въезде на территорию государства иметь подтверждение, что на депозитный счет МВД РФ была переведена сумма денег как или таким лицом, или приглашающей стороной в размере стоимости билета. При чем данное условие должно быть обязательным для въезда и пребывания в стране.


Список литературы

  1. Безукладников В.В. Классификация административных наказаний // Молодой ученый. 2021. № 14 (356). С. 168-172.
  2. Карпова Е.А. Административные наказания: цель, система, виды // Конкурс лучших студенческих работ. Сборник статей III Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2020. С. 171-175.
  3. Кудинов В.В., Мананников Д.Ю. Административные наказания: система, содержание и пути правового развития // Курганская государственная сельскохозяйственная академия имени Т.С. Мальцева. Курган, 2019.
  4. Лихоносова В.В., Лихоносов А.Ю. Правовые особенности системы административного наказания // Проблемы и достижения современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск, 2021. С. 290-292.
  5. Лопатецкий С.Г. Классификация административных наказаний // Актуальные проблемы совершенствования законодательства и правоприменения. Сборник материалов VII Внутривузовского круглого стола. 2021. С. 104-107.
  6. Молоков Н.Д. Классификация административных наказаний // Молодой ученый. 2021. № 26 (368). С. 198-199.
  7. Носик О.В. Классификация административных наказаний // NovaUm.Ru. 2021. № 31. С. 106-110.
  8. Тарабрин В.А. Система административных наказаний // Инновационные идеи молодых исследователей. Сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции. Уфа. 2021. С. 121-133.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 01.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 22.12.2021).
  10. Чернова И.Н., Шарапа С.А., Собащук Е.Ю. Основы классификации административных наказаний // Наука XXI века: возможности, проблемы, перспективы. Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. Москва, 2020. С. 360-364.