УДК 34

ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ОГРАНИЧЕНИЙ И ЗАПРЕТОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ

№35,

Юридические науки

Сенченко Анна Александровна


Ключевые слова: СОБЛЮДЕНИЕ; ОГРАНИЧЕНИЕ; ЗАПРЕТ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; КОНТРОЛЬ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; COMPLIANCE; RESTRICTION; PROHIBITION; PUBLIC SERVICE; CONTROL; EFFICIENCY.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализированы особенности контроля за соблюдением ограничений и запретов на государственной гражданской службе. В завершении делается вывод о том, что контроль является важным элементом в составе системы государственной службы.

Для каждого государства главная задача – найти самый эффективный механизм государственного управления. Именно государственная служба – это механизм, способный обеспечить любому государству стабильное развитие.

В данный период времени в законодательной и нормативной базе Российской Федерации сформирована современная основа для эффективного функционирования государственной службы. Однако, как показывает практика, множество вопросов, касающихся гражданских служащих, являются нерешенными.

Основная задача государственных служащих – добросовестно выполнять свои должностные обязанности, поскольку именно от качества исполнения полномочий зависит не только их деятельность, но и работа всего государственного аппарата. В данном отношении обязанность гражданского служащего – комплекс мер должного поведения служащего в сфере государственных служебных отношений, закрепленных в нормативно-правовом акте для исполнения обязанностей и функций государственного органа. Также кроме основных обязанностей государственных гражданских служащих, предусмотренных законодательством, необходимо помнить об обязанностях, которые возникают согласно антикоррупционного законодательства [6, с. 64].

Указанное антикоррупционное законодательство определяет следующие обязанности государственных гражданских служащих, а именно, обязанность предоставлять представителю нанимателя сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги и несовершеннолетних детей. Государственный гражданский служащий обязан сообщить о получении подарка в связи со служебной командировкой, с официальными мероприятиями. Кроме того, законодательство устанавливает обязанность служащего уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений и т.д.

На государственном гражданском служащем также лежит обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов в процессе выполнения служащим своих должностных обязанностей.

Прямым указанием на форму реализации обязанностей является соблюдение ограничений и запретов, которые регламентированы законодательством при поступлении или прохождении государственной гражданской службы.

Правовое положение государственных гражданских служащих определяется их правовым статусом. В теории права правовой статус определяется как нормативно закрепленное положение субъекта, выражающееся в определенной совокупности элементов этого статуса. Различают общий и специальный статус. Общим статусом обладают все лица на территории Российской Федерации, так как на них распространяются все права, обязанности и гарантии, установленные Конституцией Российской Федерации [1] и российским законодательством. Специальным статусом человек наделяется в случае, если поступает на государственную гражданскую службу, тогда он приобретает специальный статус гражданского служащего. Из анализа гл. 3 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [2] можно сделать вывод, что элементами правового статуса государственных гражданских служащих являются права, обязанности, запреты и ограничения.

Исторически запреты и ограничения возникли в религиозно-обрядовой сфере. В современном обществе запреты и ограничения по-прежнему остаются одними из основных регуляторов различных сфер духовной и общественной жизни.

Правовые запреты и ограничения являются разновидностью правовых средств. В современной теории права понятие запрета рассматривается в контексте исследования классификации норм права. Так, Замятина М.Д. указывает на то, что запрещающие нормы или запреты не разрешают совершение определенных действий. Кроме теории права, понятия запретов и ограничений весьма часто используются в специальных отраслях права [5, с. 91].

Запреты и ограничения на государственной гражданской службе рассматриваются как существенный элемент государственно-служебного правопорядка. Они предупреждают и пресекают конфликт интересов в системе государственной службы под угрозой применения мер уголовного, административного либо дисциплинарного принуждения.

Исторически административно-правовой запрет в системе государственной гражданской службы возник в первой трети XIX века. Именно в это время был принят Устав «О службе гражданской», благодаря чему наиболее полно вопросы, связанные с запретами и ограничениями на государственной гражданской службе, стали разрабатываться с конца XIX века.

В дальнейшем, запреты и ограничения закреплялись в Постановлении СНК РСФСР от 27 июля 1918 г. «Об ограничении совместной службы родственников в советских учреждениях», Декрете СНК РСФСР от 12 апреля 1919 г. «О воспрещении самовольного перехода советских служащих из одного ведомства в другое», Временных правилах «О службе в государственных учреждениях и предприятиях», утвержденных Декретом СНК РСФСР от 21 декабря 1922 г.

Но по большей части в советский период запреты и ограничения на государственной гражданской службе не исследовались. Связано это было, в основном, с тем, что система советской государственной службы не нуждалась в установлении административных запретов и ограничений по причине того, что все общественные и хозяйственные отношения жестко регулировались административно-командными методами и социальное значение запретов и ограничений на государственной службе не было столь высоко. В дальнейшем, с формированием новой правовой и рыночной системы в стране появилась необходимость в более активном развитии запретов и ограничений на государственной службе. В частности, принимались такие нормативно-правовые акты, как Указ Президента России от 04.04.1992 «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы», Указ Президента России от 22.12.1993 «Об утверждении Положения о федеральной государственной службе», Федеральный закон от 31.07.1995 «Об основах государственной службы Российской Федерации» и т.д. [7, с. 88]

В настоящее время запреты и ограничения для государственных гражданских служащих установлены в ст. 16, 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ. Установление запретов и ограничений на государственной гражданской службе направлено на достижение определенных целей, например, на реализацию принципов государственной гражданской службы, содержащихся в ст. 4 указанного Федерального закона № 79-ФЗ.

В общем отношении установленные законодательством ограничения следует рассматривать в пяти основных аспектах:

1) государственный служащий не должен совмещать государственно-служебную деятельность с иными видами оплачиваемой деятельности, кроме педагогической, научной, творческой;
2) государственный служащий не должен получать вознаграждения от третьих лиц за исполнение должностных обязанностей;
3) государственный служащий должен соблюдать государственно-служебную дисциплину;
4) у государственных служащих в приоритете должны стоять государственные, а не личные интересы (в пределах исполнения им служебных полномочий);
5) государственный служащий должен соблюдать политическую нейтральность [4, с. 38].

В настоящее время данный перечень ограничений остается открытым.

В научной литературе можно встретить неоднозначность взглядов исследователей на целесообразность данных ограничений. Однако, они, безусловно, нужны. Так, государственные служащие должны исполнять свои обязанности согласно закону, ставить права граждан на первое место, а свои отодвигать на второй план, поскольку государственные деятели, в первую очередь, служат государственным интересам и должны следить за тем, чтобы государственные органы функционировали должным образом. Кроме того, ограничения важны для того, чтобы интересы государственного служащего не соприкасались с его личными выгодами.

Не будь ограничений, государственные служащие забыли бы о том, что их основная задача служить на благо обществу. Кроме того, ограничения нужны для того, чтобы очертить четкие границы функционирования государственных служащих. Ограничения – регулятор деятельности государственных служащих [3, с. 30].

Таким образом, запреты и ограничения являются одними из основных элементов правового статуса государственных гражданских служащих, а также мерами обеспечения надлежащего служебного поведения. Однако для того, чтобы запреты и ограничения способствовали повышению уровня служебного поведения гражданских служащих, необходима надлежащая организация внутреннего контроля за их соблюдением.

Необходимым условием осуществления контроля является своевременное доведение управленческих решений, распоряжений, приказов исполнителям, структурным подразделениям, к которым они относятся, разъяснение их цели, содержания, путей реализации. С этой целью используются:

— вручение копий письменных документов исполнителям и другим заинтересованным лицам, органам и организациям, подразделениям;
— широкое обнародование приказов и других решений;
— опубликование важнейших из них в центральных, местных и многотиражных газетах, через другие средства массовой информации;
— выступления руководителей органов власти;
— ознакомление с решениями и способами их реализации на оперативных, производственных совещаниях, а также при обучении персонала.

В тоже время высокая эффективность контроля достигается путем комплексного использования его различных методов, к которым относятся следующие:

— сопоставление достигнутых результатов (в том числе промежуточных) с установленными стандартами — конкретными целями, определенными управленческим решением. При этом важно определить в какой степени достигнутые результаты совпадают (или относительно совпадают) с ожидаемыми, запланированными; насколько значительны отклонения между ними; есть ли необходимость принятия срочных или дополнительных мер по исправлению положения;
— сравнение достигнутых результатов с аналогичными результатами другого органа власти, деятельность которого является лучшей в той или иной области (направлении) управления за тот же период;
— непосредственные наблюдения руководителя или наблюдения, которые проводятся по его поручению;
— анализ и обобщение в установленные сроки информации исполнителей о состоянии выполнения определенных задач. Необходимое условие эффективности — недопустимость искажения информации, требовательность к ее своевременности и объективности;
— индивидуальные собеседования с исполнителями, руководителями соответствующих подразделений органов и организаций;
— измерение результатов, которые дают возможность определить в какой мере соблюдаются установленные стандарты, показатели. Они осуществляются на основе выбора единицы измерений (денежная единица, процент, физические единицы, соотношение, пропорции компонентов и т.п.);
— периодические целевые или комплексные проверки организации и состояния выполнения планов, программ, заданий и поручений непосредственно на местах;
— рассмотрение работы (заслушивание отчетов исполнителей и руководителей подразделений, служб) на оперативных, производственных совещаниях, собраниях коллективов, заседаниях руководящих или коллегиальных органов по выполнению решений, определенных задач с соответствующей оценкой проделанной работы и ее исполнителей (с привлечением общественности, независимых экспертов, средств массовой информации и т.п.).

Таким образом, на современном этапе реформирования государственного управления и гражданской службы особое значение приобретает контроль, его существование является предпосылкой законности и корректировки поведения контролируемого объекта.

Контроль является важным элементом в составе системы государственной службы. Он не может ограничиваться только контролем за исполнением документов, а должен приобретать все большее социальное содержание, сосредотачиваясь на достижении положительного социального эффекта.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
  3. Астафьева А.С. Проблемы эффективности государственной гражданской службы России / А.С. Астафьева // Молодой ученый. — 2018. — № 40 (226). — С. 29-31.
  4. Епифанова Н.С. Запреты и ограничения в целях противодействия коррупции / Н.С. Епифанова, М.Г. Полозков // Государственная служба. — 2017. — Т. 19. — № 5 (109). — С. 37-43.
  5. Замятина М.Д. Запреты и ограничения государственной гражданской службы / М.Д. Замятина // Инновационное развитие. — 2017. — № 11 (16). — С. 90-92.
  6. Лапшин А.Г. Понятие контроля в государственном управлении / А.Г. Лапшин // Крымский Академический вестник. — 2017. — № 3. — С. 63-66.
  7. Садовский Е.А. Понятие запретов и ограничений на государственной службе / Е.А. Садовский // NovaUm.Ru. — 2016. — № 4. — С. 87-89.