УДК 34

СОДЕРЖАНИЕ И ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ

№35,

Юридические науки

Сенченко Анна Александровна


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЛУЖАЩИЙ; ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОРГАН; PUBLIC ADMINISTRATION; PUBLIC SERVICE; CIVIL SERVANT; PUBLIC AUTHORITY.


Аннотация: В настоящей публикации автором проанализировано содержание, а также нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы. На основе проведенного анализа, автор приходит к выводу о том, что государственная служба – это один из основополагающих институтов государства.

Государственное управление представляет собой, в первую очередь, служение народу, удовлетворение народных интересов и требований. При этом государственная служба рассматривается как профессиональная служебная деятельность, направленная первоначально на обеспечение исполнения полномочий федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ. При этом важно отделить государственную службу от работы управленческих специалистов в экономическом или социально-культурном секторе.

Понятие службы употребляется в разных контекстах в целях обозначения различных явлений, а именно, специфического вида деятельности человека, организационно-правового института, системы специальных государственных органов, духовной деятельности. Служба заключается, в первую очередь, в обеспечении процесса управления, осуществлении деятельности государства [8, с. 42].

Также государственная служба – это организационно-функциональная основа государства, которая во многом определяет природу государства, качество его работы и ценности для граждан страны. Она является важнейшим инструментом преобразований, проводимых в государстве и обществе, которые связаны с развитием социальной сферы, экономики, укреплением исполнительной вертикали, национальной безопасности, формированием правовой культуры граждан и институтов гражданского общества [5, с. 54].

Государственная служба также является и правовым институтом, который включает в себя совокупность норм права, которыми регулируется однородный круг общественных отношений по государственной организации и осуществлению полномочий служебного характера на практике. Государственная служба является сложным межотраслевым институтом, охватывающим нормы множества отраслей права: финансового, трудового, административного, гражданского и даже уголовного [7, с. 39].

Правовая основа государственной службы устанавливается в ст. 32 и 71 Конституции РФ, гласящих, что государственная служба находится в ведении Российской Федерации и граждане страны обладают равным доступом к государственной службе [1]. Однако Конституция не содержит прямого понятия государственной службы.

Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы РФ» дает следующее правовое определение государственной службы: профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

— Российской Федерации;
— федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;
— субъектов Российской Федерации;
— органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;
— лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;
— лиц, замещающих должности, для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ [3].

Государственная гражданская служба довольно специфична. Ее особый характер, проявляется в том, что она отличается от других видов служб публичным характером деятельности. Регулирование деятельности государственных гражданских служащих осуществляется административным законодательством, а не трудовым. Также особенности регулирования труда гражданских служащих обуславливаются задачами, принципами организации, а также функциями гражданской службы. Государственный служащий является не только субъектом права, но и участником различных отношений. Для более эффективного исполнения своих должностных полномочий государственные гражданские служащие наделены правовым статусом, который состоит из определенных элементов.

Государственная служба имеет ряд особенностей в отличие от иных видов профессиональной деятельности. На государственных служащих возложено исполнение полномочий органов государственного управления, связанных с регулированием, контролем, надзором, координацией развития различных сфер жизнедеятельности общества. В связи с этим предусматриваются особые требования к гражданам, поступающим на государственную службу.

В научной литературе понятие «государственный служащий» анализируется в различных аспектах. Почти все исследователи, пытаясь предоставить собственное определение государственной службы, сходятся в том, что государственная служба – это особый вид службы, который означает выполнение функций, полученных от государства за плату из государственного бюджета в органах государственной власти (а в некоторых странах – и в государственных органах), которая выполняется государственными служащими.

При этом, по мнению Старилова Ю.Н., термин «государственная служба» охватывает несколько основных аспектов, таких как:

— профессиональная деятельность социального слоя общества;
— отрасль науки;
— отрасль российского законодательства;
— соответствующая отрасль права;
— специальность высшего образования и учебная дисциплина [9, с. 53].

Тогда как Граждан В.Д. характеризует данное понятие с государственно-правовой, административно-правовой и уголовно-правовой точек зрения. Так, с государственно-правовой точки зрения, государственных служащий – это «слуга» государства, который наделен им соответствующими полномочиями. Служащий представляет государство в его многообразных взаимосвязях как внутри, так и снаружи (в отношениях с другими государственными, общественными и негосударственными организациями, гражданами).

С административно-правовой позиции государственный служащий обладает властными организационно-распорядительными полномочиями. Будучи представителем государства, он применяет юрисдикционные мероприятия и полномочия, применяет административно-правовые санкции.

С уголовно-правовой точки зрения, государственный служащий – особый субъект уголовной и административной ответственности [6, с. 104].

Функции государственной службы раскрываются в социальных составляющих ее деятельности, к которым относятся следующие:

— обеспечение эффективного функционирования всех ветвей государственной власти;
— создание условий для выполнения обязанностей должностными лицами и благоприятной среды для реализации прав гражданин.

Вопросы поступления на государственную гражданскую службу регулируются Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе» [4], Указом Президента Российской Федерации от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». В ст. 21 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» указано, что на гражданскую службу вправе поступать граждане РФ, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком РФ и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 63 Трудового Кодекса РФ заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. Увеличение возврата поступления на государственную гражданскую службу обусловлено тем, что специфика профессиональной служебной деятельности госслужащего характеризуется своей компетентностью, ответственностью за выполнение возложенных на служащего функций и обязанностей [2].

В соответствии со ст. 21 79-ФЗ, гражданин, поступающий на гражданскую службу, обязан владеть государственным языком Российской Федерации. Согласно ст. 68 Конституции РФ и Федеральному закону «О государственном языке Российской Федерации» от 01.06.2005 № 53-ФЗ государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. Отсюда следует, что каждый гражданин РФ, претендующий на должность государственного гражданского служащего, обязан свободно владеть русским языком. При этом пункт 4 ст. 32 Конституции РФ гласит, что граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

Специальное законодательство определяет содержание деятельности служащего, права, обязанности, ограничения, гарантии и ответственности. В соответствии с занимаемой служащим должностью ему присваивается категория, а согласно категории – тот или иной ранг в пределах данной категории.

Государственный служащий является представителем государственного органа. Его деятельность влияет на сознание людей, экономическую жизнь, организацию и деятельность трудовых коллективов. Все действия совершаются от имени государства и по его поручению, а государство, в свою очередь, осуществляет контроль за деятельностью государственного служащего и в соответствующих случаях может применить к нему средства принуждения.

Подытоживая вышесказанное можно сказать, что наше государство сейчас находится в процессе значительных демократических преобразований. Бесспорным фактом является то, что успех каких-либо государственных преобразований, прежде всего, зависит от эффективной деятельности управленческого аппарата, который в основном олицетворяется государственной службой. На государственных служащих возложено исполнение полномочий органов государственного управления, связанных с регулированием, контролем, надзором, координацией и развитием различных сфер жизнедеятельности общества. Поэтому именно от государственных служащих, призванных служить народу Российской Федерации, зависит социально-экономическое и культурное развитие страны, благосостояние населения. Поэтому государственная служба является одним из основополагающих институтов государства.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
  3. Федеральный закон от 27.05.2003 № 58-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О системе государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.06.2003, № 22, ст. 2063.
  4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.08.2004, № 31, ст. 3215.
  5. Авербух Е.А. Технологии государственного и муниципального управления [Текст]: учебник / Е.А. Авербух. — Хабаровск: ТОГУ, 2017. — 360 с.
  6. Граждан В.Д. Государственная гражданская служба [Текст]: учебник / В.Д. Граждан. — М.: Юрайт, 2015. — 468 с.
  7. Захарова С.Г. Государственная и муниципальная служба: теория и практика [Текст]: учебник / С.С. Захарова, Н.С. Соменкова. — Екатеринбург: Издательские решения, 2019. — 290 с.
  8. Масленникова Е.В. Государственная гражданская служба в Российской Федерации [Текст]: учебник / Е.В. Масленникова, М.В. Пресняков, Л.Н. Татаринова. — М.: Ось-89, 2016. – 180 с.
  9. Старилов Ю.Н. Государственная служба и служебное право [Текст]: учебник / Ю.Н. Старилов. — М.: Норма, ИНФРА-М, 2017. — 240 с.