УДК 373.3

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№35,

Педагогические науки

Кадырова Алия Марселевна


Научный руководитель: Галич Т.Н.,доцент, к.п.н. (доцент).


Ключевые слова: МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; ИГРА; ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ВООБРАЖЕНИЕ; САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ; JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT; PLAY; CREATIVE DEVELOPMENT; IMAGINATION; INDEPENDENCE.


Аннотация: В статье рассмотрена проблема влияния дидактических игр на творческое развитие младших школьников в процессе обучения. Главной целью статьи явилось описание эмпирического исследования на примере учащихся начального звена.

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои интеллектуальные и творческие способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.

Выдвигая гипотезу о том, что что применение разнообразных игр оказывает развивающее влияние на младших школьников, повышает их творческое мышление, воображение и самостоятельность, была поставлена цель внедрения в процесс обучения дидактических игр. Для доказательства гипотезы была проведена экспериментально-опытная работа среди учащихся начального звена. Участие в эксперименте принимали младшие школьники 2-х классов в количестве 50 человек. Они были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Было проведено 3 этапа эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный.

Целью этапа является проведение диагностики для выявления исходного уровня творческого развития учащихся. Для этого были использованы методики:

«Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко и А.И.Кириловой, «Придумай игру» Е.Ф. Панько, «Вербальная фантазия» Н.С Немова. Результаты исследования отражены в таблице.

Таблица 1.Сводная таблица первоначального уровня творческого развития.

Классы Кол-во учащихся Показатели элементов творчества
Методика 1 Методика 2 Методика 3
В. С. Н. В. С. Н. В. С. Н.
2 «А» класс

(контрольная

группа)

25 7 13 5 6 11 8 7 11 7
2 «В» класс

(экспериментальная

группа)

25 10 10 5 5 10 10 5 10 10

Из таблицы видно, что учащиеся не обладают достаточным уровнем фантазии, оригинальности мышления, самостоятельности решений, творческого развития, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.

На этапе формирующего эксперимента в обучении младших школьников были включены в себя приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической игре, так и в творческих играх, и на стимулирование общей творческой активности. К первой группе приемов относились творческие задания, которые проводились на уроках русского языка, помогающие освоить выразительные свойства языка (придумывание эпитетов). Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки. С учащимися проводились игры «Эпитеты», «Волшебный персонаж».

Следующие приемы – придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам. Выполнение этого задания способствовало развитию ассоциативных связей. Прием словоизменения помог детям почувствовать разницу в оттенках слов. Использовались дидактические игры «Скажи наоборот», «Подбери слово» «Найдите антонимы в пословицах», игра с карточками «Найди пару».

Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом (Айболит и солдат, принцесса и милиционер, Баба-яга и дровосек). Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону или игра драматизация, игра-фантазия. Остальные ученики наблюдали за сверстниками, потом происходила смена участников игры. В конце игры было обсуждение, в котором дети делились впечатлениями от игры, рассказывали чья инсценировка им понравилась больше.

Опыт показал, что использование данных игр и приемов заметно стимулировало общую речевую и игровую творческую активность младших школьников на уроках.

На контрольном эксперименте были подведены итоги выполненной работы по развитию творческого начала средствами игры. Результаты исследования отражены в сводной таблице.

Таблица 2. Уровень развития творческого начала младших школьников средствами игры (по итогам контрольного эксперимента).

Классы Кол-во учащихся Показатели элементов творчества
Методика 1 Методика 2 Методика 3
В. С. Н. В. С. Н. В. С. Н.
2 «А» класс

(контрольная

группа)

25 7 13 5 7 10 8 7 11 7
2 «В» класс

(экспериментальная

группа)

25 12 10 3 13 7 5 15 6 4

В результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии творческого начала младших школьников. В экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями элементов творчества.

Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что игра необходима в младшей школе, так она является важным аспектом для развития творчества и самостоятельности у младшего школьника.

Таким образом, применение дидактических игр помогло организовать разнообразную творческую деятельность учащихся на уроке, сделало процесс познания интересным и увлекательным. Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес, самостоятельность, активность, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию учебного материала, уточнению и формированию знаний учащихся, а также развитию творческого мышления. Игра помогает донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование дидактической игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.


Список литературы

  1. Лагоша, Г. Е. Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста / Г. Е. Лагоша, Г. В. Хощенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 139-142.
  2. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 2005.
  3. Allbest.Выбери лучшее. [Электронный ресурс] https://otherreferats.allbest.ru/ (дата обращения: 21.06.2021).
  4. Акбарова, Феруза. Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников / Феруза Акбарова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/215/ (дата обращения: 21.11.2021).
  5. http://ekrost.ru/poster/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-obucheniya-mladshih-shkolnikov.html