УДК 373.3
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
№35,
Педагогические науки
Кадырова Алия Марселевна
Ключевые слова: МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; ИГРА; ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; ВООБРАЖЕНИЕ; САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ; JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT; PLAY; CREATIVE DEVELOPMENT; IMAGINATION; INDEPENDENCE.
Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка. Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ученику проверить и развить свои интеллектуальные и творческие способности, включающие его в соревнования с другими учащимися.
Выдвигая гипотезу о том, что что применение разнообразных игр оказывает развивающее влияние на младших школьников, повышает их творческое мышление, воображение и самостоятельность, была поставлена цель внедрения в процесс обучения дидактических игр. Для доказательства гипотезы была проведена экспериментально-опытная работа среди учащихся начального звена. Участие в эксперименте принимали младшие школьники 2-х классов в количестве 50 человек. Они были разделены на экспериментальную и контрольную группы. Было проведено 3 этапа эксперимента: констатирующий, формирующий, контрольный.
Целью этапа является проведение диагностики для выявления исходного уровня творческого развития учащихся. Для этого были использованы методики:
«Дорисовывание фигур» О.М. Дьяченко и А.И.Кириловой, «Придумай игру» Е.Ф. Панько, «Вербальная фантазия» Н.С Немова. Результаты исследования отражены в таблице.
Таблица 1.Сводная таблица первоначального уровня творческого развития.
Классы | Кол-во учащихся | Показатели элементов творчества | ||||||||
Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | ||||||||
В. | С. | Н. | В. | С. | Н. | В. | С. | Н. | ||
2 «А» класс
(контрольная группа) |
25 | 7 | 13 | 5 | 6 | 11 | 8 | 7 | 11 | 7 |
2 «В» класс
(экспериментальная группа) |
25 | 10 | 10 | 5 | 5 | 10 | 10 | 5 | 10 | 10 |
Из таблицы видно, что учащиеся не обладают достаточным уровнем фантазии, оригинальности мышления, самостоятельности решений, творческого развития, как в контрольной, так и в экспериментальной группе.
На этапе формирующего эксперимента в обучении младших школьников были включены в себя приемы, направленные на развитие творческого начала как в дидактической игре, так и в творческих играх, и на стимулирование общей творческой активности. К первой группе приемов относились творческие задания, которые проводились на уроках русского языка, помогающие освоить выразительные свойства языка (придумывание эпитетов). Детям предлагалось придумать эпитеты, характеризующие тот или иной персонаж сказки. С учащимися проводились игры «Эпитеты», «Волшебный персонаж».
Следующие приемы – придумывание сравнений и синонимов или антонимов к словам. Выполнение этого задания способствовало развитию ассоциативных связей. Прием словоизменения помог детям почувствовать разницу в оттенках слов. Использовались дидактические игры «Скажи наоборот», «Подбери слово» «Найдите антонимы в пословицах», игра с карточками «Найди пару».
Для развития творческих способностей в игре, детям предлагались две роли сказочных персонажей, несвязанных между собой общим сюжетом (Айболит и солдат, принцесса и милиционер, Баба-яга и дровосек). Учащиеся должны были разыграть придуманные ими сюжеты. Это мог быть разговор по телефону или игра драматизация, игра-фантазия. Остальные ученики наблюдали за сверстниками, потом происходила смена участников игры. В конце игры было обсуждение, в котором дети делились впечатлениями от игры, рассказывали чья инсценировка им понравилась больше.
Опыт показал, что использование данных игр и приемов заметно стимулировало общую речевую и игровую творческую активность младших школьников на уроках.
На контрольном эксперименте были подведены итоги выполненной работы по развитию творческого начала средствами игры. Результаты исследования отражены в сводной таблице.
Таблица 2. Уровень развития творческого начала младших школьников средствами игры (по итогам контрольного эксперимента).
Классы | Кол-во учащихся | Показатели элементов творчества | ||||||||
Методика 1 | Методика 2 | Методика 3 | ||||||||
В. | С. | Н. | В. | С. | Н. | В. | С. | Н. | ||
2 «А» класс
(контрольная группа) |
25 | 7 | 13 | 5 | 7 | 10 | 8 | 7 | 11 | 7 |
2 «В» класс
(экспериментальная группа) |
25 | 12 | 10 | 3 | 13 | 7 | 5 | 15 | 6 | 4 |
В результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии творческого начала младших школьников. В экспериментальной группе значительно увеличилось количество детей с высокими показателями элементов творчества.
Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что игра необходима в младшей школе, так она является важным аспектом для развития творчества и самостоятельности у младшего школьника.
Таким образом, применение дидактических игр помогло организовать разнообразную творческую деятельность учащихся на уроке, сделало процесс познания интересным и увлекательным. Создание игровой атмосферы на уроках развивает познавательный интерес, самостоятельность, активность, снимает усталость, позволяет удержать внимание. Дидактическая игра содействует лучшему пониманию учебного материала, уточнению и формированию знаний учащихся, а также развитию творческого мышления. Игра помогает донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование дидактической игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста.
Список литературы
- Лагоша, Г. Е. Игра как основной вид деятельности детей младшего дошкольного возраста / Г. Е. Лагоша, Г. В. Хощенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 27 (161). — С. 139-142.
- Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб.Заведений: В 3 кн.: Кн. 3: Экспериментальная педагогическая психология ип психодиагностика. – М.: Просвещение: Владос, 2005.
- Allbest.Выбери лучшее. [Электронный ресурс] https://otherreferats.allbest.ru/ (дата обращения: 21.06.2021).
- Акбарова, Феруза. Дидактическая игра как средство развития мышления младших школьников / Феруза Акбарова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/215/ (дата обращения: 21.11.2021).
- http://ekrost.ru/poster/didakticheskie-igry-kak-sredstvo-obucheniya-mladshih-shkolnikov.html