УДК 355.233.231.1

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№35,

Педагогические науки

Шорникова Марина Михайловна


Научный руководитель: Нуриева А.Р.


Ключевые слова: ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ; ФГОС; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ; ПАТРИОТИЗМ; ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ; «МАЛАЯ» РОДИНА; ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА; PATRIOTIC EDUCATION; FGOS; PRIMARY SCHOOL AGE; ELEMENTARY GRADES; PATRIOTISM; LOVE FOR THE MOTHERLAND; «SMALL» HOMELAND; EDUCATIONAL WORK.


Аннотация: Автор данной статьи рассматривает воспитание патриотизма у младших школьников с точки зрения современности. Актуальность работы связана с современными негативными тенденциями, происходящими в обществе. На примере собственного опыта исследователь делится процессом организации воспитательной работы по нравственно-патриотическому воспитанию обучающихся 2 класса.

Воспитание патриотизма у младших школьников является очень актуальной проблемой, так как патриотизм, то есть любовь к родине и сопричастность к ее истории и культуре, необходимо начинать развивать в ребенка как можно раньше. Одной из важных задач современного образования является патриотическое воспитание, которое играет огромную роль в социальном и гражданском становлении личности. Еще К.Д. Ушинский отмечал, что патриотизм важен не только для воспитания, но и является мощным педагогическим средством.

Патриотизм, как и другие нравственные качества человека, формируются в детстве, особенно мощно их формирование происходит в младших классах. Только пришедшие в школу дети воспринимают все очень эмоционально, поэтому педагогам важно в своей работе использовать те методы, которые смогут заинтересовать школьников, подарить им глубокие, яркие и содержательные знания о родном крае, о родной стране.

Любовь к Родине начинается с любви к родному краю, с уважения традиций. Именно поэтому главная задача, которая стоит перед учителями начальных классов по патриотическому воспитанию младших школьников, – это постараться на простых и доступных примерах донести сущность патриотизма и воспитать в обучающихся чувства долга.

Младший школьный возраст является самым благоприятным для привития чувства любви к Родине. Сегодня, к сожалению, у подрастающего поколения меняются жизненные ценности, происходит кардинальная трансформация общества. Именно поэтому педагогам надо не упустить воспитание подрастающего поколения, так как именно детям в последующем предстоит сформировать через определенный промежуток времени ту систему ценностей, которую будет перенимать следующее поколение. Начальный школьный возраст еще очень неустойчивый, дети, не имея богатого жизненного опыта, зачастую не могут отличить мнимые ценности от истинных.

В настоящее время очень много негативного влияния, в особенности же это касается Интернет-пространства, где ребенок проводит много времени. Влияние Интернета сегодня во многом превосходит влияние семьи, школы и других общественных институтов. Может сложиться так, что ребенку привьют антиценности, итогом чего станет рост наркомании, пьянства, суицидов и отказ от службы в армии.

Молодые люди стремятся уехать за границу, где, по их представлениям, гораздо больше возможностей. Постепенно наступает утрата патриотического сознания, что в свою очередь угрожает национальной безопасности страны.

Патриотическая идея может стать прочным основанием для российского общества. Патриотическое воспитание – это постепенное и целенаправленное развитие у обучающихся любви к Родине.

Учителя должны осуществлять патриотическое воспитание как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Приобщение школьников к духовным и культурным ценностям малой родины и страны, а также знакомство с национальными традициями могут быть организованны через:

— создание небольших краеведческих музеев в школе;
— работу краеведческих кружков, студий национального танца;
— экскурсий по родному краю;
— участие в городских праздниках;
— посещение народных концертов, походы в театры и музеи;
— работу над стенгазетой;
— выставки рисунков и изделий декоративно-прикладного творчества;
— конкурсы художественной самодеятельности;
— тематические беседы и многое другое.

Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой стала разработка методических материалов по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста.

Для начала мы продиагностировали сформированность патриотических чувств у младших школьников. Реципиентами стали обучающиеся 2 класса МБОУ «Порымская ООШ им. Г.И. Щербакова». Количество участников эксперимента – 31 человек.

В самом начале эксперимента мы провели опрос школьников, который позволил нам выявить уровень интересов, обучающихся к историческому наследию страны, ее традициям и проч.

Всего было выявлено три уровня сформированности патриотических чувств:

1) Высокий: школьник не только понимает, что такое патриотизм, но и может назвать основные признаки патриотизма, положительно относится к обязанностям; хорошо знает основные памятники и памятные места города, знает основные традиции, в реальной жизни действует в соответствии с освоенными требованиями;

2) Средний: обучающийся имеет неполное представление о патриотизме, достаточно пассивно относится к обязанностям, его подразумевающим; знает некоторые традиции;

3) Низкий: школьник не понимает, что такое патриотизм и негативно относится к обязанностям, его подразумевающим, учащийся не знает достопримечательности города, не помогает своим близким.
Реципиенты продемонстрировали следующие результаты:
— высокий уровень показал один обучающийся (1%);
— средний уровень выявлен у семи школьников (41%);
— низкий уровень наблюдается у девяти человек (58%).

К сожалению, после проведенного опроса, мы пришли к выводу, что большинство школьников не понимают, что подразумевает собой патриотизм, или негативно относятся к обязанностям, в которых может проявиться их любовь к Родине. В целом мы видим, что понятие «патриотизм» у большей части реципиентов сформировано слабо. В связи с этим было решено провести работу по формированию патриотических чувств учащихся 2 класса.

Для этого был разработан план мероприятий, который был реализован в течение третьей четверти 2020-2021 учебного года. Нами были поставлены следующие задачи:

— развивать у школьников основные патриотические качества, такие как гуманизм, чувство привязанности и уважения к семье, дому, школе, селу, желание заботиться о других и проч.;
— формировать у обучающихся интерес к историческому прошлому села, страны;
— воспитывать уважительное отношение к культуре и традициям.

Сам план состоял из двух блоков: урочные и внеурочные мероприятия.

Во время реализации плана, мы придерживались следующих принципов:

1. Работа по патриотическому воспитанию младших школьников должна быть целенаправленной и систематической;
2. Необходимо учитывать, как возрастные, так и индивидуальные особенности школьников, использовать дифференцированный подход;
3. Занятия и задания должны быть разнообразны и интересны учащимся;
4. Следует использовать только те виды деятельности, которые будут целесообразны возрастным особенностям обучающихся;
5. Важно активизировать эмоциональную сферу личности, так как в младшем школьном возрасте дети воспринимают все через личностные ощущения;
6. Патриотизм необходимо начинать формировать через представления о малой родине;
7. Наиболее эффективными методами воспитания патриотизма в младшем школьном возрасте являются игровые методы, а также трудовая и художественная деятельность.

План включал в себя следующие направления работы:
— «Любовь к родине вырастает из любви к семье»;
— «Знакомство с малой родиной»;
— «Россия – моя страна, моя Родина!».

Мы шли к поэтапному усложнению представлений о патриотизме, а также о нравственных качествах, которыми должен обладать патриот. Мы знакомили обучающихся с традициями, водили на экскурсии по памятным местам села, проводили совместно с родителями игры и викторины, организовывали выставку работ обучающихся, приглашали в школу выдающихся личностей района, проводили разнообразные беседы.

После проведенного эксперимента мы заметили, что школьники стали проявлять больше активности и дисциплинированности, они демонстрировали стремление к самосовершенствованию и проявляли важные моральные качества.

По завершению эксперимента мы вновь провели опрос обучающихся. Опрос проводился в индивидуальном порядке. Результаты были следующими:

— высокий уровень был выявлен у шести школьников (41%);
— средний уровень продемонстрировали десять человек (58%);
— на низком уровне остался всего один обучающийся (1%).

Так, работа, проведенная нами, была результативна. Итоговый эксперимент показал, что уровень развития патриотических чувств у школьников повысился.

Таким образом, патриотическое воспитание всегда было важной задачей, возложенной на плечи учителя. В начальных классах у школьников необходимо сформировать основные ценности и заложить базу патриотического воспитания, что позволит в будущем выработать у них правильную гражданскую позицию. Упущения в гражданском воспитании младших школьников, в среднем и старшем школьном возрасте уже сложно скорректировать и восполнить. Младший школьный возраст – самый психологически устойчивый. Учитель начальных классов должен создать необходимые условий для патриотически-нравственного воспитания.


Список литературы

  1. Агеева Е.Н. Диагностика формирующихся гражданско-патриотических качеств у учащихся 1-2 классов [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2019/05/31/diagnostika-formiruyushchihsya-grazhdansko
  2. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста // Начальная школа. – 2007. – № 9. – С. 17-20.
  3. Демина Н.В. Патриотическое воспитание младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/patrioticheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov-1119465.