УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
№35,
Психологические науки
Шорникова Марина Михайловна
Ключевые слова: МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ; ЛИЧНОСТЬ; ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ; ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ; ОБУЧЕНИЕ; САМООЦЕНКА; МОТИВЫ ПОВЕДЕНИЯ; PRIMARY SCHOOL AGE; PRIMARY GRADES; PERSONALITY; PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS; PERSONALITY TRAITS; LEARNING; SELF-ESTEEM; MOTIVES OF BEHAVIOR.
Жизнь ребенка претерпевает существенные изменения, когда он идет в школу: новая обстановка, новые люди, новые требования. Здесь учителям необходимо подойти к каждому индивидуально, в первые месяцы обучения формируется интерес к обучению. Дети испытывают сильную психологическую нагрузку, и их поведение может кардинально поменяться. Связано это, в первую очередь, с тем, что образ жизни меняется, они переходят на новую ступень образования. В этот период возможно увеличение заболеваемости, которая зачастую носит психосоматическую направленность.
Сегодня образование становится личностно-ориентированным, на первый план выдвигается развивающая функция обучения. В таких условиях задача учителя – максимально раскрыть потенциал ребенка. В младшем школьном возрасте в процессе образовательной и воспитательной деятельности происходит формирование важнейших личностных качеств ребенка. Именно для того, чтобы понять, как сделать обучение максимально эффективным, необходимо как можно подробно изучить психологические особенности личности младших школьников. Современный учитель уже с начальных классов стремиться научить ребенка самостоятельной организации учебной деятельности.
На базе МБОУ «Порымская СОШ им. Г.И. Щербакова» нами было проведено исследование с целью изучения особенностей развития личности у детей младшего школьного возраста.
Термин «личность» является одним из фундаментальных в психологической науке. Наиболее часто термин «личность» употребляется по отношению к человеку, обладающему совокупностью устойчивых психологических свойств, которые определяют социально значимые поступки данного человека.
В школьном возрасте дети уже умеют сознательно управлять своим поведением, и именно поэтому их нравственные чувства обладают большей побудительной силой, чем другие мотивы.
У детей младшего школьного возраста развитие личности прослеживается в формировании самосознания, состоящего из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. У них уже в достаточной степени развита критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка.
Среди базисных характеристик личности детей младшего школьного возраста выделяют следующие: произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, свобода поведения, безопасность поведения, ответственность, самосознание.
Самосознание – понимание школьником того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятся к нему окружающие и чем вызывается это отношение. Самое яркое проявление самосознание выражается в самооценке.
Нами было проведено эмпирическое исследование по изучению психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Под наблюдением находились учащиеся 2 класса, в количестве 12 человек. Также с этими школьниками была проведена диагностика по ряду методик:
— по методике выявления наиболее важного вида деятельности, важных субъектов, отношения к обучению «Неоконченные предложения»;
— по методике выявления самооценки школьников «Какой ты?»;
— по методике выявления мотивов обучающихся «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора».
Таким образом, проведя диагностику с учащимися второго класса, мы смогли сделать оценку по следующим категориям: отношение респондента к себе; отношение учащегося к окружающим; отношение испытуемого к учебе (школе).
По методике «Неоконченные предложения» были получены следующие результаты: очень положительная установка обнаружилась у 1-го школьника; положительную установку продемонстрировали 2 респондента; нейтральная установка у 5 учащихся; отрицательная была обнаружена у 4 учеников.
Благодаря проведенной диагностике мы смогли выявить чувства ребенка по отношению к себе и окружающим его людям, выяснить, насколько мотивированы дети к обучению, а также понять, как второклашки оценивают свои шансы на успех в будущем.
Отрицательный результат у большинства детей был выставлен за учебную деятельность, то есть многие дети недостаточно мотивированы к обучению. Для них нами предлагается провести дополнительные занятия или кружки, которые помогут им в доступной форме изучить материал, труднодоступный их пониманию.
Были выявлены и отрицательные оценки по шкале отношения в семье, что, в большинстве случаев, было характерно для детей из неблагополучных семей. Отрицательные установке по этой же шкале были отмечены у детей, проживающих, на первый взгляд, в семье вполне благополучной. В этом случае рекомендуем провести ряд мероприятий, бесед и консультаций для родителей с целью повышения их педагогической культуры.
Обнаружился один ребенок, получивший отрицательную оценку по отношению к самому себе. Здесь необходимо обратиться за профессиональной помощью к психологу. Педагог самостоятельно не сможет выявить причину негативного к себе отношения у ребенка и выстроить правильную поэтапную программу корректировки.
Итоги диагностики «Какой ты?»: 4 человека с позитивной самооценкой, которая является самой желательной; 5 человек с нейтральной самооценкой, что является допустимым, но в то же время указывает на недостаточно развитое чувство самоценности нейтральная (неопределенная); 2 человека имеют амбивалентный показатель, что говорит об отсутствии адекватной для данного возраста устойчивости в развитии общей самооценки и свидетельствует о невозможности социокультурного самоопределения ребенок; 1 человек с индифферентный оценкой, что указывает на отсутствие или неадекватность системы ценностных ориентиров.
Согласно результатам диагностики «Изучение мотивов поведения в ситуации выбора» у школьников преобладают личностные мотивы, то есть у таких детей эгоцентризм остался на уровне детского сада. Дети с личностным мотивом делают все для себя, даже не пытаясь помочь другим.
С детьми с амбивалентным показателем и индифферентный оценкой, а также со школьниками, у которых были выявлены исключительно личностные мотивы, необходимо провести дополнительную коррекционную работу.
Список литературы
- Абрамов Г.С. Возрастная психология. – М.: АСТ,2019. – 463 с.
- Выготский Л.С. История развития высших психических функций. – М.: Юрайт, 2017. – 359 с.
- Гаврилычева Г.Ф. Современный младший школьник. Кто он? Штрихи к портрету // Начальная школа. – 2004. – № 3. – С. 13-19.
- Ингемкамп К. Педагогическая диагностика. – М.: Педагогика, 1991 – 321 с.
- Практическая психодиагностика: Методики и тесты / Под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара: Бахрах, 1998. – 312 с.