УДК 37

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№35,

Педагогические науки

Алёшина Анна Александровна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф.


Ключевые слова: ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; ИНТЕРЕС; ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ; ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ; ИГРЫ; ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН; ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ; УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; COGNITIVE INTERESTS; JUNIOR STUDENT; INTEREST; COGNITIVE ACTIVITY; DIDACTIC GAMES; GAMES; EMOTIONAL BACKGROUND; PROBLEM SITUATION; EDUCATIONAL PROCESS.


Аннотация: Формирования познавательного интереса младших школьников один из самых актуальных проблем современной педагогики. Рассмотрение их сущности, возрастные особенности формирования. Средства, методы формирования и развития познавательных интересов как успешность в учении.

Формирования познавательного интереса у младших школьников является одной из актуальных проблем педагогики. Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важных факторов успешности в учении.

Педагогической наукой доказана необходимость теоретической разработки этой проблемы и осуществление её в практике. Каждому учителю известно, что ученик не сможет успешно усвоить материал, если он безразлично относиться к знаниям. Поэтому познавательный интерес у младших школьников нужно формировать и развивать с раннего возраста. В начальной школе формирование познавательного интереса имеет свои особенности. Например, такой особенностью стало формирование познавательного интереса и становления самосознания. Ребенок осознает себя в новой роли то есть ученика (Я – ученик!). На этом этапе закладываются основы представления о мире, человеке и его деятельности.

В Стандарте решается вопрос о сформированной мотивации к обучению и интереса к познанию. Ценностно-смысловые установки обучающихся отражают их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества. Это так же способствует развитию личности ученика.

Этой проблемой занимались множество педагогов, такие как например, К.Д. Ушинский, Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А. Дистервег, Ф.Н. Гоноболин, Н.В. Кузьмина, Г.И. Щукина, В.Ф. Одоевский и множество других.

Перед тем, как мы познакомимся с понятием «познавательный интерес», объясним, что собой представляет понятие «интерес».

Интерес (от латинского «быть внутри») — многозначное определение: Интерес — особое внимание к чему-нибудь.

Интерес — положительно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с потребностью узнать что-то новое об объекте интереса, повышенным вниманием к нему.

Различают несколько видов интересов: художественные, спортивные, технические, познавательные и т.д.

В сферу этого интереса входят: приобретение школьником знания; процесс овладения знаниями; процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.

С.Л. Рубинштейн считает: «Познавательный интерес — это сложное отношение, которое носит двусторонний характер» [1, c. 524].

Щукина Г.И. выделяет основные характерные особенности познавательного интереса: [2, с. 6]

1. «Поисковый» характер — человек все время ищет, старается найти новые стороны в интересующем его предмете, установить более глубокие связи и отношения.
2.Окрашивание эмоциями мыслительной, интеллектуальной деятельности (чувства).
3.Волевой характер — стремление к продуктивной деятельности.

В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес является потребностью ребенка в знаниях, ориентирующих его в окружающем мире. Познавательная активность на ранних этапах развития проявляется в виде любопытства. Первым двигателем познавательных процессов является любопытство.

К.Д. Ушинский замечал, что любопытство побуждает ребенка к вопросам, создает ориентировку в окружающем мире, сосредотачивает умственную деятельность на определенной области и перерастает в любознательность. Для развития любознательности необходимо обучение и воспитание. Для развития познавательной потребности необходим постоянный переход от уже знакомого предмета на совершенно новый предмет. В основе развития лежит неудовлетворенность одних знаний и постоянный поиск, который приводит к новым знаниям. Главным источником побуждения младших школьников к труду и умственной деятельности является интерес. Такую же важную роль в формировании познавательного интереса играют вопросы учителя. Грамотно составленные, имеют определенную структуру, заставляют мыслить, последовательно, самостоятельно, экономно распределять ресурсы для достижения цели, анализировать свои действия, рассуждать и обосновывать свои суждения. Вопросы учителя выполняют несколько функций: информационную, организационную, контролирующую, мотивационную, стимулирующую.

В ходе формирования познавательного интереса происходит переход интереса с одной стадии своего развития на другую. Ученые объяснили, что в ходе перехода стадий предыдущие не забываются. Они остаются и функционируют наравне с новыми появившимися формами.

К развитию интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес. А.Я. Миленький изучил специфику учебного интереса, отличающую его от других видов познавательного интереса [3, с. 379]. Формирование познавательных интересов у школьников начинается с самого начала обучения в школе. В первые годы обучения все интересы младшего школьника развиваются очень заметно. Дети в начале обучения быстро запоминают яркий и интересный материал. Подтверждением могут быть слова Д.Б. Эльконина, который отмечал, что познавательный интерес у учеников не возникает при шаблонном изложении материала [4, с. 118].

Таким образом, мы узнали, что все ученые говорят об одном, что познавательный интерес – это сложный процесс отношений человека и явления окружающей действительности.

К эффективным средствам формирования познавательных интересов младших школьников относятся творческие задания, дидактические игры, проблемные задания. Мы рассмотрим из этих выше перечисленных средств – дидактические игры.

Одним из средств формирования познавательного интересов детей привлекает собственно игровые действия. Игра служит эмоциональным фоном, на котором разворачиваются уроки. Игра из развлечения превращается в работу. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создают радостное настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Отсюда следует, что на уроках можно использовать дидактические игры.

Дидактические игры – это вид учебных занятий. Организуемых в виде учебных игр. Реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры. Игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

В качестве дидактического средства, у учащихся в процессе обучения, выступают учебные задания. Если учебное задание создаёт проблемную ситуацию, то такое задание называют проблемным. Проблемное задание – необходимый компонент процесса обучения, целью которого является развитие мышления учащихся. Проблемное обучение, а не преподнесение готовых, годных лишь для заучивания фактов и выводов всегда, вызывает неугасимый интерес учеников. Такое обучение заставляет искать истину, и всем коллективом находить её. Проблемная ситуация характеризует определённое психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний; осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действий.

Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью опыта, рассказа об интересном факте, наглядных средств, практических заданий.

Отчётливым показателем интеллектуальной активности, сопутствующей интересу школьников, является их активное оперирование приобретённым багажом знаний и умений. Познавательный интерес не уживается со штампом и шаблоном, поэтому привлечение приобретённых знаний к различным ситуациям и задачам свидетельствует об их гибкости, их свободном использовании и может способствовать стремлению глубоко проникнуть в познание.

Благодаря проведению дидактических игр, интегрированных уроков, созданию проблемных ситуаций, использованию творческих заданий на уроках, дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свое творческое мышление, а слабоуспевающие, решая нестандартные задачи, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинить их определенному плану. В этих условиях у детей развиваются такие важные качества мышления, как глубина, критичность, гибкость, которые являются сторонами его самостоятельности. Только развитие самостоятельного мышления, творческого, поискового, исследовательского есть основная задача начального обучения. Единственным плодотворным путем развития – раскрытие задатков.

Приведем примеры дидактических игр на уроках русского языка:

Тема: «Имя прилагательное» Игра «Самый внимательный»

Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение. Игра проводится в парах.

Учитель озвучивает тему игры, указывает время проведения каждого этапа игры, выполняет роль судьи: отмечает, какая пара выбрала наибольшее количество прилагательных, помогает разрешить споры. Послушайте песню «Резиновый ёжик». У каждого из вас есть текст песни. Первый тур: выпишите как можно больше прилагательных (на эту работу детям дается 2 минуты). После поиска прилагательных, пары по одной называют все слова и отмечают, какие уже назвали. В этом туре побеждает та пара, которая выбрала наибольшее количество прилагательных. Второй тур: подберите к выписанным прилагательным существительные так, чтобы получились словосочетания и объясните их значения (2–4 минуты). Проверка словосочетаний проходит так же, как и в первой части: ученики по очереди читают и объясняют получившиеся словосочетания (2–3 минуты). Выигравшие пары награждаются судьей (учителем) степенями:

1 тур –«Научный ассистент»,
2 тур – «Научный консультант».

Тема: «Глагол»

Игра «Запиши вопросы»

Игра направлена на формирование познавательных УУД: анализ, смысловое чтение, доказательство. Учитель только объясняет ход игры и озвучивает отводимое время на каждый этап. Дети выбирают ученика, который будет следить за временем и за ходом выполнения заданий. Выигрывают те ученики, которые быстрее всех справятся с заданиями одноклассников. Призеров может быть много, они получают значки со званием «Покоритель вопросов». На доске записан текст. Выпиши глаголы и в скобках запиши вопросы, на которые эти глаголы отвечают (2 минуты). Придумай свои глаголы, отвечающие на такие же вопросы и составь с ними текст (5-6 минут). Запиши текст на листе вместе с вопросами, но пропусти придуманные тобой глаголы (1,5 минуты). Поменяйся с соседом по парте. Теперь нужно вставить задуманные глаголы учеником и доказать, почему ты так считаешь (1,5–2 минуты).

Текст на доске

Очень приятно, когда в ясное морозное утро ноги, будто сами тебя несут по мёрзлым кочкам! Попадёшь с разгона носком в лужицу – лёд с хрустом проломится, зазвенит, а ты уж помчался дальше, и подошвы сухие. А потом как хорошо после переменки с холода вбежать в светлый класс!

Тема: «Имя существительное» Игра «Лучший редактор»

Игра направлена на формирования познавательных УУД: анализ, сравнение. Игра проводится в три этапа. На первом этапе детям предлагается вырезать из газет и журналов различные заголовки статей и принести их на урок. Заголовки перемешиваются. На втором этапе дети делятся на 4 команды (6–7 человек в команде).

Учитель – организатор игры. В этом задании детям предлагается быть редакторами газет. Редакторы правят заголовки и пишут статьи. На команду «редакторов» раздается по 10 заголовков.

Ученикам нужно прочитать вырезки и подобрать из них имена существительные единственного числа. На третьем этапе команде «редакторов» нужно написать заметку с выбранными именами существительными. Род выписанных имен существительных можно менять.

По окончанию игры команды по очереди вывешивают на доску выписанные из заголовков слова и зачитывают составленную заметку. А жюри – это ученики других команд – подсчитывают использованные имена существительные. После того, как все команды выступили, ученикам предлагается проголосовать за лучшую заметку. За свою команду ученикам голосовать нельзя.


Список литературы

  1. Маркова А.К. Формирование интереса к учению школьников / А.К. Маркова. – Москва, 2012. – С. 140.
  2. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике Учебник для вузов / Г.И. Щукина — Москва: Изд-во «Педагогика», 2009. – С. 456.
  3. Григорьева М.В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации / М.В. Григорьева // Начальная школа №1, 2011. – С. 156.
  4. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — Москва: Гардарики, 2005. – С. 349.
  5. https://studme.org/127056/psihologiya/didakticheskaya_igra
  6. https://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=99696