УДК 159.9

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

№35,

Психологические науки

Алёшина Анна Александровна


Научный руководитель: Панфилов А.Н.


Ключевые слова: ВНИМАНИЕ; ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ; РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ; ATTENTION; ARBITRARY ATTENTION; DEVELOPMENT OF ARBITRARY ATTENTION.


Аннотация: В статье написано о внимании младших школьников, и как развивать их произвольное внимание с помощью ряда упражнений.

Многие исследователи изучают природу и методы развития внимания. НА. Под вниманием Руденко понимается произвольное или непроизвольное выравнивание и сосредоточение мыслительной деятельности на каком-либо объекте восприятия [4, c. 347].

В психологии существует несколько подходов, объясняющих феномен внимания.

В соответствии с ними, по мнению автора, трактуется следующее:
– в результате эмоции (Т. Рибо): мы думаем, что внимание всегда связано с эмоциями и провоцируется ими;
– как ограничение сознания (И. Герберт и У. Гамильтон): более интенсивные представления подавляют менее интенсивные, вытесняя их в подсознании, а то, что остается в сознании, привлекает наше внимание;
– как проявление позы (Д. Н. Узнадзе): поза выделяет определенный образ из всего многообразия окружающих предметов;
– как один из моментов ориентировочного исследования человеческой деятельности (П. Я. Гальперин) [4, c. 346-347].

А. М. Руденко рассмотрел виды и свойства внимания, составил таблицу [4, с. 349], из которой следует, что из уровней психической активности большое значение имеют произвольное и послепроизвольное внимание. Первый «является результатом сознательного сосредоточения на определенной информации, требует напряжения воли и обычно утомляется через 20 минут». А второй «вызван вовлечением в деятельность и связанным с ней интересом. В результате надолго сохраняется целеустремленность, снимается напряжение, человек не устает, хотя пост-непроизвольное внимание может длиться часами. Это самый эффективный и длительный [4, с. 349].

Известно, что после поступления в школу происходят серьезные сдвиги в развитии внимания, поскольку новые условия жизни и деятельности предъявляют более высокие требования к вниманию ребенка, чем в дошкольном возрасте. С 1-го класса ученик весь рабочий день живет по довольно жесткому регламенту, выбор профессии определяется учителем, меняется отношение его окружения к качественным показателям действий ребенка. Во внимании младшего школьника еще много детских черт, его легко отвлечь. По наблюдениям Н.П. Анисимовой, только на одном уроке в 1-м классе учитель совершает с учениками до 15-17 переходов от одного вида занятий к другим [2, с. 13].

Конечно, необходимо развитие произвольного внимания детей. Для этого А. Руденко со ссылкой на Р.С. Немова рекомендует:

– постарайтесь заметить все, что более характерно, характерно для каждой среды;
– если обстановка знакомая, желательно постараться заметить все, что в ней изменилось с момента последнего пребывания;
– во время чтения старайтесь одновременно ухватить как можно больше текста, читать как можно быстрее, одновременно улавливая смысл прочитанного;
– стараться выполнять сразу несколько дел. Подобная работа хорошо развивает внимание;
– выполнять специальные упражнения, направленные на развитие концентрации и распределение внимания [4, с. 350-351].

Возрастными характеристиками внимания младших школьников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость. Первоклассники и отчасти второклассники все еще не умеют надолго сосредоточиться на работе, особенно если она неинтересна и однообразна. Слаборазвита произвольная регуляция внимания.

Гораздо лучше обстоит дело с непроизвольным вниманием, так как дети любознательны и любознательны. Но даже непроизвольное внимание недолговечно. Учителя должны развивать произвольное внимание. Конечно, сам процесс обучения способствует его развитию, его устойчивости. По мере расширения сферы деятельности студента появляются новые предметы. В процессе учебной деятельности, которая для него становится основной, ребенок привыкает к систематической работе. Но при этом необходимо развивать как непроизвольное, так и произвольное внимание.

Условием удержания внимания является разнообразие учебного материала, последовательность его раскрытия и увлекательное изложение. Необходимо вызвать интерес к изучаемому предмету: это может быть необычное начало, приглашение сказочного персонажа на урок, действие в игре, сама игра, помогающая разнообразить материал.

Педагог может развивать произвольное внимание детей, четко организовывая уроки. Известны опорные сигналы В. Ф. Шаталова и опорные схемы С. Н. Лысенкова. Известна также методика, при которой учителя пишут план на доске или используют готовую схему, которая организует внимание и облегчает синтез полученных знаний. На состояние внимания влияет темп и режим труда. Поможет и использование индивидуальных заданий, комментирование ответов, рассуждение при решении задач, при выполнении сложных грамматических заданий, участие в конкурсах.

Средством обострения интереса к привычному, обыденному является прием «отстранения». Н. П. Анисимова в качестве примера приводит повесть В. Брагина «В стране дремучих трав». Герой изобретает вещество, уменьшающее человека до размеров муравья. Изменившийся угол зрения позволяет ему по-новому увидеть, казалось бы, хорошо известный мир живых существ и растений, постоянно окружающих человека [2, с. 19-23].

Н. П. Анисимова упоминает виды рассеянности детей. Она обращает внимание на их ученую рассеянность, которая проистекает от увлечения их данной темой [2, с. 24]. Это свойство ребенка педагог должен использовать для перевода непроизвольного внимания в произвольное.

Для развития внимания нужны упражнения. Коррекционные приемы и упражнения можно найти в психологической литературе, например, в книге Е. И. Рогова «Настольная книга практического психолога» [3]. Приведем некоторые упражнения из этой книги, доступные для учащихся начальных классов, которые мы рекомендуем использовать.

«Кто быстрее?»
Учащимся рекомендуется как можно быстрее и точнее удалить все распространенные буквы, такие как «о» или «е», в любом столбце текста. Об успешности выполнения текста судят по времени выполнения и количеству допущенных ошибок — пропущенных букв: чем ниже значение этих показателей, тем выше успех. В то же время важно способствовать успеху и вызывать интерес [3, с. 321].

«Наблюдательность»
Это задача посложнее. Ребенок должен по памяти описать школьный двор, дорогу домой в школу — все, что он видел сотни раз. Сложность задания в том, что проверить описание будет сложно: ребенок может приехать в школу на автобусе или личном транспорте. [3, c. 321].

«Зеркало»

Водящий выбирается, и все остальные дети играют роль зеркала. Водитель смотрит на одного человека — «свое зеркало» и начинает перед ним совершать различные движения. «Зеркало» повторяет все движения в зеркальном отображении. Например, если водитель поднимает правую руку, «зеркало» поднимает левую и т. д. Всякий раз, когда «зеркало» оказывается неправильным, все кричат: «Зеркало разбито!» Затем водитель выбирает себе новое «зеркало». Побеждает самое прочное «зеркало». [1, с. 190].

Таким образом, изучение психологической литературы и подбор серии упражнений помогут выработать способы развития внимания у младших школьников.

В заключение следует сказать, что развитие произвольного внимания младшего школьника — одно из важнейших приобретений личности на данном этапе ее развития. Он связан с формированием волевых качеств у ребенка и находится в тесном взаимодействии с общим психическим развитием ребенка.


Список литературы

  1. Лопатина А. А., Скребцова М. 600 творческих игр для больших и маленьких. 3-е изд. М.: Амрита-Русь, 2005. 320 с. (Серия «Образование и творчество»).
  2. Познавательные процессы и способности в обучении: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / В. Д. Шадриков, Н. П. Анисимова, Е. Н. Корнеева и др.; Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 2011. 142 с.
  3. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2009. Кн. 2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. 480 с.
  4. Руденко А. М. Психология: учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2012. 556 с.
  5. https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-i-puti-razvitiya-ih-proizvolnogo-vnimaniya