УДК 37

ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№35,

Педагогические науки

Аглямова Индира Ильдаровна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., кандидат педагогических наук, доцент.


Ключевые слова: ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА; ВОСПИТАНИЕ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; ЛИДЕРСТВО; УСЛОВИЯ АКТИВНОСТИ; LEADERSHIP QUALITIES; UPBRINGING; JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT; LEADERSHIP; CONDITIONS OF ACTIVITY.


Аннотация: Данная статья посвящена проблеме лидерства в младшем школьном возрасте. Рассматриваются особенности появления лидерских качеств у детей младшего возраста, а также условия проявления активности младших школьников.

Актуальность изучения лидерских качеств у детей младшего школьного возраста обусловлена тем, что именно при обучении в начальных классах создаются предпосылки для проявления лидерских качеств. Развитие лидерских качеств положительно влияет на сплоченность коллективов, характер взаимодействия и эмоциональную окраску взаимоотношений между обучающимися, создают возможности для решения и профилактики конфликтов в коллективе.

Проблема раннего выявления, воспитания и развития будущих лидеров в настоящее время активно изучается в педагогике и психологии. Это дает основу для накопления последних достижений теории и практики в разработке качественно новых подходов к организации педагогического процесса в любом образовательном учреждении.

Особого внимания заслуживает младший школьный возраст [1]. Интерес к этой возрастной группе объясняется тем, что на этом этапе развития личности ребенка еще больше расширяется круг совместных действий с другими людьми, развиваются такие черты личности, как организованность, позитивная ориентация, целеустремленность, общество и т. д. Жизнь формируются ценности и установки, которые в целом определяют поведение человека в различных условиях жизни [2].

Актуальность необходимости формирования активности личности и ее позитивных лидерских качеств, выявленные противоречия, теоретическая и практическая значимость проблемы, и недостаточная разработанность ее возрастного аспекта определили выбор темы исследования «Воспитание лидерского потенциала у младших школьников», сущность которой заключается в необходимости анализа концептуальных основ теории воспитания, в исследовании условий, способствующих формированию активной (лидирующей) личности современного ребенка.

Лидерство — это процесс психологического воздействия человека на других во время их взаимодействия, реализуемый на основе восприятия, имитации, внушения и взаимопонимания. Лидерство основано на принципе добровольного подчинения и считается социально приемлемым и более эффективным. Лидерское поведение может быть доступно каждому члену команды, у каждого из которых есть своя сфера деятельности.

Лидерство — это проявление силы и влияния в социальной группе, то есть действовать в качестве лидера означает осуществлять лидерство. Этот термин часто используется как характеристика личности, как будто существует набор определенных способностей, отражающих личность.

Таким образом, лидером группы может быть только человек, способный вести группу для решения определенных ситуаций, проблем, задач, обладающий наиболее важными личностными качествами для этой группы, который несет и разделяет ценности, присущие группе. … Чаще всего группа предпочитает универсалов — людей общительных, веселых, знающих и умеющих что-то делать своими руками. Менее привлекательны люди из разряда высокомерных, ноющих, скучающих, умных теоретиков.

Для развития лидерского потенциала ребёнка, необходимо создать условия, которые требуют проявления детской активности. Таким образом, секрет воспитания лидерских качеств заключается в организации взрослыми ситуации успеха для ребенка, их ощущения своего роста и движения вперёд.

Экспериментальная работа была проведена во 2г классе, в ней участвовали 27 человек. Эмпирическая часть нашего исследования выполнялась в три основных традиционных этапа: 1 этап – констатирующий, это «диагностика», в ходе которой производился отбор детей со склонностью к лидерству; 2 этап – формирующий, «тренинг», в ходе которого реализовывалась педагогическая программа, специально разработанная для работы с детьми, с целью развития положительных лидерских качеств; 3 этап включал окончательную оценку, обобщение результатов второго этапа и сравнение результатов с результатами, полученными на первом этапе (диагностика). Для диагностики отбора детей со склонностью к лидерству проводился: 1) тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?», где учащимся предлагались 50 высказываний, на которые требовалось дать ответ “Да” или “Нет”, обработав которые мы определили, насколько выражены их лидерские качества; 2) «Диагностическая карта успешности», где необходимо было поставить оценку каждому из перечисленных личностных качеств и умений по шкале от «1» до «10», где высший балл «10», низший «1». Данная диагностика помогает определить, насколько у детей развито управление саморазвитием, управление взаимоотношениями и отношение к себе, способность к самоутверждению.

В ходе нашего исследования мы выяснили:
— наиболее развиты в этом коллективе лидерские качества: коммуникабельность, честность, коммуникабельность, трудолюбие и чувство юмора;
— У этой группы детей менее развиты лидерские качества: авторитет, организаторские способности, разговорные навыки и целеустремленность.

Принимая во внимание результаты, полученные в ходе эксперимента, мы решили пригласить на курс развития лидерства ребят, показавших себя «пограничными», неуверенными или, наоборот, самоуверенными. Программа реализовывалась с сентября по ноябрь. Занятия были рассчитаны на 30 минут. Но на самом деле занятия увлекали детей, и иногда время занятий составляло до 1,5 часов (с небольшими перерывами). Каждое упражнение было педагогически оснащено с точки зрения мотивации лидерской позиции участников [3]. Подчеркивалось значение того или иного умения для работы лидера, упражнение повторялось до закрепления, варьировалось в зависимости от успешности его выполнения каждым участником тренинга.

Использовались различные упражнения: «Цветовая перцепция» (модифицированная методика А.Н. Лутошкина, эмоционально-символическая аналогия); упражнение «Артистизм», которое позволяет отработать элементы невербальной передачи и приема информации. Также проводился анкетный опрос детей «Обратная связь», после которого мы смогли оценить вовлеченность детей в занятия, определить, какие из предложений были им особенно интересны и помогли им лучше понять себя, найти узнать, что они думают о себе и команде, а также принять во внимание их пожелания относительно содержания и формы уроков; задание «Какой ты лидер?», в котором ученик пишет сочинение-сочинение на тему «Какой я лидер?» и ответил на вопрос для размышления и обсуждения: Как вы думаете, что следует решать, когда в группе несколько лидеров; «Ростки лидера», в котором сначала дети давали ответы на вопросы о себе, а затем другой член команды, которому он доверяет, описывает его. В конце учащиеся описывали то, что он узнали о себе.

По окончании тренинга и анализа материала из участников, продемонстрировавших лидерские качества, были созданы консолидированные группы. Для них были выбраны практические занятия, позволяющие осознать полученные знания и навыки, в которых они могли проявить и подтвердить свой лидерский потенциал.

Обобщая результаты исследования, можно отметить, что воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной школы идет успешнее, если:

– содержание воспитания ориентированно на развитие лидерских качеств;
– учителя начальной школы осуществляют психолого-педагогическую поддержку лидерских качеств детей, их самооценки, положительной «Я-концепции», создают у ребенка внутреннее ощущение успешности;
– используют такие формы работы как: обучающие тренинги по воспитанию лидерских качеств у младших школьников (тренинг целеполагания, лидерский тренинг, тренинг коммуникативной гибкости, тренинг креативности, тренинг уверенного поведения), организуют детей на проведение КТД (коллективных творческих дел) совместно с одноклассниками, внедряют метод проектов;
– ведущими формами и методами учения / обучения являются деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные;
– учителя развивают у детей в классном коллективе детское самоуправление.

Таким образом, проведение данной работы позволило выделить ряд направлений, позволяющих развивать у ребенка лидерские способности, не только кто в нем лидер, но и, рассмотрев черты лидеров, судить о тех качествах, которые ценятся в тестируемом классе. Это: высокий интеллект, эмпатия, способность понимать других, а также уверенность в себе, независимость, воля, т.е. какие черты личности, способные влиять на формирование статуса лидера или близкого ему «звездного» статуса в класс были созданы. Таким образом, у «отвергнутых» есть возможность повысить свой статус. Осознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи — не только облегчает младшему школьнику самостоятельное существование от взрослых, но дает ему чрезвычайно важное для него чувство эмоционального благополучия и стабильности. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, имеет решающее значение для юношеского самоуважения. Исследование может помочь ребятам лучше понять себя и задуматься о тех качествах личности, которые могут положительно сказаться на их положении в классе.


Список литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология /Г.С. Абрамова. М.: Академический Проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2006. — С. 476-493.
  2. Вульфов Б. Ребячий лидер – кто он? Подумаем вместе. //Воспитание школьников. – 2007. — №1. -С. 32.
  3. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте /Л.И.Божович. – М.:Просвещение, 2008. — С.464.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология /Г.М. Андреева. М.: Сфера- 2005. — С.362.
  5. Зубанова Л.Б. Сущность лидерства и возможность формирования его потенциала/ Л.Б. Зубанова. М://Педагогическая наука и образование. – 2007. — №2. – С.53-57.