УДК 159.9

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ К ШКОЛЕ

№35,

Психологические науки

Галяува Кристина Олеговна


Научный руководитель: Льдокова Г.М., доцент.


Ключевые слова: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ; ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; МЕТОДИКИ ОБСЛЕДОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ; PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL; OLDER PRESCHOOL CHILDREN; METHODS OF EXAMINATION OF CHILDREN’S READINESS FOR SCHOOL.


Аннотация: Статья раскрывает формирование психологической готовности детей старшего дошкольного возраста к школе. Представлены результаты исследования влияния уровня психологической готовности к школе на дальнейшее обучение.

Изменения в социально-экономической сфере нашего общества предопределили повышение внимания к проблемам образования. Родители, думающие о будущем своих детей, прежде всего о том, кем они станут, предъявляют всё более высокие требования к образовательным учреждениям, в том числе к качеству учебно-воспитательной работы в школе и подготовке к ней в дошкольных учреждениях.

У детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит период адаптации, приспособления к школе, у них гораздо чаще проявляются различные трудности обучения, среди них гораздо больше неуспевающих и не только в первом классе. А значит, определение степени психологической готовности является одной из мер предупреждения неуспеваемости.

Большинство отечественных и зарубежных ученых считают, что проводить такое обследование необходимо за 1,5-1 год. Это позволит не только определить готовность ребенка к школе, но и осуществить при необходимости специальный комплекс корригирующих мероприятий, дать необходимые рекомендации родителям по улучшению состояния здоровья и устранению недостатков воспитания.

В отечественной психологии детальная проработка проблемы готовности к школьному обучению, своими корнями идущей из трудов Л.С.Выготского, содержится в работах Л.И.Божович (1968), Д.Б.Эльконина (1981;1989) , Н.Г.Салминой (1988), Е.Е.Кравцовой (1991), Н.И.Гуткиной (1996).

В работах Л.И. Божович (1968) выделяются несколько параметров психического развития ребёнка, наиболее существенно влияющих на успешность обучения в школе. Среди них определённый уровень мотивационного развития ребёнка, включающий познавательные и социальные мотивы учения, достаточное развитие произвольного поведения и интеллектуальной сферы. Основным критерием готовности к школе в трудах Л.И. Божович выступает новообразование «внутренняя позиция школьника», представляющая собой сплав познавательной потребности и потребности в общении на новом уровне.

Д.Б. Эльконин, обсуждая проблему готовности к школе, на первое место ставил сформированность предпосылок к учебной деятельности. К наиболее важным предпосылкам он относил умение ребёнка ориентироваться на систему правил в работе, умение слушать и выполнять инструкции взрослого, умение работать по образцу и некоторые другие. Все эти предпосылки вытекают из особенностей психического развития детей в переходный период от дошкольного к младшему школьному возрасту, а именно: потеря непосредственности в социальных отношениях, обобщение переживаний связанных с оценкой, особенностями самоконтроля. Д.Б.Эльконин подчеркивал, что при переходе от дошкольного к школьному возрасту » диагностическая схема должна включать в себя диагностику как новообразований дошкольного возраста, так и начальных форм деятельности следующего периода».

Н.Г.Салмина (1988) в качестве показателей психологической готовности к школе выделяет:
1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности;
2) уровень сформированности семантической функции;
3) личностные характеристики, включающие особенности общения (умение совместно действовать для решения поставленной задачи), развитие эмоциональной сферы и др.

Отличительной особенностью этого подхода является рассмотрение семантической функции как показателя готовности детей к школе, причем ступень развития данной функции характеризует интеллектуальное развитие ребёнка.

В работах Е.Е. Кравцовой (Г.Г.Кравцов, Е.Е. Кравцова, 1987; Е.Е. Кравцова, 1991) при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребёнка. Выделяются 3 сферы — отношение к взрослому, к сверстнику и к самому себе, уровень развития, которых определяет степень готовности к школе и определенным образом соотносится с основными структурными компонентами учебной деятельности.

Н.И. Гуткина (1996), рассматривая проблему психологической готовности к школе, определяющую роль отводит мотивации. Гуткина Н.И. подчеркивает «В аффективно-потребностной сфере поступающего в школу ребёнка представлены разные мотивы учения, но какой-либо один может доминировать».

В своей работе она рассматривает:
1) доминирование социальных мотивов учения;
2) доминирование познавательной мотивации.

Гуткина Н.И. предполагает, что произвольность- это функция мотивации, а потому первая задача любого обучения — это создание или использование имеющейся у ребёнка мотивации.

Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признаётся факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Можно сказать, что за основу готовности к школьному обучению берётся некий базис развития, без которого ребёнок не может успешно учиться в школе. Фактически, все работы по психологической готовности к школе опираются на положения, что обучение идет за развитием, поскольку признаётся, что нельзя начинать обучение в школе, если нет определённого уровня психического развития.

Раскрывая все компоненты психологической готовности: мотивационная готовность, социально-личностная, интеллектуальная и волевая готовность, необходимо остановиться и на критериях готовности к школьному обучению. Проблема психологической готовности к школе очень популярна среди исследователей различных специальностей. Психологи, педагоги, физиологи изучают и обосновывают критерии готовности к школьному обучению.

На сегодняшний день практически общепризнано, что готовность к школьному обучению – многокомпонентное образование, которое требует комплексных психологических исследований.

Анализ существующих тестов и методик обследования детей А. Керна- Я. Йирасика, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера, Л.И. Божович., Л.С. Славиной, Н.Г. Морозовой, Е.Е. Кравцовой, Л.И.Цеханской показал, что данные методики могут использоваться в качестве компонентов комплексного обследования ребёнка. Например, ориентировочный тест школьной зрелости А. Керна — Я. Йирасика несмотря на неоднократно подтвержденную высокую надежность теста, большинство специалистов считают, что самостоятельной диагностической ценности тест почти не имеет. Ограничиться одним данным тестом при обследовании ребенка недопустимо; тест может выступать лишь, как часть обследования, предпочтительно-начальная часть. Педагогам предоставляется возможность самим отобрать методики обследования готовности ребенка к школе.

Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили цель исследования — составить программу обследования, которая бы содержала необходимые и достаточные компоненты для заключения о готовности ребенка к школе. Выявить влияет ли уровень психологической готовности к школе на дальнейшее обучение. В центре внимания находились дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет) «Детский сад Звездочка» г.Казани в количестве 30 детей и эти же дети через год ученики первого класса СОШ №152 г.Казани.

Основные задачи исследования:
1. Показать необходимость составления единой программы исследования.
2. Отобрать необходимые методики для определения готовности ребенка к школе.
3. Выявить уровень психологической готовности детей к школе в начале учебного года и на выходе в школу, найти зависимость с учебными успехами этих детей (используя адаптированный модифицированный вариант детского личностного вопросника Р. Кеттела).

В ходе исследования для выявления уровня психологической готовности были отобраны и проведены 7 тестов, позволяющие установить уровни: мотивационной (методика Л.И. Божович, Л.С.Славиной, Н.Г.Морозовой «Беседа»), интеллектуальной (комплекс методик, состоящий из 10 заданий), волевой (методика Ш.Н. Чхарташвили), социальной готовности (прямой и модифицированный вид шкалы Дембо — Рубинштейн).

Тестовая проверка позволила поделить детей на 3 группы, каждая из которых имеет собственную характеристику:
1 группа — высокий уровень готовности к школе
2 группа — средний уровень готовности к школе, требует дополнительного исследования для получения более объективных данных.
3 группа – следует обратить внимание.

Такие дети нуждаются в тщательном индивидуальном обследовании интеллекта, развития личностных, мотивационных качеств.

При сравнении двух обследованных выборок в целом по параметру готовности к школьному обучению оказалось, что среди 6-летних детей гораздо больше детей готовы к школе, чем среди 5,5- летних.

Успешное выполнение заданий на определение готовности к школе (в %)

Методики 5,5 лет начало учебного года 6,5 поступление в школу
Керна-Йирасика 43,3 73,3
Внутренняя позиция школьника 53,3 60
Шкала Дембо-Рубенштейн 20 33,4
Методика Чхарташвили 70 76,7
Всего детей готовы к школе 46,6 60,8

На основании проведенного теста контроля мы могли установить, что большинство 6,5- летних детей, так же как 5,5-летние, не обладают теми психологическими новообразованиями, которые и составляют канву понятия «психологическая готовность к школе».

Целесообразно ставить вопросы о необходимости специальной подготовки детей к школе. Смысл и задача такой подготовки — не развитие простых учебных навыков, а развитие психики ребенка до уровня психологической готовности к школьному обучению.

После обучения в течение 7 месяцев в СОШ №152 в классах с разным направлением: математический, гуманитарный, татарский, обычный мы еще раз провели контрольный эксперимент. Попробовали установить, влияет ли психологическая готовность к школе на дальнейшее обучение в школе.

Эксперимент был проведен по адаптированному модифицированному варианту детского личностного вопросника Р. Кеттела, авторы Э.М. Александровская, И.Н. Гильяшева.

Данная методика позволяет адекватно оценить школьников и обладает достаточно широкими дифференцирующими возможностями. Опросник содержит 120 вопросов, которые касаются самых различных сторон жизни ребёнка.

Результаты проведенного исследования показали:

А Межличностные отношения 4,5
В Интеллект 3
С Подготовленность к школьным

требованиям

6
D Внимание 5,5
E Социальные взаимоотношения 6,1
F Половые различия 6,1
G Мотивация 5,6
H Взаимоотношения со взрослыми 4
I Воображение 6,5
O Свойства Личности 5,6
Q3 Социальная

приспособленность,самоконтроль

7
Q4 Характер 7,1

Анализируя данные можно судить, что психологическая готовность к школе осталась почти без изменений на высоком уровне. Интеллект для этого возраста – средний, но показатель Q4 говорит о том, что успеваемость может быть высокой у этих детей. Очень высок у детей самоконтроль, что в дальнейшем будет хорошим условием для учёбы. Мотивационная готовность выше среднего, что тоже не плохо. Все высказывания детей, говорят о том, что детям нравится в школе. На основе повторного контрольного тестирования было установлено, что психологическая готовность к школе влияет на дальнейшее развитие детей и их обучению в школе.


Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. — М.: Педагогика,1995.-464с.
  2. Бородкина Г.В. Ещё раз о готовности к школе. Начальная школа плюс До и После. № 10, 2002.
  3. Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Тёмнова Л.В. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе. М., Академический Проект, 2003
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.:Педагогика,1991.-90с.
  5. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. — М.: Образование,1996.-160с.
  6. Нижегородцева Н.В, Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 256 с.
  7. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д, Воронин Н.П. Готовность к обучению в школе: теория и методы исследования.- Ярославль: Изд-во Яросл. пед. ун-та, 1999.- 248с.
  8. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. — М.:Владос, 1995.- 532 с.
  9. https://kpfu.ru/portal/docs/F1130067558/ZhURNAL_14_1.pdf#17