УДК 371

ИМИДЖ СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

№35,

Педагогические науки

Кадырова Алия Марселевна


Научный руководитель: Нуриева А.Р., старший преподаватель ЕИ КФУ.


Ключевые слова: ИМИДЖ; УЧИТЕЛЬ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ И ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА; IMAGE; TEACHER; JUNIOR STUDENT; PROFESSIONAL AND PERSONAL QUALITIES.


Аннотация: В статье рассмотрена проблема формирования современного имиджа учителя начальных классов, отмечены внешние и внутренние составляющие имиджа педагога. Главной целью статьи явилось описание эмпирического исследования

Сегодня современный учитель начальных классов вынужден искать новые методы развивающего обучения в школе. У школьника уже на первой ступени обучения должно успешно формироваться умение учиться. И нельзя переоценить в этом процессе роль учителя. Поэтому в настоящее время в педагогической литературе часто встречаются термины «имидж учителя», «имидж воспитателя».

Слово имидж (от англ. image) означает образ, облик, представление, подобие. [2, с 7] Имидж учителя представляется в некоей обобщенной форме, которая может содержать следующие структурные компоненты: индивидуальные, личностные, коммуникативные, деятельностные, внешнеповеденческие характеристики. По структуре Л.М Митиной, имидж профессионального педагога состоит из трех частей: внешняя (костюм, пластика, мимика, прическа), внутренняя (темперамент, настроение) и процессуальная составляющая (интеллект, деловые качества). [4]

А. А. Бодалев пишет: «Феномен первого впечатления во многих случаях определяет дальнейшую динамику процесса взаимодействия. Первое впечатление ученика об учителе является важнейшей стороной взаимодействия в учебной деятельности». [1,с 68] Это несомненно верное высказывание. В первый день школы у ребенка складывается первое впечатление от самой школы и от классного руководителя. И очень важно, чтобы учитель произвел на детей положительный эффект, так как учитель начальных классов будет взаимодействовать с детьми почти каждый день на протяжении четырех лет. Учитель должен стать примером для своих учеников. Родители учащихся, приходя в школу, также обращают внимание на то, как выглядят учителя, и на то какие у них взаимоотношения с детьми и между собой, насколько они приветливы и улыбчивы. [3]

В декабре 2019 года на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная татарско-русская школа №34» г. Казани было проведено эмпирическое исследование имиджа учителя в глазах младших школьников. В рамках исследования были задействованы учащиеся 4 класса, в количестве 25 человек. С учащимися был проведен тест, опрос, а также было предложено написать небольшое сочинение «Идеальный учитель».

В сочинении учащиеся должны были описать идеального учителя, как он должен выглядеть, его личные и профессиональные качества. И по каждой из составляющих имиджа учителя, были выявлены следующие результаты:

1) Внешняя составляющая:

Полученные результаты говорят о том, что детям важно, чтобы учитель был молодым педагогом-женщиной. Это может быть связано с тем, что педагог-женщина более чуткая, понимающая и учащимся комфортнее с ней взаимодействовать, в учителе–женщине дети видят «вторую» маму.

2) Процессуальная составляющая

Анализируя результаты детей, можно сказать, что учитель должен быть компетентен в своей профессиональной деятельности, знать все ответы на вопросы своих учеников. При этом ученики хотят не только строгого педагога, но и друга в его лице, чтобы разговаривать на разные темы, получать советы, делиться успехами внеурочной деятельности.

3) Внутренняя составляющая

Современным ученикам неважно в хорошей он физической форме или нет, они ценят личное пространство. Но дети желают видеть своего учителя в оптимистичном настрое. Обусловлено это тем, что от того какое настроение будет у учителя, так и пройдет урок.

Испытуемым также было предложено проранжировать по степени значимости имиджевые характеристики(компоненты) педагога. (таблица 1) Анализ таблицы показывает, что наиболее важным в имидже учителя для детей является его профессионализм. Также дети ценят в учителе приятный голос, доброту, справедливость и объективность оценки и чувство юмора. К маловажным составляющим педагога учащиеся отнесли пол учителя, строгость на уроке, оптимизм учителя, а также постоянное саморазвитие педагога. А вот к совсем безразличным составляющим учащиеся отнесли аккуратность педагога, его походку и хобби; то как, одет их учитель, ведет ли он здоровый образ жизни.

Полученные результаты говорят о том, что младшие школьники хотят интересного, умного, доброго учителя. Учащиеся «не зацикливаются» на внешнем виде учителя, не лезут в его личное пространство. Поэтому им не важно, как он одет и чем он занимается в свободное от работы время.

Также в рамках исследования был проведен устный опрос «Продолжи предложение». Был задан вопрос «Идеальный учитель-какой он?».

Результаты опроса показали, что для детей более важным в имидже учителя является его профессионализм и такое личное качество как доброта. (рисунок 1)

Также, как и в предыдущем тесте, дети не обращают внимание на внешний облик своего учителя. Им не нужен модный учитель, дети хотят доброго учителя. Это может быть связано с тем, что когда учитель относится к детям с добротой и лаской, то учебный процесс проходит более расслаблено, «по-домашнему» и благодаря этому эффективно как для детей, так для самого учителя.

Таким образом, можно сделать вывод, что для учащихся более важными показателями современного имиджа учителя начальных классов являются внутренняя и процессуальная составляющие. Поэтому учителям, ведущим свою педагогическую деятельность и студентам, которые только собираются стать учителями начальных классов нужно, в первую очередь, заниматься самообразованием, а также совершенствовать свои профессиональные и личностные качества. Но забывать о своем внешнем виде преподавателю не стоит, ведь его окружают не только дети, но и коллеги, и родители учеников. И если учитель выглядит современно, стильно, достойно, то его авторитет и мнение о нем заметно повышаются в глазах учеников, коллег и родителей.

Таблица 1.Результат ранжирования имиджевых характеристик учителя


Рисунок 1.Результат опроса «Идеальный учитель-какой он?».


Список литературы

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. — М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
  2. Сысоева Е.Ю. Имидж педагога 2019.- учеб. Пособие.– Самара: Изд-во Самарского университета, 2019 – 148 с.
  3. Идеальный учитель с точки зрения ученика и с точки зрения учителя [Электронный доступ] URL: https://revolution.allbest.ru/
  4. Структура имиджа учителя [Электронный доступ] URL: https://vuzlit.ru/