УДК 37

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

№35,

Педагогические науки

Сабитова Виктория Левоновна


Научный руководитель: Габидуллина Г.Р., к.с.н.


Ключевые слова: ВОЛОНТЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ; СОЦИАЛИЗАЦИЯ; VOLUNTEER ORGANIZATION; VOLUNTEER ACTIVITY OF STUDENTS; SOCIALIZATION.


Аннотация: В статье рассматривается опыт организации волонтерского движения в МАОУ «Физико-математический лицей №93». На сегодняшний день очень важно иметь спектр различных профессиональных и личностных навыков и умений. Волонтерская деятельность способствует развитию навыков коммуникации, самостоятельной деятельности ученика, лидерских качеств.

Реализация Федерального государственного стандарта в Российской Федерации заключается в овладении обучающимся набором личностных, предметных и метапредметных компетенций. На сегодняшний день важно научить ребенка не только ставить перед собой цели, но и дать базис знаний и навыков, чтобы решить их, воспитав в обучающихся толерантность, трудолюбивость и самостоятельность. Для освоения таких компетенций необходимы условиях, в которых обучающиеся могли бы их формировать и тренировать. Организация волонтерского движения в школе является наиболее эффективным способом для формирования у обучающихся навыков толерантности, выражения самостоятельной инициативности, самоопределения, навыков лидерства и организаторских способностей, которые способствуют более успешной социализации и адаптации обучающихся к жизненным реалиям.

Волонтерская деятельность в России имеет свою многовековую историю, которая отражается в функционировании общественных организаций, таких как службы сестер милосердия, пионерские и тимуровские движения, организации, направленные на сохранения природы. Однако наибольшее распространение волонтерство получило в конце ХХ века. [1] На сегодняшний день волонтерское движение имеет крупные организации, такие как Ассоциация волонтерских центров (в ассоциацию входят более 200 тысяч человек), «Волонтеры-медики» (организация насчитывает более 12 тысяч волонтеров), «Волонтеры победы» (в организация входят около 160 тысяч волонтеров). Главный постулат волонтерской деятельности — осуществление помощи, нуждающимся в ней, на безвозмездной основе. [2]
Вовлечение подростков в волонтёрскую деятельность дает значимые результаты в формировании личностных компетенции.

Именно поэтому в 2021 году на базе МАОУ «Физико-математический лицей № 93» в городе Уфа был создан социальный проект «Милосердие», целью которого является организация детского волонтерского движение в лицее, для формирования у обучающихся духовных, патриотических и культурных ценностей.

До начала работы волонтёрского центра, организаторы проекта провели среди обучающихся анкетирование, где выявили знания у обучающихся о волонтерской деятельности, а также провели опрос о желании детей присоединиться к организации и стать волонтером. По данным статистики проведенного опроса среди 7 — 10 классов, готовность стать волонтером проявили более 30 человек. Основной состав волонтерской организации в лицее составили 7, 8 и 10 классы.

Для успешной реализации волонтёрской организации в лицее, определись 4 основные блока работы: «Милосердие», «Спорт и здоровый образ жизни», «Экология» и «Творчество». Обучающиеся, в зависимости от своих интересов и увлечений, могут выбрать любой блок и реализоваться в нем, как волонтер. Волонтеры имеют свои функции и задачи в рамках организации, которые помогут обучающимся получить навыки эффективной коммуникации, ораторского мастерства, самостоятельной организации и решения рабочих задач, а также реализации творческого потенциала. Одной из приоритетных задач детского волонтёрского движения в лицее является организация различных обучающих и творческих мероприятий, а также проведение различных выставок, массовых акций и соревнований. К тому же для организации знаковых событий и мероприятий необходимо их своевременное освещение среди преподавателей и обучающихся. В рамках этого волонтёрам поручается разработка полиграфических материалов (плакатов, листовок и так далее). Волонтеры в лицее также занимаются разработкой и анализом различных анкет и опросов, которые направлены на сбор данных для совершенствования условий обучающихся в школе.

На 2021-2022 учебный год планируются различные мероприятия, организованные детским волонтерским движением лицея. К таким мероприятиям можно отнести организацию новогодних утренников для обучаются начального звена, конкурса рисунков на тему «Волонтер глазами детей», а также организация шахматного турнира.

На основе проделанной работы, целесообразно сделать вывод о успешной реализации проекта «Милосердие», который заключается в организации детского волонтерского движения в МАОУ «Физико-математический лицей № 93». Обучающиеся активно становятся волонтерами и осуществляют различную помощь в рамках организации. При этом у обучающихся формируются различные личностные компетенции, которые необходимы для успешной социализации подростков в современной жизни.


Список литературы

  1. Вильнис Э. Добровольчество — основа эффективной деятельности НКО // Обществ. инициативы. 2000. No 1. С. 12–15.
  2. Волонтер и общество, волонтер и власть: науч.-практ.й сб. / сост. С. В. Тетерский; под ред. Л. Е. Никитиной. М.: Акад., 2000.
  3. Добровольчество в России и мире в кон- тексте социального партнерства: сб. ст. / гл. ред. И.Н.Гаврилова. М.: Ин-т сравн. политологии РАН, 2001.