РАЗВИТИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
№7,
Экономические науки
Матюшечкина Мария Сергеевна
Ключевые слова: ТУРИЗМ; ТУРИСТИЧЕСКАЯ СФЕРА; ТУРИСТИЧЕСКИЙ КЛАСТЕР; КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД; РЕКРЕАЦИЯ; TOURISM; TOURIST SPHERE; TOURIST CLUSTER; CLUSTER APPROACH; RECREATION.
На современном этапе развития общества туризм является одним из наиболее действенных инструментов оживления экономики. Он стимулирует развитие гостиничного бизнеса, транспортных услуг, торговлю, производство сувенирной продукции, связь, общественное питание, сельское хозяйство, строительство. Нельзя игнорировать возможность туризма в решении социальных проблем. Расширяя туристическую отрасль в регионе создается необходимость в создании новых рабочих мест, таким образом обеспечивается занятость трудоспособного населения, осуществляется борьба с безработицей, что, безусловно, повышает благосостояние нации.
На сегодняшний день важнейшими приоритетами развития регионов России являются развитие туристической сферы и активизация внутренних и внешних туристических потоков. В связи с общемировой глобализацией, обострением конкурентной борьбы российским предприятиям приходится применять инновации для продвижения своих туристических продуктов. Однако важно учитывать, что интенсивность внутренних туристических потоков зависит не только от активизации туристических фирм, но от развития транспортной и информационной инфраструктуры, гостиничного и ресторанного сервиса. Таким образом, важно обеспечивать комплексный подход к развитию всех элементов регионального туристического комплекса.
К сожалению, Российская Федерация в целом, и Волгоградская область в частности, на данный момент уступает другим регионам по многим показателям развития туризма. Область обладает значительным рекреационным потенциалом, богатым историческим наследием, однако не может привлечь необходимого количества туристов. Этому есть множество причин: недостаточное развитие инфраструктуры туризма, отсутствие гостиниц мирового уровня, ресторанов, недостаточно высокое качество предоставления туристических услуг. Более того, наиболее важным компонентом регионального туристического комплекса является материально-техническая база, состояние которой на сегодняшний день можно охарактеризовать как неудовлетворительное. Главной причиной сложившегося положения является недостаточно развитый туристический брэнд региона, недостаточно развитая инфраструктура и вторичный сектор регионального рынка туристических услуг.
Данные проблемы указывают необходимость разработки единой стратегии развития регионального туристического комплекса на долгосрочную перспективу, которая бы стала основой для увеличения темпов экономического роста с помощью активации туристических потоков в субъекте Российской Федерации, а также за его пределами. Данная стратегия будет залогом получения высоких показателей развития регионального рынка туристических услуг. Таким образом, региональная стратегия развития туристической отрасли станет основой для решения основных задач перспективной социальной, экономической, инвестиционной, экологической и внешнеэкономической политики России.
Волгоградская область никогда не относилась к лидерам в области развития туристической сферы, в отличие, например, от Краснодарского края. Однако невозможно не отметить достаточно высокий потенциал в сфере туризма и рекреации. В регионе имеется несколько природных и исторических объектов мирового значения. Это национальный парк » Волго-Ахтубинская пойма», Донской природный парк, находка для уфологов всего мира – Медведицкая гряда, река Хопер, как река с самой чистой водой в Европе (по оценке ЮНЕСКО), памятники, посвященные Сталинградской битве, в первую очередь мемориал «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом Кургане, единственный в мире подземный трамвай, 7 особо охраняемых природных территорий регионального значения в области с общей площадью 709 га, которые создают условия для развития экологического туризма.
Однако въездной туризм в Волгоградской области неуклонно сокращается. Причем существует множество причин отставания въездного туризма в регионе. Одна из основных причин — медленное реагирование на меняющиеся интересы туристского спроса и опора на развитие традиционных видов туризма. Следовательно, целесообразно развивать новые, еще не получившие достойного внимания виды туризма: экстремальный, событийный, деловой.
Для повышения конкурентоспособности туристической отрасли в Волгоградской области необходимо обратиться к опыту зарубежных стран: на данном этапе развития необходимо создание и последующее развитие региональных туристических кластеров. Ведь именно благодаря ориентации на кластеризацию туристической сферы за последние годы многие страны стали лидерами по привлечению туристов из всех стран и регионов мира.
Региональный кластер является географической агломерацией фирм, которые работают в одной или нескольких родственных отраслях хозяйства. Региональный кластер может включать в себя: промышленный район малых и средних предприятий; концентрацию высокотехнологических фирм, связанных через развитие и использование общих методов производства; и др.
Проанализировав большое количество определений, можно выявить сущность экономического кластера. Она проявляется в совокупности элементов системы, взаимодействующих друг с другом для достижения определенной цели, взаимодополняемых, с учетом территориального расположения. Взаимодействие данных элементов обусловливается действием синергетического эффекта в производстве, и распределении продукции. Кластер становится интегратором товарных, информационных и финансовых потоков внутри региональной системы.
Кластерный подход в области развития туризма и рекреации предусматривает группировку на ограниченной территории различных предприятий и организаций, которые занимаются формированием, производством, реализацией, продвижением комплексного туристско-рекреационного продукта, способного удовлетворить потребности различных групп туристов и других потребителей (рекреантов, местного населения и других). Туристско-рекреационные кластеры представляют собой комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности – коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой.
При этом деятельность участников кластера ориентирована на сохранение, реновацию и использование объектов культурно-исторического наследия, строительство, реконструкцию, эксплуатацию объектов туристской индустрии, объектов, предназначенных для санаторно-курортного лечения, медицинской реабилитации и отдыха граждан, а также на добычу и использование природных лечебных ресурсов.
Специфика туристско-рекреационного бизнеса позволяет сформулировать основные принципы, которые должны быть положены в основу формирования и развития кластера.
1. Принцип диверсификации.
Основой регионального туристического кластера является функционирование и взаимодействие разнородных предприятий как по организационно-правовой форме, так и по их функциональному назначению. К таким предприятиям относятся: гостиничные комплексы, предприятия общественного питания, туристические фирмы и др. Кластер, который ориентирован на интеграцию изначально однородных компаний в туристической сфере практически не встречается.
2. Принцип системности.
Все разнообразные элементы туристического кластера должны сочетаться между собой для достижения общей цели. Эффективность системного взаимодействия в большей степени обусловливается наличием системной среды, которая обеспечивает взаимодействие базовых элементов системы. В качестве данной среды следует рассматривать региональную транспортную инфраструктуру, которая способствует развитию конкурирующих предприятий туристической отрасли, так и эффективному их объединению для взаимовыгодного сотрудничества.
3. Принцип гармонизации интересов.
Это принцип предполагает сочетание интересов туроператоров, потребителей туристических услуг и третьих лиц (населения региона, предприятий транспорта и общепита, других видов бизнеса, косвенным образом зависимых от туристического потока в регионе).
4. Принцип синергии и интеграции.
Развитие сферы туризма стимулирует развитие других сфер деятельности региона: развитие транспорта, регионального потребительского рынка, сферы услуг. Важно учитывать и значительный мультипликативный эффект между расходами на туристические услуги и другие услуги, оказываемые в регионе приезжающим туристам.
Кластерный подход — это наиболее эффективное средство обеспечения конкурентоспособности территорий, развития регионов, дающим толчок к созданию новых продуктов и услуг. Важное значение для регионов Российской Федерации, в особенности Волгоградской области, имеет развитие туристско-рекреационных кластеров, способствующих повышению конкурентоспособности территории на внутренних и внешних рынках туристических услуг.
Волгоградская область не в полной мере использует свой потенциал. Безусловно, значительную роль в увеличении туристических потоков должна сыграть подготовка к Чемпионату мира по футболу 2018 года. Развитие туристической инфраструктуры сможет заложить основу для создания крупного регионального туристического кластера в Волгоградской области.
Таким образом, следует отметить, что на современном этапе крайне необходимо проводить эффективную кластерную политику в сфере туризма. Наличие на региональном уровне современных туристических кластеров будет способствовать росту туристических потоков как внутри региона, так и за его пределами, увеличивая доходы от туристической деятельности, способствуя занятости населения и др. Более того, кластеризация туристической отрасли будет способствовать изменению в перспективном направлении видовой структуры туристической деятельности, диверсификации структуры регионального туристского комплекса.
Подводя итог, следует отметить, что приоритетным направлением стратегии развития Волгоградской области является диверсификация регионального туристического комплекса. Вектор развития необходимо сдвигать в сторону развития новых приоритетных видов туризма: делового, событийного, экстремального и др. Такая диверсификация позволит обеспечить стабильность регионального туристического комплекса в долгосрочной перспективе, а также способствовать увеличению доходов от туристической деятельности за счет привлечения новых целевых групп туристов.
Список литературы
- Бороненко, В. Изучение роли кластеров в повышение конкурентоспособности региона / В. Бороненко// Экономист.- 2008.- №10.- С. 50-51
- Газизьянова С. М. Стратегические направления регионального туризма: культурно-исторический туризм, экологический туризм, сельский туризм (на примере республики Марий Эл) / С.М. Газизьянова // Сборник трудов конференции «Туризм как фактор модернизации экономики и развития регионов, Йошкар-Ола, 19-21 ноября 2016 г. [Электронный ресурс] Научная электронная библиотека Elibrary. Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=25527880
- Гасиев, М. Основы делового туризма и индустрии MICE: сравнение и тенденции // Деловой туризм и индустрия MICE. — 2011. — № 3. — C.12 — 16.
- Деточенко Л. В. Виды экотуризма, перспективные для Волгоградской области [Электронный ресурс] Экология. Научная библиотека ВолГУ. Режим доступа: http://lib.volsu.ru/eco/index.php?option=com_content&view=article&id=77:vidy-ecoturizma&catid=14:2011-09-15-07-58-59&Itemid=18 (Дата обращения: 16. 04. 2017 г.)
- Курченков В.В. Инновационная активность хозяйствующих субъектов региона: проблемы измерения // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса, — 2012, — №4(21), — С. 41 – 47.
- Курченков В.В., Соколов С.Н. Определение стратегических направлений развития ЮФО // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2008, — №1, — с. 75 – 79 (с. 76).
- Митрофанова И.В., Батманова В.В. Региональная экономика и политика: учебное пособие. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2012. 378 с.
- Митрофанова И.В., Иванов Н.П., Митрофанова И.А. Регион: экономика, политика, управление. Учебник. Пятигорск: ПГЛУ, 2012. 304 с.