УДК 37

НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОЖЕСТВЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№35,

Педагогические науки

Терских Виолетта Леонидовна


Научный руководитель: Мирошниченко В. В., кандидат педагогических наук.


Ключевые слова: НАРОДНАЯ СКАЗКА; МНОЖЕСТВО; ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МНОЖЕСТВЕ; ДЕТИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; FOLK TALE; SET; FORMATION OF IDEAS ABOUT THE SET; CHILDREN OF SENIOR PRESCHOOL AGE.


Аннотация: В статье рассмотрена роль народной сказки как средства формирования представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста.

В современной педагогике и психологии народная сказка все чаще рассматривается как многообразный по своим проявлениям источник личностного развития. Сказка возвращается в культуру и это, на наш взгляд, не дань моде, а знак того, что сказочная форма продолжает свое развитие, в ней много неоткрытого и невостребованного.

Особое внимание следует обратить на то, что народная сказка тесно связана с игрой. Сказочные образы способствуют активизации функций воссоздающего и творческого воображения, а воображение, в свою очередь, тесно связано с эмоциями и всеми психическими функциями человека (восприятием, вниманием, памятью, речью, мышлением), оказывая тем самым влияние на становление личности в целом. Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский и В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивали огромные возможности сказки [2, с. 76].

Огромное значение играет народная сказка в формировании у детей представлений о множестве. Наш современный век – это век, который нуждается в человеке с развитым логическим мышлением, с огромным потенциалом умственных способностей в целом, умением решать различные задачи. Бесспорно, что огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. Сегодня, а тем более завтра, математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. Результаты педагогических и психологических исследований последних лет показывают, что математическое развитие на ранней ступени (то есть в дошкольном возрасте) является предпосылкой успешного обучения в будущем [3, с. 184].

Содержание математических представлений, формируемых у детей дошкольного возраста, очень разнообразно и особое место в нем занимают представления о множестве [1, с. 204].

Множество – это «совокупность объектов и элементов, которые по тем или иным признакам, критериям или обстоятельствам понимаются как единое целое, причём, это не только материальные объекты, но и буквы, цифры, теоремы, мысли, эмоции и т.д. [5, с. 8].

Опираясь на исследования Е.В. Колесникой, Л.С. Метлиной, Е.В. Рылеевой, Л.Б. Фесюковой, освещаемые возможности использования сказок в развитии и воспитании детей, считаем целесообразным рассматривать, народную сказку как средство формирования представлений о множестве, развития интеллекта детей и их способностей, так как народная сказка очень близка природе детства, отвечает детским возможностям и запросам, выверена в своем обучающем и воспитательном воздействии.

Сегодня потребность в народной сказке представляется особенно большой, так как детей буквально захлестывает непрерывно увеличивающийся поток информации. И хотя восприимчивость психики у детей велика, она все же имеет свои границы: дети переутомляются, становятся нервными, и именно народная сказка освобождает их сознание от всего неважного, необязательного, концентрируя внимание на простых действиях героев и мыслях о том, почему все происходит так, а не иначе [4, с. 2].

Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект, так как она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит психотравмы детей. Потенциал сказки гораздо богаче её художественно-образной значимости, и она является одним из важнейших социально-педагогических средств формирования личности [2, с. 80].

С целью исследования эффективности использования народной сказки в формировании представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста, нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе «МБДОУ «Детский сад № 29 «У Лукоморья»» города Саяногорска Республики Хакасия. В исследовании приняли участие 40 детей старшего дошкольного возраста: 20 детей группы «Огоньки» (контрольная группа) и 20 детей группы «Фантазёры» (экспериментальная группа).

Опытно-экспериментальная работа состояла из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. На констатирующем этапе, с целью выявления уровней сформированности представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста была использована диагностическая методика Е.В. Рылеевой «Упорядоченные множества». Данная методика позволяет выявить умения детей классифицировать предметы по качественным признакам (по величине, количеству, форме, цвету, предназначению), разбивать множества на подмножества по различным качественным свойствам элементов, упорядочивать систему множеств по возрастанию или по убыванию и сравнивать два множества различных предметов путем попарного объединения их элементов.

В ходе проведения данной методики на констатирующем этапе было выявлено, что большая часть детей старшего дошкольного возраста, принявших участие в исследовании, находятся на среднем уровне умений классифицировать предметы по качественным признакам (55 % детей), низком уровне умений разбивать множества на подмножества по различным качественным свойствам элементов(65 % детей), низком уровне умений упорядочивать систему множеств по возрастанию и по убыванию (60 % детей) и среднем уровне умений сравнивать два множества различных предметов путем попарного объединения их элементов (67, 5 % детей).

Данные результаты свидетельствовали о необходимости проведения работы по повышению уровня сформированности представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста. В связи с этим был проведен формирующий этап исследования, на котором была разработана программа по использованию народной сказки в формировании представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста и проведена в экспериментальной группе «Фантазеры».

При разработке программы была учтена гипотеза, выдвинутая перед началом проведения опытно-экспериментальной работы о том, что народная сказка эффективна в формировании представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста, если педагог подбирает комплекс сказок, направленный на систематизацию представлений о множестве; учитывая содержание сказки, использует систему специальных вопросов, дает установку на выявление различных видов множеств.

Данная программа проводилась в течении одного года и была разработана с учетом следующих общих педагогических принципов: принцип воспитывающего обучения; принцип преемственности, последовательности и систематичности; принцип прочности и действенности результатов; принцип наглядности; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

Нами был составлен перспективный план по формированию представлений о множестве средством народной сказки, который включал в себя различные формы организации педагогического процесса:

1. Специальные занятия по формированию элементарных математических представлений с использование народных сказок (2 раза в неделю по 30 минут). Цель: введение нового материала, обучение навыкам оперирования множеством, закрепление и повторение пройденного.

2. Ежедневная индивидуальная работа с детьми в свободное от занятий время. Цель: закрепление пройденного материала, обучение навыкам самостоятельного ориентирования с множеством.

3. Проведение творческих игр и развлечений с занимательным математическим материалом с использованием народных сказок. Цель: формирования умений оперирования числами.

4. Создание предметно-развивающей среды в группе (раскраски, иллюстрированные книги с народными сказками, дидактические игры с персонажами сказок, тетради с индивидуальными заданиями и др.).

Родителям были предложены варианты проведения работы со сказками с детьми в семье. С этой целью нами проводились родительские собрания, консультирование, беседы с родителями, информирование через папки-передвижки, были разработаны рекомендации для родителей.

С целью выявления эффективности проведения разработанной нами программы, был проведен контрольный этап опытно-экспериментальной работы, на котором была использована та же диагностическая методика, что и на констатирующем этапе. Результаты, полученные на контрольном этапе, показали незначительное повышение показателей уровней сформированности представлений о множестве в контрольной группе «Огоньки» и значительную положительную динамику в экспериментальной группе «Фантазеры». Таким образом мы достигли цели исследования и подтвердили выдвинутую нами гипотезу об эффективности использования народной сказки в формировании представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста.

Итак, формирование представлений о множестве является важной частью математического образования детей старшего дошкольного возраста. Особое место в работе по данному направлению занимают поиски наиболее эффективных методов, положительно влияющих на усвоение математических знаний, умений и навыков, развитие умственной активности и самостоятельности детей. Эффективным средством формирования представлений о множестве у детей старшего дошкольного возраста является народная сказка, как эпическое художественное произведение, освещающее быт, обычаи и традиции различных народов. Народная сказка позволяет не только воспитывать детей, прививать им нравственные и этические нормы, но и совершенствовать их математические способности.


Список литературы

  1. Белошистая А.В. Обучение математике в ДОО. М., 2018. 320 с.
  2. Большунова Н.Я. Место сказки в дошкольном образовании // Вопросы психологии. 2017. №2. С.76–81.
  3. Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольныхучреждениях. М., 2016. 330 с.
  4. Ерофеева Т.И. Математические сказки. Пособие для детей 5-7 лет. М., 2018. 20 с.
  5. Порядок вокруг нас. Упорядоченные множества. Пособие для чтения детям / Под.ред. Е.В. Рылеевой. М., 2018. 28 с.