УДК 331.451

АНАЛИЗ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ С УЧАСТИЕМ ИНВАЛИДОВ

№34,

Юридические науки

Цепулина Марина Константиновна


Ключевые слова: ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ИНВАЛИД; ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕТЫ; ОХРАНА ТРУДА; КВОТИРОВАНИЕ; СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА; ГАРАНТИИ; МЕДИЦИНСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ; ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ; LEGISLATION; DISABLED PERSON; RESTRICTIONS AND PROHIBITIONS; LABOR PROTECTION; QUOTAS; SOCIAL PROTECTION; GUARANTEES; MEDICAL REPORT; LABOR RELATIONS.


Аннотация: В настоящей публикации автором осуществлен анализ нормативно-правовых актов Российской Федерации, которые посвящены регулированию трудовых отношений с участием инвалидов. На основе проведенного анализа, определены проблемные аспекты, а именно пробелы и коллизии в сфере правового регулирования, а также предложены возможные пути их устранения.

Право на труд инвалидам в Российской Федерации регламентируется международно-правовыми актами, Конституцией РФ [1], Трудовым кодексом РФ [3], а также ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» [4]. Однозначным является вывод о том, что в отношении инвалидов должны предусматриваться специфические правила и процедуры по охране труда, поэтому законодателем установлен перечень определенных запретов и ограничений в трудовой деятельности инвалидов. Установление подобного рода запретов и ограничений в сфере охраны труда инвалидов нацелено, в первую очередь, на то, чтобы не причинить вред здоровью работника, обеспечить ему максимально безопасные условия труда на рабочем месте.

В ст. 224 ТК РФ установлены дополнительные гарантии охраны труда отдельных категорий работников, в том числе и в отношении инвалидов. Так, в случаях, указанных в Трудовом кодексе РФ, иных федеральных законах, нормативно-правовых актах, работодатель обязан:

— соблюдать установленные для отдельных категорий работников ограничения на привлечение их к выполнению работ с вредными или опасными условиями труда, к выполнению ночных работ, сверхурочным работам;
— осуществлять перевод работников, которым по состоянию здоровья необходимо предоставить более легкую работу, на иную работу, на основании медицинского заключения, оформленного согласно процедуре, предусмотренной действующим законодательством, с соответствующей оплатой;
— предоставлять перерывы для отдыха, которые в общем зачете включаются в рабочее время;
— обеспечивать инвалидов такими условиями труда, которые соответствуют индивидуальной программе его реабилитации;
— проводить иные мероприятия, необходимые для охраны труда такой категории работников, как инвалиды.

Трудоустройство инвалидов также связано с таким понятием, как квотирование рабочих мест, под которым понимается резервирование рабочих мест для приема на работу инвалидов. Квотирование рабочих мест подразумевает создание рабочих мест, на которых будут трудоустроены исключительно инвалиды. Следовательно, на этих рабочих местах должны быть созданы такие условия труда, которые будут соответствовать трудовой деятельности лиц с ограниченными возможностями. Для отслеживания информации о создании необходимых условий труда для инвалидов предусмотрена подача работодателем специальной формы отчетности в органы службы занятости, что необходимо предоставлять ежемесячно.

Основные требования к оборудованию рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями установлены в таком нормативно-правовом акте, как Приказ Минтруда России от 19.11.2013 № 685н [5]. Отмеченные требования применяются в зависимости от того, какие функции у инвалида нарушены, или какие ограничения в отношении него установлены. Также требования к обеспечению условий труда могут быть установлены с учетом профессии или должности, занимаемой лицом с ограниченными возможностями, характером выполняемой им работы, трудовой функции, предусмотренной заключенным трудовым договором.

Гигиенические требования к условиям труда инвалидов, к производственным процессам, требования к оборудованию, к рабочему месту предусмотрены санитарными правилами «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» [6], что установлено на законодательном уровне с целью обеспечения охраны здоровья лиц с ограниченными способностями.

Ответственность работодателя (представителей работодателя) за нарушение трудовых прав инвалидов предусмотрена не только нормами трудового права, но и нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Это подтверждает социальную значимость трудовых правоотношений с такой категорией работников, как инвалиды, а также опасность неблагоприятных последствий в случае допущения нарушения трудовых прав, что неоднократно подчеркивалось в научных трудах исследователей. Если работодатель не выполняет обязанность по созданию рабочих мест для инвалидов на основании установленной квоты, может быть подвергнут административному наказанию согласно нормам КоАП РФ в виде штрафа в размере от пяти до десяти тысяч рублей [2]. К аналогичному виду ответственности будет привлечен работодатель и за отказ в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты.

Для того, чтобы право на труд без дискриминации, гарантированное Конституцией РФ, осуществлялось в полном объеме, государству необходимо активно содействовать в занятости в сфере труда инвалидов. Основное предназначение государственной экономической политики состоит в том, чтобы обеспечить реализацию всех интересов общества, и каждого отдельно взятого гражданина [9, с. 7]. Но все же реалии нашего времени таковы, что труд инвалидов на отечественном рынке труда не востребован, в связи с чем показатели занятости данной категории лиц очень низкие. На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 10 миллионов инвалидов, что в процентном соотношении составляет 7 % от всего населения [10, с. 100]. Данные показатели продолжают расти, чему способствует низкий уровень медицинского обслуживания, высокие показатели травматизма, смертности, что также обусловлено в общем экологической ситуацией в стране. Статистические данные свидетельствуют, что на сегодняшний день трудоустроены около 10 % инвалидов. Но в других странах ситуация кардинально отличается: в США трудоустроены более трети инвалидов, а в Китае максимально высокие показатели – работают 80 % инвалидов.

Нормативными актами субъекта РФ в пределах квоты для приема на работу инвалидов устанавливается минимальное количество специальных рабочих мест для их трудоустройства (ст. 22 Федерального закона № 181-ФЗ). Статьей 3 Закона Республики Крым от 02.07.2014 № 24-ЗРК «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» [7] предусмотрено, что работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3 % среднесписочной численности работников.
Так, в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 16.05.2016 № 313 [8] на предприятиях со среднесписочной численностью от 35 до 100 работников – 1 специальное рабочее место; от 101 до 300 работников – 2; от 301 до 500 работников – 3; свыше 500 работников – 4 специальных рабочих места.

Следовательно, для лиц с ограниченными возможностями на законодательном уровне установлен ряд ограничений и запретов в случае привлечения их к отдельным трудовым функциям. Так, ограничение касается работы инвалидов в ночное время, а именно в период с 22:00 до 06:00. Привлечение к сверхурочной работе лиц с ограниченными возможностями также следует осуществлять с учетом ограничений.

В ст. 113 ТК РФ перечислены условия, соблюдение которых необходимо при привлечении инвалидов к работе в выходные и праздничные дни. Исходя из анализа действующего законодательства, можно отметить, что работа в условиях, которые соответствуют нормальным, инвалидам не запрещена. Но при этом на работодателя возлагается обязанность по соблюдению определенных правил привлечения инвалидов к сверхурочной работе, а также работе в выходные и праздничные дни.

Таким образом, в рамках рассматриваемой проблемы нецелесообразным представляется установление нетрудоспособности лиц-инвалидов. В целях решения данного вопроса соответствующий орган, в равной степени руководствуясь обоими перечисленными критериями, устанавливает отдельные ограничения на осуществление того или иного вида трудовой деятельности, но отнюдь не абсолютный запрет.

В целях решения второй герменевтической проблемы органу МСЭ следует давать рекомендации инвалиду относительно тех или иных технических средств и мероприятий, ориентированных на его профессиональную реабилитацию, что позволит работодателю более ясно определить специально созданные условия, учитывая индивидуальные потребности каждого работника-инвалида.

Органам исполнительной власти субъектов РФ следует оказывать всевозможное содействие в адаптации условий безбарьерной среды внутри самой организации, а также и на пути следования к ней вне зависимости от того, работают в ней инвалиды или нет.

Стоит отметить такой правовой пробел, что законодателем уделяется недостаточное внимание правовому регулированию охраны труда инвалидов. В первую очередь, это заметно, исходя из анализа оглавления Трудового кодекса РФ. В содержании ТК РФ имеются отдельные главы, посвященные правовому регулированию труда женщин и лиц с семейными обязанностями, несовершеннолетних, то есть таких работников, у которых имеется пониженная трудоспособность. Но отдельной главы, посвященной трудовым гарантиям инвалидам, в содержании ТК РФ, не имеется. Также инвалиды не упоминаются в названии отдельных статей. Только анализ содержания отдельных статей позволяет установить специфику охраны труда инвалидов.

Следовательно, для урегулирования данного правового пробела следует дополнить содержание Трудового кодекса РФ отдельной главой, именуемой «Особенности регулирования труда инвалидов». Также в Разделе Х «Охрана труда» предусмотреть отдельную главу, именуемую «Запреты и ограничения в охране труда инвалидов». Подобные изменения позволят усовершенствовать соблюдение исследованных запретов и ограничений относительно охраны труда инвалидов, повысить эффективность правоприменительной практики в исследуемой сфере.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 09.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.12.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.11.2021) // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 3.
  4. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.09.2021) // Собрание законодательства РФ, 27.11.1995, № 48, ст. 4563.
  5. Приказ Минтруда России от 19.11.2013 № 685н «Об утверждении основных требований к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» // Российская газета. – 2014. — № 83. – 11 апр.
  6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2009 г. № 30 «Об утверждении СП 2.2.9.2510 – 09» (вместе с «СП 2.2.9.2510 – 09. Гигиенические требования к условиям труда инвалидов. Санитарные правила») (Зарегистрировано в Минюсте РФ 09.06.2009 № 14036) // Российская газета. – 2009. — № 108. – 17 июня.
  7. Закон Республики Крым от 02.07.2014 № 24-ЗРК «О квотировании и резервировании рабочих мест для инвалидов и граждан, особо нуждающихся в социальной защите» (принят Государственным Советом Республики Крым 25.06.2014) // Ведомости Государственного Совета Республики Крым. – 2014. — № 1. – Часть 2.
  8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от 16 мая 2016 года № 313 «Об установлении минимального количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов в Республике Крым» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mtrud.rk.gov.ru/ru/structure/395 (дата обращения: 20.12.2021).
  9. Винокуров М.А. Новая экономическая реальность и экономическая политика современной России // Известия Иркутской гос. экономич. академии. 2015. № 1 93. – С. 7-12.
  10. Рузаева Е.М. Некоторые аспекты правового регулирования труда инвалидов и лиц с ограниченными возможностями // Вопросы рос. и междунар. права. 2016. № 3-4. С. 98-103.