УДК 371

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ

№34,

Педагогические науки

Шарипова Карина Ильнуровна


Ключевые слова: ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ; ОБРАЗОВАНИЕ; ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ; КОМПЬЮТЕРНАЯ ПРОГРАММА; ОНЛАЙН-УРОК; DISTANCE LEARNING; EDUCATION; ORGANIZATION OF TRAINING; COMPUTER PROGRAM; ONLINE LESSON.


Аннотация: В статье рассматривается тема организации дистанционного обучения в средней школе в условиях пандемии. Особое внимание уделено использованию различных компьютерных программ для проведения онлайн-уроков. Статья содержит рекомендации по проведению уроков и коррекции объема домашнего задания.

Современное цифровое общество характеризуется высокими темпами развития технологий, которые оказывают воздействие на все сферы деятельности. Система образования является наиболее чувствительной к инновациям. Темпы обновления знаний очень высоки. Воспитание самостоятельности обучающегося как основополагающей компетенции становиться одной из приоритетных задач современного образования.

Внедрение технологий онлайн-обучения в образовательной деятельности, переход к дистанционным формам обучения – все это направленно на создание открытой, доступной, непрерывной системы обучения, способствующей повышению качества образования. Система онлайн-обучения отличается от традиционных форм обучения. Онлайн-обучению присущи такие черты, как: высокая динамичность, разнообразие форм обучения, комфортные условия обучения, наличие интерактивной коммуникации. Онлайн-обучение в современном мире получает все более широкое распространение. Особенно сегодня, когда все образовательные организации были вынуждены организовывать образовательную деятельность в дистанционном формате с помощью онлайн-платформ. Большинству учителей пришлось осваивать и реализовывать присущие этому процессу компоненты и средства.

Рассматривая аспект педагогической деятельности, важно отметить понятие педагогической технологии: «упорядоченная система действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению педагогических целей» [2]; «продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и преподавателя» [3].

Исторически, с появлением возможности использования технических и информационных средств на уроках, педагог размышляет о возможностях использования того или иного нового технического средства для решения дидактических задач урока. Дидактические средства предназначены для каждого субъекта обучения (для преподавателя и ученика). Педагог использует необходимые дидактические средства для более эффективной реализации целей образования. Ученики используют доступные дидактические средства по индивидуальным потребностям.

Для классификации дидактических средств, возможно, выделить следующие категории средств, которые преподаватель может использовать в процессе традиционного обучения или в ходе обучения с применением Интернет-технологий, позволяющих использовать в работе социальные сервисы всемирной паутины Интернет (Web 2.0). Они также предоставляют возможность организации безопасного поиска информации, размещения информации в блогах, совместного редактирования документов, размещения фотографий, презентаций. Субъекты образовательного процесса могут использовать сервисы, базирующиеся на системе протоколов Интернет (протоколов TCP/IP): почтовые (SMTP, POP3, IMAP4), гипертекстовые (HTTP), телекоммуникационные (Skype), передачи файлов (FTP); программы обмена быстрыми сообщениями (Miranda IM, Jimm, ICQ, QIP)[5].

Интернет — это мир информации, общения, обмена опытом, это диалог культур. Это возможность услышать и понять друг друга. Интернет дает возможность реального общения с людьми из разных уголков света по разным проблемам, волнующим человека. Это возможность узнать много нового в той области знания, которая вас интересует, обменяться мнениями с коллегами, с ведущими учеными в этой области, посоветоваться. Интернет не относится к средствам обучения, однако, предоставляет возможность использовать информационно-образовательную среду, столь необходимую для решения дидактических задач урока, направленных, прежде всего, на увеличение времени общения учащихся и преподавателя во время урока. Интернет-технологии дают возможность преподавателю перейти от традиционного вещания на уроке к обсуждению проблем в ходе дискуссий, организации продуктивной самостоятельной работы учащихся, привлечению дополнительных ресурсов на этапе достижения поставленной цели урока.

Средства и технологии дистанционного обучения разрабатываются и применяются уже не первый десяток лет. Но лишь после того, как на планету обрушилась пандемия COVID-19, их стали воспринимать и использовать всерьёз в поистине глобальном масштабе.

Многие школы и вузы из соображений безопасности перевели обучение из аудиторий в онлайн-среду, и встал вопрос, как обучать студентов, находящихся дома, мотивировать на новые свершения и следить за их прогрессом. Существует несколько действенных инструментов, готовых в полной мере нивелировать пространственный разрыв между учителем и его аудиторией. Одним из таких инструментов является MicrosoftTeams, доказавшим свою эффективность не только для организации взаимодействия между дистанционно занятыми офисными сотрудниками, но и для налаживания самых разнообразных учебных процессов. Данное приложение осуществляет многосторонний обмен мультимедийными данными. Благодаря своей гибкости эта платформа позволяет организовать настоящую виртуальную классную комнату с поддержкой широковещательных выступлений и двусторонних бесед, обмена файлами, постановки индивидуальных задач, приёма и проверки, сделанных учениками, упражнений. Причём всё это в едином окне браузера на любом мобильном устройстве или классическом настольном ПК [7].

Для проведения онлайн уроков многие учителя используют базовую программу Skype, которая надежно зарекомендовала себя в решении многих процессов. Урок по скайпу не нужно проводить в режиме лекции или длительного объяснения нового материала. Для этого можно записать отдельное видео, например, в режиме «скринкаст». Основная цель скайп-урока – это ответы на вопросы, разъяснение непонятных моментов, разбор сложных примеров и другие виды деятельности, требующие интерактивного взаимодействия. Важным моментом является поддержка групповой динамики между учениками, которой не хватает при асинхронном обучении. «Демонстрация экрана» — это режим программы Skype, позволяющий любому из участников видеозвонка демонстрировать остальным участникам изображение со своего компьютера. Включается данный режим с помощью соответствующей кнопки в правом нижнем углу окна программы.

Платформа Zoom является похожей версией Skype, но она обладает своими преимуществами. Например, возможность создания персональных кабинетов, в которых учащиеся могут заниматься по парам. При проведении онлайн занятий, качество звука и видео сопровождения отмечается высокой четкостью. Стоит отметить, что качество звука и видео напрямую зависит от скорости Интернета. Существуют другие приложение, платформы, с помощью которых может осуществляться процесс обучения: WhatsApp, VK, Telegram и т.д. Они удобны в использовании при индивидуальном контакте с учителем, однако осуществлять видео-уроки на данных платформах не стоит.

Таким образом, при выборе платформы, программы для проведения урока, следует основываться на поставленные цели и задачи. Именно от них и содержания урока зависит насколько продуктивно и качественно пройдет урок.

При осуществлении дистанционного обучения, учителям рекомендовано отрегулировать и преобразовать не только способы проведения уроков, но также и объемы домашнего задания. Эти рекомендации напрямую связаны с медицинскими и психологическими показаниями для школьников. Домашняя учебная работа школьников является весьма важной составной частью процесса обучения и выступает одной из существенных форм его организации. От того, насколько успешно идет приготовление домашних заданий, часто зависит и успешность учения в целом. В условиях дистанционного обучения особенно важна правильная организация домашних заданий; при этом возникает ряд вопросов, решение которых связано и с совершенствованием учебного процесса, и с охраной здоровья школьников.

Школьная практика показывает, что при организации и дозировании домашней учебной работы учащихся имеются существенные проблемы. Во-первых, в школах наблюдаются необоснованные перегрузки обучающихся по объему задаваемых домашних заданий. Во-вторых, присутствует несформированность у школьников соответствующих умений работы с домашними заданиями: неумение организовать свое рабочее время; отсутствие твердо установленного режима, связанного с выполнением домашних заданий, что приводит к поспешности в работе и поверхностному усвоению изучаемого материала; неумение расчленять домашнее задание на отдельные смысловые части, осуществлять самоконтроль по выполнению домашнего задания. Проводя каждый день по 5-6 часов за онлайн-уроками, школьникам следует выполнять домашнее задание, которое также отправляется учителями в онлайн формате. В конечном итоге, ученики проводят больше десяти часов у экрана монитора. Школьники испытают сухость и напряжение глаз, усталость, головокружение, эмоциональное выгорание, что приводит к потере мотивации к учебе. Учителя вынуждены в такой же мере проводить свое время за компьютером. Несомненно, при дистанционном обучении возрастает объем заданного домашнего задания. Возникает вопрос о пересмотре состава заданий, которые ученики получают при изучении школьного материала онлайн.

Следует заметить, что при дистанционном образовании большая ответственность лежит на самих учениках, от их самостоятельной работы зависит степень усваивания материала. Поэтому учитель должен способствовать организации самостоятельной работы учеников.

Домашние задания должны иметь развивающий характер, поэтому в объем домашней работы необходимо включать задания на понимание всеми детьми необходимости постоянно приобретать знания, на развитие готовности к самообразованию, на развитие у учащихся творческих способностей, на формирование научного мировоззрения, метапредметных умений. Домашнее задание может быть дано лишь при условии его доступности и подготовленности учащихся к его самостоятельному выполнению в ходе предшествующих занятий. Если новый материал на уроке плохо понят, то учитель не может требовать, чтобы учащиеся выучили его к следующему уроку или выполнили дома соответствующую письменную работу, так как при этом основная тяжесть усвоения переносится на домашнюю работу, что недопустимо. Также следует сократить объем заданий электронного формата: выполнение тестов онлайн; подготовка презентаций и подготовка документов. Учителя должны уметь методически правильно выстраивать онлайн занятия, для того, чтобы максимально эффективно использовать данное время урока.

Таким образом, во время пандемии COVID-2019 основной задачей является защита своего здоровья. Именно поэтому стоит пересмотреть объем получаемого домашнего задания учениками, ведь необходимо учитывать медицинские требования по количеству часов нахождения у экранов. Ученик должен понимать, что дистанционное обучение- это не каникулы, он должен правильно организовать свой процесс обучения, ведь именно его осознанная самостоятельная работа будет отражена в успеваемости. Для правильного и эффективного планирования дня ученику должны способствовать как учителя, так и родители.

При дистанционном обучении, перед учителем возникаем особая задача – выбор удобной платформы для осуществления процесса обучения. После проведенного анализа, можно сделать вывод, что существует большое количество социальных сетей, приложений, на базе которых можно проводить онлайн занятий. Выбор той или иной платформы основывается на предпочтениях учеников, зависит от запланированных целей и задач урока. Например, если учитель подготовил объяснение нового материала, то ему лучше обратиться к интернет-сервисам Skype, Zoom, однако, если учитель запланировал проведение теста или контрольной работы, то лучше обратиться к ЛМС платформе, к Google форме и другим сайтам с возможностью создания тестовых работ.


Список литературы

  1. Богатырь Б.Н., Кузубов В.Н. Системная интеграция информационных технологий в научно — образовательной сети // Проблемы информатизации высшей школы: Специальный выпуск. Дистанционное образование. -1995. — № 3. — С. 31 — 35.
  2. Владимирова Л. П., Проблемы интеграции формального и неформального образования в условиях единой инфорамционно-образовательной среды. Научно-практический журнал «Открытое образование» № 5 (100) 2013.
  3. Доровской А. И., Дидактические основы развития одаренности учащихся [Текст] : учеб.пособие / А. И. Доровской ; Рос. пед. агенство. — М. : Рос.пед. агентство, 2008. — 209 с. — ISBN 5-86825-059-1.
  4. Куцев, Л. Компьютерные технологии: опыт использования [Текст]: / Л. Куцев. — с.112-115. Высшее образование в России. Научно-педагогический журнал Министерства образования РФ. — Москва, 1992- 2004г. N 5.
  5. Майер В. В., Моор С. М. Электронное образование: инновационная обучающая модель Тюменского государственного нефтегазового университета // Информационно‐коммуникационные технологии в реальном и виртуальном образовательном пространстве : материалы Междунар. науч.‐практ. видеоконф. (г. Тюмень, 21 ноября 2014 г.) / под ред. В. В. Майера, С. М. Моор. – Тюмень: ТюмГНГУ, 2015. – С. 53–55.
  6. Пеккер П. Л., Дистанционное обучение: опыт московских вузов // Человек и образование. — 2015. — № 2 (43). — С. 66-71.
  7. Полат, Е.С., Дистанционное обучение : учеб. пособие / Е. С. Полат, М.В Моисеева, А.Е. Петров, М.Ю. Бухаркина, Ю.В. Аксенов, Т.Ф. Горбунькова. – М.: ВЛАДОС, 1998. — 192 с.
  8. Тавгень И.А., Дистанционное обучение: опыт, проблемы, перспективы / И. А. Тавгень. — Мн.: БГУ, 2003. — 218 с.