УДК 33

ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

№34,

Экономические науки

Афанасьева Александра Олеговна


Ключевые слова: ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ; СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ПЛОЩАДЬ ЗЕМЛИ; ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ; ПРОБЛЕМЫ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ; СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; LAND RESOURCES; AGRICULTURE; LAND AREA; LAND POLICY; LAND USE; PROBLEMS; IMPROVEMENT; AGRICULTURE.


Аннотация: В статье раскрываются общая характеристика земельных ресурсов Республики Крым, исследуются основные направления государственного регулирования экономических отношений в сфере использования земли в Республике Крым.

Земельный фонд РК по состоянию на 01.01.21 г. составляет 2608,1 тыс. га, из них 1797,9 тыс. га (68,9%) составляют сельскохозяйственные угодья[11].

Основным богатством Крыма является его мягкий, близкий к средиземноморскому климат, для которого характерно изобилие солнца, тепла и света. Наличие этих факторов объясняет использование большей части земель РК для сельскохозяйственных нужд и свидетельствует о высоком уровне сельскохозяйственной освоенности земель республики.

Основными землепользователями являются 833 сельскохозяйственных предприятия различных форм собственности, в пользовании которых находится 771,9 тыс. га земель (или 39,8% от общей площади земель, находящейся в собственности и пользовании граждан и юридических лиц), в том числе 738,0 тыс. га сельхозугодий[11].

Таблица 1

Динамика земельного фонда Республики Крым за 2018-2020 гг.

Показатели 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Земли сельскохозяйственного назначения 1857,2 1867,7 1888,8
Земли жилой и общественной застройки 45,4 45,6 45,6
Земли природнозаповедного и другого природоохранного назначения 45,2 46,6 46,9
Земли оздоровительного назначения 1,6 1,6 1,7
Земли рекреационного назначения 4,3 4,3 4,3
Земли исторического назначения 4,3 4,4 4,4
Земли лесного фонда 275,8 275,7 275,5
Земли водного фонда 211,3 212,2 212,2
Земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и др. назначения 27,8 28,1 28,2

Источник: Рассчитано и составлено автором

Управление земельных отношений Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым является структурным подразделением Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым (далее — Минимущество Крыма).

В состав Управления земельных отношений Минимущества Крыма входят отделы:

1. Отдел землеустройства;
2. Отдел организации торгов земельных участков.

Таблица 2

Оценка перечня земельных участков государственной собственности Республики Крым, расположенных на территории Республики Крым по продаже коммерческих участков в 2020 году

Местоположение Целевое назначение Цена

предложения,

руб

Площадь, кв.м Цена

предложения,

руб/кв.м

Ялта, в районе горы Дарсан под производство либо туристический

бизнес

45 570 000 9 100 5 008
Алушта, Судакское шоссе ЛПХ, возможно использование под

туристический бизнес

14 430 000 10 500 1 374
пос. Лазурное под туристический бизнес 98 735 000 23 200 4 256
г. Керчь, ул. Галины Петровой под рекреацию 7 595 000 4 000 1 899
пос. Береговое под базу отдыха 35 696 500 10 000 3 570
с. Заречное под кемпинг 15 190 000 3 000 5 063
Ливадия для строительства коттеджного

поселка или гостиницы

455 700 000 25 000 18 228
пгт Симеиз под туристический бизнес 303 800 000 20 000 15 190
г. Ялта под туристический бизнес 246 837 500 10 000 24 684
пгт Симеиз под строительство рекреационного

комплекса

212 660 000 9 300 22 867
пгт Симеиз под строительство и обслуживание

курортной гостиницы

136 710 000 7 200 18 988
г. Алушта для строительства рекреационного

комплекса

113 925 000 60 000 1 899
г. Гурзуф под строительство гостиничного

комплекса

113 925 000 8 000 14 241
г. Ялта под строительство гостиничного

комплекса

113 925 000 10 000 11 393
г. Алушта для строительства гостиницы,

коттеджного поселка или здравницы

109 368 000 20 000 5 468
г. Алупка под строительство жилых домов или

рекреационного комплекса

104 811 000 13 800 7 595
г. Алушта под строительство турбазы,

автокемпинга или коттеджного

поселка

77 848 750 30 000 2 595
г. Керчь для строительства рекреационного

комплекса

64 557 500 40 000 1 614
пгт Кореиз под строительство рекреационного

комплекса

53 165 000 10 000 5 317
пгт Симеиз под постройку 7 этажного

гостиничного комплекса.

34 177 500 2 500 13 671
г. Щелкино для пансионата 5 000 000 1 000 5 000

Источник: Рассчитано и составлено автором.

По количеству предложения лидирует южный берег Крыма – Ялта, Алушта, Алупка и расположенные на южном берегу поселки. Это вполне логично – именно южный берег Крыма является самым привлекательным местом для отдыха.

Можно выделить следующие основные направления государственного регулирования экономических отношений в сфере использования земли в Республике Крым:

– анализ и совершенствование существующей нормативно-правовой базы;
– проведение комплексной инвентаризации и оценки земель и объектов недвижимости, создание системы регистрации прав на них и на этой основе создание единого кадастра земельных ресурсов и объектов недвижимости, расположенных на земельных участках;
– создание информационных компьютерных баз данных на основе принципа доступности информации о состоянии земель;
– создание инфраструктуры земельного рынка, включающей наряду с органами государственного управления информационно-консультационные службы, лизинговые компании, страховые компании, специализированные земельные банки;
– ужесточение контроля за целевым использованием земель всех категорий, а не только земель сельскохозяйственного назначения;
– улучшение материально-технической базы хозяйств.

С этой целью необходимо развитие системы лизинга, а также поддержка государством создания ассоциаций крестьянских хозяйств и кооперации сельскохозяйственных производителей с помощью льготного кредитования; совершенствования системы налогообложения и определения размеров платежей за землю.

В основе определения налоговых ставок и арендной платы должна лежать земельная рента. При этом необходимо учитывать особенности конкретных земельных участков. Размеры платежей за землю, в том числе и штрафных санкций, должны отражать реальную рыночную стоимость земель разных категорий. Именно обоснованные размеры платежей стимулируют более эффективное использование земельных ресурсов.

Необходимо оказание финансовой поддержки сельскохозяйственным производителям, стимулирование развития различных форм хозяйствования. В то же время бюджетные ассигнования должны быть строго адресными, осуществляться на возвратной основе [5].

Целесообразно проведение различных целевых сельскохозяйственных программ. При реализации определенных мероприятий государственного регулирования необходимо учитывать различные ценностные ориентации населения, модели группового поведения, национальные особенности.

В целом вышеназванные направления государственного регулирования земельных отношений должны быть направлены на формирование эффективного собственника, предотвращение экологических проблем, создание институциональной системы, обеспечивающей перераспределение прав собственности с целью повышения эффективности их реализации в сфере использования земель.

Одним из важнейших действий в сфере управления земельными ресурсами на всех административно-территориальных уровнях является система государственного земельного кадастра, которая служит информационной основой государственного управления территориями и экономического регулирования земельных отношений. При этом все составные части земельного кадастра должны быть адаптированы к рыночным условиям. Особенно это важно при разработке экономически обоснованных методик массовой государственной кадастровой оценки земель различных категорий, законодательном изменении принципов и правил налогообложения объектов земельных отношений. Совершенствование системы управления позволит повысить эффективность использования земельных ресурсов на всех административно-территориальных уровнях[7].

Основой для осуществления земельной политики в Республике Крым в направлении дальнейшей трансформации земельной собственности должна стать комплексная институциональная система, функционирующая на принципах целостности, динамичности, синергизма структурных элементов. Необходимость такой системы обусловлена отсутствием комплексного характера проводимых преобразований земельной собственности в аграрном секторе. Институциональная система представляет собой сочетание институтов и организаций, обеспечивающих повышение эффективности мероприятий земельной политики посредством системной реализации стимулирующей, распределительной, интеграционной, социальной, учетной (мониторинга), инновационной функций. В системе выделяются четыре подсистемы, каждая из которых направлена на решение определенных проблем.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Сборник законов РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. ФКЗ РФ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 013.09.2021) // Сборник законодательства РФ. – 2021. — № 171. – Ст.39.10
  4. Липски С.А. Земельная политика: учебник для академического бакалавриата / С. А. Липски. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с
  5. Туровский А.А., Худояров Т.Б. Земельная политика России в исторической ретроспективе // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2012. – №11. – С. 262-267
  6. Клевцов С. М. Экономический потенциал Республики Крым [Электронный ресурс] / С.М. Клевцов. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomicheskiy-potentsial-respubliki-krym
  7. Кравченко Н. А. Критерии эффективности реализации потенциала туристской отрасли Республики Крым [Электронный ресурс] / Н.А. Кравченко. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterii-effektivnosti-realizatsii-potentsiala-turistskoy-otrasli-respubliki-krym
  8. Лялюк А. Ю. Проблемные вопросы системно-структурной организации власти автономной Республики Крым [Электронный ресурс] / А.Ю. Лялюк. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnye-voprosy-sistemno-strukturnoy-organizatsii-vlasti-avtonomnoy-respubliki-krym
  9. Чумаченко В.А. Актуальные проблемы, существующие в формировании учетной информации для обеспечения управления земельными ресурсами на территории республики крым как нового субъекта российской федерации // Скиф. 2020. №5-1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-suschestvuyuschie-v-formirovanii-uchetnoy-informatsii-dlya-obespecheniya-upravleniya-zemelnymi-resursami-na (дата обращения: 23.11.2021).
  10. Коба В. П.. Состояние и перспективы совершенствования системы землепользования в Крыму // Дальневосточный аграрный вестник. 2020. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-perspektivy-sovershenstvovaniya-sistemy-zemlepolzovaniya-v-krymu (дата обращения: 23.11.2021).
  11. Статистика Крыма: Режим доступа: https://crimea.gks.ru/