УДК 33

ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В АГРАРНОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

№34,

Экономические науки

Афанасьева Александра Олеговна


Ключевые слова: ЗЕМЛЯ; РЕСУРС; СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО; ПЛОЩАДЬ ЗЕМЛИ; ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЛИ; ПРОБЛЕМЫ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ; LAND; RESOURCE; AGRICULTURE; LAND AREA; LAND POLICY; LAND USE; PROBLEMS; IMPROVEMENT.


Аннотация: В статье раскрываются общая характеристика земельного фонда Республики Крым, исследуются основные проблемы и направления реализации земельной политики в аграрном секторе экономики Республики Крым.

Республика Крым расположена на большей части Крымского полуострова. В состав республики не входит юго-восток полуострова, подчинённый Севастопольскому горсовету, и северная часть Арабатской стрелки, входящей в состав Херсонской области.

Земельный фонд автономии по состоянию на 01.01.21 г. составляет 2608,1 тыс. га, из них 1797,9 тыс. га (68,9%) составляют сельскохозяйственные угодья [7].

Основным богатством Крыма является его мягкий, близкий к средиземноморскому климат, для которого характерно изобилие солнца, тепла и света. Наличие этих факторов объясняет использование большей части земель РК для сельскохозяйственных нужд и свидетельствует о высоком уровне сельскохозяйственной освоенности земель республики.

Таблица 1

Структура сельскохозяйственных угодий РК 2020 г.

Сельскохозяйственные угодья Площадь сельскохозяйственных угодий, тыс. га Соотношение вида земельных угодий к общей площади сельскохозяйственных угодий РК, %
Пашня 1267,6 70,5
Залежи 11,6 0,6
Многолетние насаждения 78,4 4,4
Сенокосы 2, 0 0,1
Пастбища 438,3 24,4

Общее количество землепользователей и собственников земли (юридических и физических лиц) в республике составляет 849,4 тыс.

В пользовании и собственности юридических и физических лиц находится 1938,6 тыс. га земель (74,3% от общей площади республики), в том числе 1499,9 тыс. га – сельскохозяйственных угодий (83,4 % от общей площади сельхозугодий в автономии).

Основными землепользователями являются 833 сельскохозяйственных предприятия различных форм собственности, в пользовании которых находится 771,9 тыс. га земель (или 39,8% от общей площади земель, находящейся в собственности и пользовании граждан и юридических лиц), в том числе 738,0 тыс. га сельхозугодий.

Земельный фонд Республики Крым в 2020 году представлен на рис.1.


Рисунок 1. Земельный фонд Республики Крым в 2020 году

Министерством имущественных и земельных ресурсов Республики Крым в 2020 году заключено свыше 1,4 тыс. договоров аренды земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым. Одновременно стоит отметить, что Министерством принято свыше 1 тыс. приказов об утверждении схем расположения земельных участков на кадастровом плане территории и предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду и согласовано более 90 межевых планов по уточнению границ земельных участков.

Факторами, сдерживающими реализацию земельной политики и агропромышленного комплекса Крыма в 2018-2020 году, стали:

1. Дефицит водных ресурсов, возникший в связи с блокированием функционирования работы Северо-Крымского канала, что повлекло существенное сокращение объемов производства некоторых сельскохозяйственных культур, особенно кормовых [6, с. 56].

А это в свою очередь привело к необходимости закупки комбикорма в южных регионах России и способствовало увеличению цен и сокращению объемов производства продукции животноводства.

В отраслях растениеводства сокращение влагообеспеченности также повлекло за собой негативные последствия.

2. Международные санкции, объявленные ЕС и США, разорвали налаженные с вышеуказанными странами и Украиной торгово-экономические отношения.

Очевидно, что необходимо время, достаточное для налаживания определенных деловых контактов, торговых связей, логистики, как с отечественными, так и иностранными субъектами.

В то же время переходный период повлек временное снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции.

4. Существуют проблемы с получением субсидий, связанных с возмещением затрат на закладку и уход за виноградниками, так как крымские производители винодельческой продукции, владеющие виноградниками площадью 4157 га, по законодательству (ФЗ № 264) не являются сельскохозяйственными товаропроизводителями.

5. Не в полной мере завершено оформление правоустанавливающих документов на имущество и земельные участки Республики Крым.

Также существует достаточное количество проблем, требующих урегулирования на республиканском и федеральном законодательных уровнях. Сельское хозяйство — относительно трудоёмкая и затратная отрасль, что повышает риски сельхозпроизводства и требует определенной поддержки и помощи со стороны государства. Особенности функционирования аграрной сферы Крыма обусловливают насущную необходимость в его финансовой поддержке [7].

Рассмотрев основные проблемные вопросы, касающиеся развития и реализации земельной политики Крыма, можно отметить положительную динамику, причем во всех направлениях его развития: растениеводство, животноводство, посадки многолетних насаждений, виноградников. Финансовая поддержка на уровне государства оказывает положительное влияние, что обеспечивает стабилизацию ситуации в сельском хозяйстве, благоприятствует активному росту эффективности и создает условия для обеспечения продовольственной безопасности населения Крыма и отдыхающих.

Задачи программы развития и совершенствования государственной земельной политики и кадастровой оценки земель в Республике Крым:

1. Создание единой геоинформационной системы учета и управления земельными ресурсами, обеспечивающей механизмы сбора, консолидации и предоставления информации.

2. Организация обеспечения градостроительной деятельности на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.

3. Формирование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, для муниципальных нужд.

4. Вовлечение земель, находящихся в муниципальной собственности, в гражданский оборот.

5. Увеличение доходов бюджета муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым за счет эффективного управления земельными ресурсами[8].

Важным элементом проектируемых мероприятий по совершенствованию системы земледелия является формирование и эффективное функционирование защитных лесных насаждений. К сожалению, в последние десятилетия созданию защитных лесных насаждений в Крыму не уделялось должного внимания.

Выводы. Одним из перспективных направлений повышения эффективности сельскохозяйственного производства в Крыму является расширение использование методов агротехнической минимизации обработки почвы, активное внедрение в практическую деятельность результатов научных исследований в области оценки биоэкологического соответствия сельскохозяйственных культур специфике условий возделывания. Таким образом, формирование продуктивной системы государственного управления в области земельных ресурсов субъекта РФ – Республики Крым является надежным обеспечением реализацией целей и задач, поставленных государством для достижения социальной и экономической стабильности и, а также своевременного реагирования к изменениям в мировой экономике и условиям использования земли. Следует отметить, что внедрение российской системы управления земельными ресурсами показало ее эффективность и конвертируемость, что является непременным залогом успешного развития региона, субъекта и государства в целом.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Сборник законов РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. ФКЗ РФ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 21 марта 2014 г. N 6-ФКЗ
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 013.09.2021) // Сборник законодательства РФ. – 2021. — № 171. – Ст.39.10
  4. Липски С.А. Земельная политика: учебник для академического бакалавриата / С. А. Липски. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 192 с
  5. Туровский А.А., Худояров Т.Б. Земельная политика России в исторической ретроспективе // Вестник университета (Государственный университет управления). – М.: ГУУ, 2012. – №11. – С. 262-267
  6. Вараксина И.В. Конституционные и законодательные основы земельной политики Российской Федерации // Пробелы в российском законодательстве. 2013. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionnye-i-zakonodatelnye-osnovy-zemelnoy-politiki-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 26.10.2021).
  7. Корытков В.А.Проблемы становления и ведения земельного кадастра и пути их решений /В.А. Корытков // АОН. 2018. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-stanovleniya-i-vedeniya-zemelnogo-kadastra-i-puti-ih-resheniy (дата обращения: 26.10.2021).
  8. Елькин С.В. Особенности правового регулирования земельных отношений на территории Республики Крым: практика Конституционного Суда Российской Федерации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. 2017. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-zemelnyh-otnosheniy-na-territorii-respubliki-krym-praktika-konstitutsionnogo-suda-rossiyskoy (дата обращения: 26.10.2021).
  9. Чумаченко В.А. Актуальные проблемы, существующие в формировании учетной информации для обеспечения управления земельными ресурсами на территории республики крым как нового субъекта российской федерации // Скиф. 2020. №5-1 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-suschestvuyuschie-v-formirovanii-uchetnoy-informatsii-dlya-obespecheniya-upravleniya-zemelnymi-resursami-na (дата обращения: 23.11.2021).
  10. Коба В. П.. Состояние и перспективы совершенствования системы землепользования в Крыму // Дальневосточный аграрный вестник. 2020. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-i-perspektivy-sovershenstvovaniya-sistemy-zemlepolzovaniya-v-krymu (дата обращения: 23.11.2021).