УДК 37.013.77

ПРИМЕНЕНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№34,

Педагогические науки

Абдуллина Илюза Фаилевна


Научный руководитель: Миннуллина Р.Ф., к.пед.н., доцент.


Ключевые слова: УЧЕНИК; МОТИВАЦИЯ; ПРОБЛЕМНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ; ПЕДАГОГ; ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ; ЗНАНИЯ; НАВЫКИ; КАЧЕСТВО; ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ; STUDENT; MOTIVATION; PROBLEM TEACHING METHODS; TEACHER; EDUCATION AND TRAINING; KNOWLEDGE; SKILLS; QUALITY; POSITIVE LEARNING MOTIVATION.


Аннотация: Автор статьи делает вывод о том, что применение проблемных методов обучения в процессе формирования положительной учебной мотивации у младших школьников должно быть ориентировано на положительные эмоции, переживания и чувства.

Учащиеся должны чувствовать атмосферу доверия, активности, психологического комфорта, инициативности при работе.
Систематическое и грамотное применение разных форм, приемов и способов развития положительной учебной мотивации у младших школьников через технологии проблемного обучения формирует желание детей получать новые знания и развивает глубокий интерес ко многим осваиваемым предметам.


Ряд авторов отмечают, как сложно добиться от детей личного стремления к знаниям. Если ребенок не стремится к знаниям, это всегда лишь видимость учебной деятельности.

Развитие положительной учебной мотивации одна из основных задач современной школы. В соответствии с ФГОС НОО в начальной школе у ребенка должны быть в полной мере сформированы стремления к процессу обучения в школе и собственному развитию.

Поэтому процесс формирования положительной учебной мотивации у младших школьников определена самой учебной деятельностью, ее содержанием и развитием активности учащегося [3, с. 28].

Процесс преподавания будет эффективен если школьники мотивированы к познанию. Методы проблемного обучения позволяют мотивировать младшего школьника к познанию через содержание материала урока.

Работа по формированию положительной учебной мотивации у младших школьников должна всегда подкрепляться в ходе урока, начиная с самой темы, задач, целей занятия и заканчивая оценкой собственных действий на занятии.

Проблемные ситуации помогают начать урок в необычной форме. Так, преподаватель может сказать о том, что тема сегодняшнего занятия загадка. Этот прием также вызывает интерес младших школьников. Но решить загадку мы сможем только в конце урока.

Для решения загадки впоследствии дети выполняют серию проблемных заданий и ситуаций. Как показывают исследования, темы таких уроков надолго остаются в памяти учащихся, так как они к ней приходят самостоятельно в ходе индивидуальной работы, а не получают в готовом виде от педагога.

Также учитель может применить такой прием проблемного обучения как «Интересная цель». Здесь педагог ставит перед учащимися увлекательную для них проблемную задачу.

Например, почему в зимний период водопроводная труба может лопнуть? Так учащиеся самостоятельно приходят к выводам об определенных свойствах воды (занятия по окружающему миру).

Такие задания педагог может составить в большом количестве по любому предмету, изучаемому в начальном звене школы [5, с. 70].

Также часто применяется в начальном звене обучения такой прием как «Узнаем после». Педагог в завершении урока дает детям домашнее задание – загадку, ответ на который можно будет узнать на следующем уроке? Это позволяет поддерживать интерес младших школьников к предмету.

В начале следующего урока, дети зачитывают свои отгадки и вместе с педагогом ищут верный вариант ответа. В качестве такой загадки можно выбрать следующее: «На следующем уроке мы с вами познакомимся с лучшим пылесосом в природе». На такую загадку у младших школьников всегда бывает множество вариантов ответов. Верный ответ в данной ситуации (растения, тополь). А тема урока может звучать при этом как «Воздух должен быть чистым».

Также в работе с младшими школьниками активно может применяться метод проблемного обучения под названием «Прогнозирование». Здесь педагог дает учащимся задание в виде проблемы: «Сейчас я вам зачитаю название произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. А вы постарайтесь сказать мне, о чем будет это произведение, кто там выступает в качестве главных героев и как по вашему мнению здесь развиваются события?».

В третьем и четвертом классе внимание детей к уроку можно привлечь через формирование важности этих знаний в жизни человека. Для этого педагог может применить в работе следующие приемы проблемного обучения.

Прием «Демагог», здесь ученик должен убедить своего соседа в том, что освоение данной темы ему необходимо, на убеждение дается всего одна минута.

Прием «Сочинитель». Педагог просит объяснить школьников как бы они убедили своих читателей в полезности и интересном содержании книги, которую написали сами? [2, с. 10].

Также педагог может попросить детей связать тему урока со своей будущей профессией (прием «Профессионал»).

В.А. Жирнова в работе с младшими школьниками рекомендует применять в целях формирования положительной учебной мотивации такой метод проблемного обучения как «Мозговой штурм».

Прием используется в начале урока, когда за малое время необходимо получить большое количество ответов, предположений.

Работая с младшими школьниками по направлению развития положительной мотивации учитель может использовать прием «Преднамеренной ошибки». Проблемность метода состоит в том, что ученики должны самостоятельно найти ошибку, выяснить ее причины и продумать варианты верных ответов.

Прием «Поймай обман». При пояснении материала, педагог допускает ошибку, ученики заранее должны знать это. При чтении «опасные места» отмечаются голосом либо жестом.

Так младшие школьники учатся видеть ошибки и не повторять их в дальнейшем на практике.

Мотивацию к учебе развивает также и прием «Прерванного урока», здесь педагог перестает рассказывать на самом интересном месте темы, а ученик должен сам додуматься как будут развиваться события и действия дальше.

Тема может быть раскрыта частично, педагог может дать наводящие вопросы, развивающие вопросы.

Также активно применяется в работе с младшими школьниками такой метод проблемного обучения как «Разные вопросы». Педагог предлагает к предстоящей теме урока составить вопросы, можно указать их количество и примерное содержание [1, с. 96].

Вопросы могут быть простые и сложные (проблемные).

Прием «Составь схему темы» помогает ученикам размышлять над новой информацией и одновременно иметь опору при ответах на уроке. Каждый ученик составляет свою опорную схему самостоятельно.

Положительную мотивацию к уроку может также вызвать у детей прием «Необычное задание на дом». Педагог продумывает домашнее задание в необычной, интересной для младших школьников форме.

В работе с младшими школьниками при формировании положительной мотивации к учебной деятельности активно может быть использован метод проблемного обучения под названием «Коллективная проблема».

Здесь дети совместно решают одну большую проблемную ситуацию, это не только вызывает массовый интерес к предмету, но и объединяет, сплачивает коллектив детей.

Проблемные ситуации аналогичного содержания могут рассматриваться и в отдельных малых группах класса.

Учитель больше должен уделять внимание тому, чтобы дети учились оценивать свои действия, ответы, поступки, знания, навыки, то есть проводили рефлексивные элементы деятельности.

Таким образом, делая вывод отметим, что применение проблемных методов обучения в процессе формирования положительной учебной мотивации у младших школьников должно быть ориентировано на положительные эмоции, переживания и чувства.

Учащиеся должны чувствовать атмосферу доверия, активности, психологического комфорта, инициативности при работе.

Систематическое и грамотное применение разных форм, приемов и способов развития положительной учебной мотивации у младших школьников через технологии проблемного обучения формирует желание детей получать новые знания и развивает глубокий интерес ко многим осваиваемым предметам.


Список литературы

  1. Дурова, А. П. Проблемные ситуации и задания на уроках окружающего мира / А. П. Дурова. – М.: Мир, 2020. — 112 с.
  2. Железнов, А. У. Коллективные формы работы детей с проблемными ситуациями в классе / А. У. Железнов. – Тюмень: Изд-во Сила, 2020. – 111 с.
  3. Зубатке, С.И. Как вызвать желание ребенка учиться самостоятельно? / С.И. Зубатке. – СПб.: Крокус, 2019. — 211 с.
  4. Иващенко, А.А. Понятие и сущность учебной мотивации / А.А. Иващенко. – Екатеринбург: Пресса, 2021. — 222 с.
  5. Идолов, Е.А. Содержание проблемных ситуаций и заданий для учащихся / Е.А. Идолов. – Красноярск: Древо, 2020. — 325 с.
  6. Куликова, Н.В. Технологии проблемного обучения в современной науке об образовании / Н.В. Куликова. – М.: Эхо, 2019. – 188 с.