УДК 37

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ

№34,

Педагогические науки

Лошкова Диана Юрьевна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ; ГУМАННАЯ ПЕДАГОГИКА; ПРИНЦИПЫ ГУМАННОЙ ПЕДАГОГИКИ; ПРИМЕР ПЕДАГОГА КАК ОДИН ИЗ СУЩЕСТВЕННЫХ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ; METHODS AND TECHNIQUES; HUMANE PEDAGOGY; PRINCIPLES OF HUMANE PEDAGOGY; THE EXAMPLE OF A TEACHER AS ONE OF THE ESSENTIAL METHODS OF EDUCATION.


Аннотация: В статье раскрываются аспекты использования в работе классного руководителя методов и приемов гуманной педагогики. Анализируются принципах гуманной педагогики, условия. Отмечается, что одним из наиболее важных методов гуманной педагогики является собственный пример учителя.

На современном этапе развития системы образования требуются высоко квалифицированные специалисты, которые могут быстро реагировать на происходящие изменения, трансформировать собственную профессиональную деятельность, преодолевая профессиональные сложности. Основная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ребенка, формирование личности, способной жить в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом, необходимо отметить, что наблюдается духовный и социальный распад, который негативно влияет на подрастающее поколение. Существенно уменьшилась ценность других людей, первостепенным становится позиционирование себя, как следствие в обществе происходит разрушение гражданственности, общественной солидарности. распространяется эгоизм. Пришло время задуматься над содержанием воспитательного процесса, дающего возможность сформировать в детях лучшие качества гражданина, человека, патриота Родины. Поэтому школа ориентируется не только на усвоение детьми определенного содержания знаний, но и на формирование ценностного гражданина.

Решению таких важных задач может способствовать гуманизация образовательного процесса. Гуманизация является одним из условий гармонического развития личности. В основе понятия гуманизация лежит гуманность. Гуманность, в свою очередь предполагает любовь к людям, человечность, существенный уровень толерантности, психологической терпимости, незлобивость в отношениях с другими людьми, любовь ко всему окружающему.

Педагог в процессе использования в работе классного руководителя методов и приемов гуманной педагогики свою работу выстраивает на следующих принципах, пишет И.М. Борзенко [2]:

— организация в школе обстановки, основанной на заботе о благополучии и здоровье, чести и достоинстве детей;
— формирование ценностей, направленных на развитие и сохранение жизни на Земле, рациональное отношение к богатствам природы;
— развитие взаимоотношений людей на основе доброжелательности, дружелюбия, взаимопомощи, сотрудничества, ответственности, заботы, справедливости и порядочности.

Г.В. Гивишвили пишет, что в процессе использование в работе классного руководителя методов и приемов гуманной педагогики существенную роль играют [3]:

— дисциплины гуманитарного цикла;
— поведение самого учителя, его стиль и культура взаимоотношений с детьми;
— этика взаимоотношений учеников в коллективе;
— внеклассная работа, объединяющая взрослых и детей;
— проявление заботы о других людях, животных и природе.

Наиболее важным показателем проявления гуманности являются взаимоотношения между людьми. Поэтому педагогу, классному руководителю необходимо формировать у детей такие качества как взаимоуважение, отзывчивость, толерантность, сострадание, доброжелательность. Ни одна воспитательная программа не будет эффективна, если классный руководитель, педагог не будет являть собой пример гражданского и нравственного личностного поведения.

Методы и приемы гуманной педагогики будут эффективными только в том случае, если учитель, приобщая своих учеников к знаниям, одновременно передает им свой характер и сам является образцом человечности. То есть одним из наиболее важных методов гуманной педагогики является собственный пример учителя, поэтому педагог должен обладать такими качествами как [1]:

— любить учеников такими, какие они есть, любовь и доброта не позволяет ущемлять права детей, грубо с ними обращаться, унижать их достоинство и самолюбие;
— найти положительное в личности ученика, выражать ему доверие всеми возможными способами;
— создавать «ситуацию успеха», оказывать ученикам положительную словесную поддержку;
— нужно быть оптимистом и верить в реформирующую силу воспитания;
— педагогу, работающему с детьми должно сочетаться все самое лучшее, что люди приветствуют, не только улыбка, сдержанность, чуткость, общительность, порядочность, но и скромность, строгость и, конечно, любовь к детям и жизни.

Таким образом, рассматривая аспект использование в работе классного руководителя методов и приемов гуманной педагогики можно отметить, что работу педагог должен выстраивать в основе на принципах: организация в школе благоприятной обстановки; формирование ценностных ориентиров; развитие взаимоотношений людей на основе доброжелательности и порядочности. В процессе использование в работе классного руководителя методов и приемов гуманной педагогики существенную роль играют: дисциплины гуманитарного цикла; поведение самого учителя; этика взаимоотношений учеников в коллективе; внеклассная работа; проявление заботы о других людях.


Список литературы

  1. Бердяев, Н.А. Пути гуманизма / Н.А. Бердяев // Начальная школа. — 2016. — № 3. — С.64.
  2. Борзенко, И.М. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов/ Под ред. В.А. Кувакина и А.Г. Круглова.- М.: Российское гуманистическое общество, 2017 — 350 с.
  3. Гивишвили, Г.В. Гуманизм и гражданское общество / Под ред. и с предисл. проф. В.А. Кувакина. Библиотека журнала «Здравый смысл». — М.: Российское гуманистическое общество. — 2018. — 239 с.