УДК 347.9

ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С НОРМАТИВНЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ ДЕЛ, СВЯЗАННЫХ С ВОСПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

№34,

Юридические науки

Щеблыкина Ольга Юрьевна


Ключевые слова: СЕМЕЙНЫЕ СПОРЫ; НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ; СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ; ЗАКОННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ; ИНТЕРЕСЫ РЕБЕНКА; FAMILY DISPUTES; MINORS; COURT OF GENERAL JURISDICTION; LEGAL REPRESENTATIVES; INTERESTS OF THE CHILD.


Аннотация: В настоящей публикации исследуются пробелы в нормативном регулировании дел, связанных с воспитанием детей. Обращается внимание на недостатки в гражданском процессуальном законодательстве. Проблемы в исследуемой сфере могут быть устранены путем внесения поправок в действующее законодательство.

Семейное законодательство является предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ). Семейное законодательство состоит из Семейного кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации.

Индивидуальность споров, связанных с воспитанием детей заключается в том, что зачастую родители не могут прийти к обоюдному согласию при разрешении важных вопросов, связанных с воспитанием ребенка. Причины разногласий могут быть, как субъективными, так и объективными: различие взглядов на воспитание, озлобленность одного родителя на другого или реальное отсутствие возможности достойно воспитывать ребенка.

Количество дел, связанных с воспитанием детей с каждым годом увеличивается. Данный факт напрямую связан с бракоразводными процессами.

Также современное законодательство по разрешению споров, связанных с воспитанием детей, далеко от совершенства ввиду того, что большинство норм имеют буквальное толкование, при ситуации, когда обстоятельства спора довольно многогранны и требуют широкого изучения. В случае если норма трактуется широко, суду необходимо искать решение по своему внутреннему убеждению.

Так, в ГПК РФ не регламентируется участие несовершеннолетнего ребенка при участиях в спорах, связанных с воспитанием детей. В таких делах ребенок является «объектом» спора, т.е. родители разрешают споры, связанные с определением места жительства или порядка общения с ребенком. На мой взгляд, к участию в деле по данной категории споров должен привлекаться сам ребенок, поскольку он сможет выразить свое мнение относительно спорных вопросов, что позволит суду объективно оценить имеющиеся доказательства и соотнести их с позицией и интересов ребенка.

Вместе с тем возникает вопрос, кто будет представлять интересы несовершеннолетнего в суде, ведь согласно действующему процессуальному законодательству и материальному праву – несовершеннолетний ребенок не обладает дееспособностью, позволяющей ему в полной мере представлять свои интересы в суде. Стоит отметить, что согласно п. 4 ст. 37 ГПК РФ несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет могут самостоятельно принимать участие по делам, вытекающих из «…семейных правоотношений…». Однако, при этом, законодатель устанавливает, что судом могут быть привлечены к участию в деле его законные представители.

На мой взгляд, такая норма приемлема и вполне логична при рассмотрении других категорий дел, где могут быть привлечены несовершеннолетние, но по спорам, связанных с воспитанием детей, где мнение ребенка может повлиять на итоговое решение суда, привлекать родителя, который может иметь свои собственные интересы, отличные от интересов несовершеннолетнего не целесообразно.

Поэтому для предотвращения влияния позиции родителя на интересы несовершеннолетнего при разрешении споров, связанных с воспитанием детей, предполагается назначать такому несовершеннолетнему представителя, который бы представлял его интересы в суде. Предполагается, что такой представитель должен назначаться по определению суда из числа сотрудников органов опеки и попечительства.

При разрешении вопросов семейного характера, касающихся законных прав и интересов несовершеннолетнего, последний имеет право выражать личное мнение, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. По сложившимся правилам, вызывается на допрос и учитывается мнение ребенка, достигшего 10 лет.

На мой взгляд, необходимо снизить указанный возраст до 7 лет, поскольку в этом возрасте несовершеннолетние становятся обучающимися образовательных организаций, и могут при беседе с представителем и психологом выразить свое мнение.

Конечно, при вызове на допрос несовершеннолетнего суд должен учитывать сопоставимость его физиологического развития умственному развитию.

Порядок допроса ребенка – выяснения его мнения по данному вопросу законодательно не урегулирован. Обычно ребенок вызывается в судебное заседание, и его показания отражаются в протоколе как показания свидетеля.

Между тем, автор считает, что допрос несовершеннолетнего свидетеля и выражение ребенком своего мнения – это совершенно разные правовые институты. Подобное может стать основанием отмены судебного акта в связи с существенным нарушением норм процессуального права. Поэтому, на мой взгляд, законодательно должно быть закреплено определение понятия «мнение несовершеннолетнего ребенка» в ГПК РФ.

Таким образом, рассматривая споры, связанные с воспитанием детей, суд сталкивается с многочисленными трудностями, однако практика показывает, что суд при разрешении данных споров руководствуется принципом паритета интересов ребенка. Именно интересы детей должны быть отправной точкой при разрешении споров и являться связующим звеном между ребенком, родителями и государством.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек.1993 г.; в ред. Закона Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 14 мар. 2020 г. № 1-ФКЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 13 июн. 1996 г. № 63-ФЗ: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 08 декабря 1995 г.] в ред. Федер. закона от 02 июл. 2021 г. № 310-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. — 1996. — № 1. — Ст. 16.
  3. Гражданский процессуальный кодекс от 14 ноя. 2002 г. № 138-ФЗ: [принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 23 окт. 2002 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 30 окт. 2002 г.] в ред. Федер. закона Рос. Федерации 01 июля 2021 г. № 243-ФЗ. // Собрание законодательства Рос. Федерации. – 2002. — № 46. – ст. 4532.