УДК 37.013.77

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№34,

Педагогические науки

Ахметшина Диана Петровна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: ЛИЧНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА; АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ; ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; РАЗВИТИЕ; УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС; ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ; СОТРУДНИЧЕСТВО; PERSONALITY OF A YOUNGER STUDENT; ACTIVE TEACHING METHODS; INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES; DEVELOPMENT; EDUCATIONAL PROCESS; MENTAL PROCESSES; COOPERATION.


Аннотация: Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществить комплексный подход к решению учебных задач. Такие занятия протекают быстро, свободно и увлекательно для ученика, что препятствует формированию утомляемости.

Активизируя волю и интеллектуальные усилия, ученик становится способным к проявлению инициативы, знаний, настойчивости, усердия, развиваются одновременно все психические процессы – память, мышление, внимание, воображение, восприятие все это делает учебную работу продуктивной и эффективной.

Учебный процесс начинает приносить радость ребенку, он чувствует уверенность в своих силах, более плодотворно строятся отношения со сверстниками и с учителем, устанавливаются отношения сотрудничества.


Важная задача школы не только дать ученикам знания, но и раскрыть их имеющиеся навыки и способности. Для реализации данных задач отлично подходит расширение процессов информатизации образования.

Информатизация образования должна быть целенаправленной и научно обоснованной.

Наш век признан веком технологий и цифровизации, электронная культура меняет и роль учителя в образовательном процессе. На плечи педагога ложится обязанность осуществлять правильный отсев потока информации.

Учитель начальной школы понимает, что его обязанность обучить ребенка применять компьютер для получения новых знаний и дальнейшего процесса самообразования [2, с. 41].

Для успешной реализации данной деятельности педагог сам должен быть прежде всего информационно образованным и грамотным, что выражается в умении управлять информационными потоками и использовать их для пользы обучающихся.

Без специальной подготовки педагогу сложно провести урок с применением информационно-коммуникативных технологий. Так любой музыкальный фрагмент, видео материалы, анимации, презентации требуют специальной подготовки.

Информационно-коммуникативные технологии способствуют в целом модернизации образования, улучшая его доступность и качество, результативность.

В обучении младших школьников на современном этапе развития образования все чаще применяются разные программные и технические средства с помощью которых удобно реализовать на практике разные педагогические задачи.

Используя информационно-коммуникативные технологии, можно выйти на новый уровень образования в начальной школе.

Педагог с помощью данных технологий может не только давать новые знания детям, но и контролировать те, которые были усвоены учениками ранее.

Как правило, ряд педагогов подчеркивают удобство применения в обучении младших школьников разных дисков, они дают возможность в игровой форме вспомнить и закрепить усвоенный ранее материал.

Также работая с материалами на диске, ребенок может вернуться к своим ошибкам и исправить их.

Существует большое количество игровых средств (компьютеры), но нет таких программ, которые помогали бы полностью реализовывать на практике стандарты начального образования по определённому обучающему пособию.

Однако это не говорит о том, что преподаватель начальной школы не может применять персональные компьютеры в обучении учеников [3, с. 98].

Очень активно подключаются младшие школьники к таким компьютерным обучающим играм как «Лунтик» (изучение букв алфавита). Данная программа также помогает освоить младшим школьникам цифры, счет, цвета, дни недели, месяцы и др.

Вторая программа для обучения младших школьников под названием «Тим и Тома. Путешествие в Англию», помогает запоминать названия одежды, животных, профессии, части тела и др.

Такие обучающие программы, дают ребенку возможность проверить себя в конце. То есть ученик может ответить на вопросы и получить соответствующее количество баллов, затем вернуться к тем заданиям, где были допущены ошибки.

Применение в процессе обучения младших школьников программы MS Power Point позволяет работать с текстами, осваивать новые темы грамматики. С помощью данной программы любой материал можно представить наглядно, за счет управления слайдами.

Учитель начальных классов используя презентации экономит время, он не пишет на доске мелом, что не совсем удобно и отвлекает внимание детей.

Например, тема урока представлена на первом слайде презентации «Уравнения». На втором и третьем слайде может быть размещен материал для повторения.

Далее учитель подводит детей к тому, чего они пока не знают, так излагается на последующих слайдах новая тема, касающаяся решения уравнений.

Разобрав последовательно несколько примеров вместе, педагог предлагает решить уравнения детям самостоятельно. Аналогичным образом можно построить в виде презентаций любую тему урока по математике.

Также активно применяются презентации и на уроках русского языка. Ученикам, которые сидят на задних партах не всегда видно то, что написано на доске, предложения, слоги, слова. Однако презентация исключает данный пробел, здесь можно увеличить слова, в которых следует вставить пропущенную букву, найти ошибку, поставить ударение и др. [4, с. 74].

Эффективно применяются информационно-коммуникационные технологии и при проведении занятий с младшими школьниками по предмету «Окружающий мир».

Здесь можно использовать видеофрагменты обучающего характера по темам «Вода в природе», «Лесные растения», «Дикие животные», «Русские традиции и быт» и др.

Часто младшим школьникам не просто представить наглядно самостоятельно то, о чем повествует учитель, с помощью видеопрезентации эту проблему можно решить очень быстро.

Младшие школьники всегда открыты и очень прочно усваивают яркие образы, подаваемые вместе со звуковыми эффектами, в движении и развитии, все это закрепляется при помощи эмоций на подсознании.

С.А. Жирнова вместе с В.А. Ворониной провели эксперимент. Учащимся третьего «А» класса при освоении темы «Круговорот веществ в природе» по предмету «Окружающий мир» были представлены в качестве раздаточного материала картинки и схемы.

Для учащихся третьего «Б» класса тема была подготовлена в виде презентации с видео сюжетом.

Как выяснилось при проверке знаний детей по освоенной теме, в третьем «Б» классе высокий уровень сформированности знаний был на 14% выше, чем в третьем «А» классе. Что подтверждает положения, изложенные нами выше.

Материал, преподносимый младшим школьникам при помощи использования информационно-коммуникативных средств, запоминается и усваивается лучше, чем при помощи раздаточного материала, изготовленного вручную.

Кроме того, информационно-коммуникационные технологии дают возможность включить в работу застенчивых, пассивных учеников, учат детей самоанализу, самоконтролю [1, с. 25].

Эффективно применяются информационно-коммуникационные технологии и в процессе организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников.

Не всегда есть возможность продемонстрировать вживую опыты со снегом, почвой, водой, глиной. Наглядная презентация позволяет решить эту проблему учителю начальных классов оптимальным образом.

Педагог должен давать как можно больше материала для раскрытия творческого потенциала учащегося, что всегда осуществимо на практике при помощи информационно-коммуникационных технологий.

Презентации также могут активно включаться и во внеурочную работу с группой. Это может быть коллаж фотографий учеников, поздравительные песни, музыкальное и наглядное сопровождение мероприятий, решение ситуационных задач и др. [5, с. 3].

Таким образом применение информационно-коммуникационных технологий позволяет осуществить комплексный подход к решению учебных задач. Такие занятия протекают быстро, свободно и увлекательно для ученика, что препятствует формированию утомляемости.

Проявляя волю и интеллектуальные усилия, ученик становится способным к проявлению инициативы, знаний, настойчивости, усердия, развиваются одновременно все психические процессы – память, мышление, внимание, воображение, восприятие все это делает учебную работу продуктивной и эффективной.

Информационно-коммуникационные технологии помогают расширить рамки учебника, они дают возможность осуществить путешествие по планете в течении одного урока.

Учебный процесс начинает приносить радость ребенку, он чувствует уверенность в своих силах, более плодотворно строятся отношения со сверстниками и с учителем, устанавливаются отношения сотрудничества.

Поэтому можно сказать, что разработка, внедрение и применение информационно-коммуникационных технологий в обучении младших школьников процесс, который всегда дает ощутимые результаты.


Список литературы

  1. Гусляров, Т. В. Учебный процесс начальной школы / Т. В. Гусляров // Проблемы воспитания и обучения. – 2019. — №9. – С. 25.
  2. Давыдова, С.А. Активные методы обучения / С.А. Давыдова. – Казань: Лань, 2017. – 258 с.
  3. Дурманов, Е.В. Основы информатики для учащихся начальной школы / Е.В. Дурманов. – Ижевск: Знание, 2020. – 147 с.
  4. Жаркова, А.Е. Информационные технологии в образовании / А.Е. Жаркова. – М.: Вече, 2017. – 198 с.
  5. Жуков В.С. Развитие личности ученика / В.С. Жуков. – М.: Просвещение, 2018. – 205 с.
  6. Жулина, А. А. Технология работы на компьютере / А. А. Жулина. – Томск: Обруч, 2019. — 184 с.
  7. Журавлев, А. В. Информатизация современного общества / А. В. Журавлев. – Витебск: Восход, 2019. – 140 с.