МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

№7,

Экономические науки

Скачок Анастасия Васильевна


Ключевые слова: МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА; ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ; РЫНОК ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ; QUALITY MANAGEMENT; TOURISM; TOURISM MARKET.


Аннотация: Качество туристического продукта формируют разные факторы, так как туристический продукт – это совокупность действий в сфере обслуживания, удовлетворяющие потребностям туристов во время тура, а также отвечающие целям тура и направленности туристической услуги. Таким образом, качество туристического продукта – это совокупность нескольких свойств туристических услуг по удовлетворению определенных потребностей туристов. Существует три типа качества туристских услуг: 1. Техническое (отображает состояние инфраструктуры); 2. Социальное (показывает уровень сервиса и профессионализм персонала); 3. Качество окружающей среды (экология в планируемом месте тура). В данной статье на основании этих трех типов будут рассматриваться виды и места туризма по востребованности туристов (в процентном соотношении).

В прошлом году россияне не отказались от отдыха на пляже. Большинство из туристов предпочли посетить республику Крым – туда отправились более 5 миллионов человек.

Также неизменной популярностью пользуются такие города и страны, как:
— Болгария;
— Кипр;
— Тунис;
— Греция;
— Сочи, Геленджик, Анапа (Курорты Краснодарского края).

После прекращения ограничений по отношению к Турции, направление вернуло свои позиции. Совсем скоро, через месяц страну посетили уже более 200 тысяч россиян [9].

Те, кто по каким-либо причинам не изъявили желания проводить отпуск на морском пляже, отправились в путешествие по городам России: посетили Казань, Алтайский край, Санкт-Петербург, Иркутск, Владивосток, а также города Золотого кольца России (Москва, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир, Сергиев-Посад, Переславль-Залесский, Углич). Помимо всего, практически на 20% увеличилось число туристов в Калининградской области.

Также наблюдается стабильный рост спроса на санаторные и курортные услуги. Популярные в советское время санатории возвращают свои позиции.

Что касается объема российского рынка делового туризма по России, то в 2015 году цифры превышают показатели 2014 года почти на 10 процентов. Объем рынка в 2016 году прибавил еще 4 процента к результатам 2015ого года [9].

Экстремальный туризм, в свою очередь, только набирает обороты. На пике популярности в 2016 году стали горнолыжные фестивали [9].

На рисунке 1 отображены виды туризма в процентном соотношении по степени востребованности по России за 2014-2016 гг.


Рис.1. Виды туризма по степени востребованности по России.

Рассмотрим контингент клиентов по возрастным категориям. Сегмент потребителей туристических фирм примерно одинаков. В основном, как правило, это жители в возрасте от 25 до 50 лет.

Исходя из того, что в основном клиентами являются жители в возрасте от 25 до 50 лет, соответственно, именно данный контингент потребителей является наиболее платёжеспособным, с достаточно высокой заработной платой, чтобы обеспечить себя всем необходимым в туре. По уровню дохода населения можно разделить на клиентов с маленькой, средней и высокой заработной платой.

На рисунке 2 представлен контингент потребителей рынка туристических услуг по заработной плате в процентном соотношении.

Из данной таблицы видно, что к потребителям с маленькой заработной платой (около 20 000 — 30 000 рублей) относится 13% населения, и, как правило, это студенты или лица менее 25 лет, совмещающие учебу с работой, и 7% лиц, которым <18 лет - у которых пока еще нет своего заработка (т.е. они находятся на финансовом обеспечении родителей). Однако же такие случаи очень редки. Это объясняется финансовой неустойчивостью данного контингента потребителей. Чаще всего путешествовать в тур отправляются люди, которые вполне могут себе это позволить: семьи с высоким и средним заработком, бизнесмены (в том числе деловые туры). Заработная плата этого контингента населения составляет 40 000 - 60 000 рублей и выше (80 % населения). Следует отметить, что материальное состояние потребителей влияет также и на прибыльность самих турфирм. Например, если сравнить клиентов с высокой заработной платой (примерно 40 000 – 60 000 рублей, 30% населения) и средней (около 30 000 - 40 000 рублей, 50 % населения), то клиенты с более высокой зарплатой могут позволить себе несколько сезонов для отдыха, отели с большей звёздностью и с полным набором услуг (All inclusive), что, как мы уже сказали, повлияет на прибыльность турфирмы.


Рис.2. Контингент потребителей рынка туристических услуг по заработной плате.

В сфере туризма в России существуют несколько проблем, в частности низкое качество транспортной, жилищной и иной сопутствующей инфраструктуры.

В 2017 году продолжится развитие туризма в России, как внутреннего, так и въездного, поэтому заметно усилится конкуренция в данном сегменте бизнеса. В связи с этим турагентства продолжат расширять ассортимент туров, повышать качество обслуживания, чтобы остаться на рынке.

Несмотря на текущий разворот в сторону внутреннего туризма, уже в 2017 году многие туристы могут вернуться на курорты Турции и Египта.

Россия входит в десятку лидеров в мире по числу въезжающих туристов. В топ-25 стран по въездным поездкам в Россию входят почти все страны СНГ и Прибалтики, а среди стран дальнего зарубежья лидируют Польша, Финляндия, Китай и Германия. При этом число поездок в Россию в последние годы увеличивается, но его будущий рост ограничен нехваткой качественной инфраструктуры для восстановления израсходованных сил в процессе труда [9].


Список литературы

  1. Гайдаров В. Каталог турфирмы: реклама или оферта? // Туризм: практика, проблемы, перспективы. — 2005. — № 1. – С. 22-25.
  2. Гуляев В. Организация туристической деятельности: Учеб. пособие. – М.: Нолидж, 2005. – 312 с.
  3. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации / М.А. Жукова. — М.: Финансы и статистика, 2014. – 199 с.
  4. Ильина А. С точки зрения руководителей турфирм // Турбизнес. – 2005. — № 1. – С.18-21.
  5. Ильина Е. Туроперейтинг: организация деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 256 с.
  6. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме: Современный опыт управления. – М.: Финансы и статистика, 2015. – 320с.
  7. Маринин М.М. Туристские формальности и безопасность в туризме. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 422 с.
  8. Чудновский А. Д. Управление индустрией туризма. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 448с.
  9. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/enterprise/retail/# (дата обращения 4.09.2016)