УДК 371.322

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

№34,

Педагогические науки

Анисимова Екатерина Генадьевна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ; МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ; ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ; ЭФФЕКТИВНОСТЬ; ФОРМИРОВАНИЕ; GENERAL ACADEMIC SKILLS; YOUNGER STUDENTS; THE LEARNING PROCESS; EFFECTIVENESS; FORMATION.


Аннотация: Актуальность темы обусловлена тем, что в современных условиях основой образования, согласно образовательным стандартам второго поколения, является ориентация на результат. Процесс обучения в начальной школе, как в целом, так и по отдельным предметам, понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций младших школьников, но и как процесс обучения.


Формирование общеучебных умений и навыков – один из приоритетов современного начального образования, предопределяющий успешность всего последующего обучения.

В современном обществе повышаются требования к уровню общего образования человека. Очень часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы ребенок много времени тратит на выполнение какого-либо задания, с трудом усваивает новый материал, интеллектуально пассивен. Поэтому задача школы не только сообщить ребенку систему научных знаний об окружающей действительности, но и научить его учиться, то есть вооружить общеучебными умениями и навыками, которые являются важным компонентом процесса обучения. Овладение общеучебными умениями и навыками повышает уровень самостоятельности учеников и эффективность процесса учения.

Проблему эффективного формирования учебной деятельности школьника можно отнести к числу вечных проблем педагогики. Её решение зачастую определяет успешность процесса учения, качество образования выпускника школы и результативность той или иной системы обучения. Особую актуальность, данная проблема приобретает применительно к начальной школе.

Проблема формирования общеучебных умений у детей младшего школьного возраста является высоко значимой и актуальной не только в современной теории, но и практике начального образования, потому что в последнее время отмечается увеличение численности детей с проблемами в обучении и воспитании.

Изучение формированности школьной успеваемости, причин трудностей ребенка в обучении, исследование и анализ типологий и характеристик учащихся, предложенных в теоретической и научно-методической литературе позволило и нам рассматривать как группу педагогического риска детей, которые, не имея классических форм аномалий развития, на этапе поступления в школу характеризуются низким уровнем школьной зрелости, не имеют формирования навыков для общешкольного изучения, испытывают трудности в учении и освоении социальной роли ученика, имеют риск школьной адаптации за счет несформированности у них умений, которыми они должны обладать к началу школьного обучения.

Рассмотрев общие понятия общеучебных умней в начальной школе, а также дав необходимые рекомендации для того или иного предмета, с уверенностью можно сказать, что результат не даст себя долго ждать. Только соблюдая рекомендованные правила, можно добиться необходимого результата. Умение правильно вести дискуссии и споры, вовремя научиться эстетическому чтению, правильно и грамотно писать сочинения, уметь пересказывать усвоенный материал.

С учетом специфики развития избранной категории детей был рассмотрен и дополнен перечень общеучебных умений, которые мы в процессе эксперимента сформировали у младших школьников. В результате анализа психолого-педагогической литературы, мы пришли к выводу, что общеучебные умения – это способность ученика выполнять конкретные учебные и социально значимые действия, в основе которых лежит целостный комплекс общих и узкопредметных умений, знаний и навыков. Данные конкретно умения развиваются в процессе всех видов деятельности, доступных детям младшего школьного возраста в начальной школе.

Содержательный комплекс общеучебных умений может быть представлен следующими компонентами:

1. Организационные умения:
— Осознание задачи и попытка решить ее в группе с помощью взрослого;
— Организация самостоятельного вида деятельности, распределение времени, сил и своих возможностей и т. д;
— Организация рабочего места;

2. Информационные умения:
— Выделение новой информации (то, чего не знали ранее);
— Соотнесение новой информации с имеющейся, уметь её анализировать и рассуждать;
— Умение работать по образцам, по плану.

3. Интеллектуальные умения:
— Действие по образцу, а затем самостоятельно;
— Проведение наблюдения с последующими выводами совместно со взрослыми и самостоятельно;
— Умение запоминать учебный материал самостоятельно, а также совместно со взрослыми;
— Умение понимать учебный материал (осознавать, уметь осмысливать его);
— Самоанализ и самооценка учебных действий а также умений и навыков, соответствующие выводы изученного материала.

4. Речевые умения:
— Осознание смысла произносимых слов, предложений (эстетическое развитие речи);
— Дача полного ответа на простые вопросы (уметь дать развёрнутый ответ);
— Умение задавать вопросы по тексту, по смыслу;
— Вести дискуссии и споры;
— Заучивание наизусть стихотворений, текстов;
— Составление коротких рассказов, миниатюр по картинкам;
— Умение внимательно слушать и наблюдать и т. д.

5. Коммуникативные умения:
— Оценивание речевого поведения – своего и другого (можно – нельзя, хорошо – плохо);
— Употребление в речи отдельных форм речевого этикета (общение, приветствие, прощание, благодарность, культурные речевые высказывания извинение и др.);
— Умение слушать;
— Выступление перед классом, участие в обсуждениях, дискуссиях;
— Целенаправленная работа в парах, самостоятельный вид деятельности с взаимопроверкой и т. д.

6. Социальные умения:
— Установление правильных отношения со сверстниками и взрослыми;
— Умение правильно себя поставить, высказываться и вести себя в обществе;
— Планирование собственной деятельности;
— Самоконтроль и сам регуляция деятельности и т.д.

В педагогике основополагающим принципом процесса формирования общеучебных умений стал принцип активности и самостоятельности в обучении. В педагогических работах ученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами и физиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в свете основных качеств личности представителя современной эпохи — инициативности, самостоятельности, творческой активности — как главных показателей всестороннего развития человека наших дней.


Список литературы

  1. https://infourok.ru/statya-na-temu-formirovaniya-obsheuchebnyh-umenij-u-detej-mladshego-shkolnogo-vozrasta-5302078.html