УДК 37.013.77

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

№34,

Педагогические науки

Камалетдинова Дилюса Дамировна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; ОБУЧЕНИЕ; ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД; РАЗВИТИЕ; ПЕДАГОГ; ЛИЧНОСТЬ ШКОЛЬНИКА; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ВОСПИТАНИЕ; НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА; JUNIOR HIGH SCHOOL STUDENT; EDUCATION; PERSONALITY-ORIENTED APPROACH; DEVELOPMENT; TEACHER; STUDENT PERSONALITY; ACTIVITY; EDUCATION; PRIMARY SCHOOL.


Аннотация: Автор статьи, делает вывод о том, что к одиннадцати годам у ребенка может наблюдаться мотивационный кризис, который связан с потерей интереса к процессу учения. Ребенок не желает делать уроки, ходить в школу, вступает в конфликт с учителем.

Также при переходе в среднее звено может наблюдаться кризис самооценки.

Основными новообразованиями учащегося начальной школы выступают развитие рефлексии, ориентация на сверстников, формирование самооценки, волевой сферы.


Основными условиями развития личности учащихся начального звена выступают сверстники, педагоги как образец поведения, семья ребенка – влияет на характер и субъективные факторы – эмоции, внушаемость и др.

В возрасте семи-восьми лет начинают проявляться потребности ребенка связанные с процессом приобретения новых знаний, так идет становление мотивационной сферы.

Развитие сферы мотивации младшего школьника выражается в желании получить высокую отметку, в точности исполнить требование педагога, потребность установления коммуникаций со сверстниками [1, с. 30].

На первый план в младшем школьном возрасте выходят познавательные интересы и потребности. Действия и поступки ребенка во многом объясняются общественным содержанием, изменяются притязания ребенка на признание.

Младший школьник стремится быть признанным педагогами, самоутвердиться в кругу семьи и друзей, понимая, что для этого необходимы положительные результаты в процессе обучения.

Младший школьник также стремится ориентироваться на своих сверстников. Во многом сам педагог создает данную ситуацию, он работает со всем классом одновременно показывая какому эталону должны следовать ученики.

Часто дети, учащиеся в первом классе, подражая сверстникам не конца понимают ответственности за действия, например, младший школьник поднимает руку на вопрос учителя, за своими одноклассниками, хотя верный ответ ему неизвестен [7, с. 90].

Как отмечает А.Е. Леонтьев, ученик не только стремится подражать сверстникам, но и в определенной мере хочет быть лучше всех. Это проявляется в желании решить пример или задачу самым первым.

Также учащиеся начальной школы стремятся установить положительные взаимоотношения со своими сверстниками и одноклассниками.

Ученику не приятно, когда педагог делает ему замечания при других детях, это, по его мнению, снижает авторитет в глазах сверстников. Дети в восемь – девять лет переживают очень остро негативные отношения со сверстниками, часто это может вызывать с их стороны необоснованные реакции.

С течением времени мотивационная сфера начинает все более осознаваться ребенком переходя в произвольное русло.

Процесс учения формирует у младшего школьника чувство внутренней ответственности. Данное качество выражается в умении соотносить свои поступки с целями, нормами, общими требованиями. Учитель начальных классов должен стремиться вывести данное качество на первый уровень среди иных мотивов.

Активно развивается в данном возрасте и самосознание младшего школьника. Ученик понимает, что ему необходимо получать новые знания, которые будут его менять. Для этого он активно стремиться усвоить социальные эталоны, нормы, стандарты, понятия и идеи, одновременно он ищет направления для своего самоутверждения среди ровесников и взрослых.

Обучение дает возможность ученику правильно оценить свои возможности, потребности, способности, он учится контролировать, оценивать и регулировать свое поведение одновременно [5, с. 36].

Как пишет А.А. Рогова, самооценка учащегося начальной школы может быть завышенной, заниженной, неустойчивой, устойчивой адекватной, неадекватной и др. На самооценку воздействует и характеристика личностных качеств ребенка окружающими его людьми.

Степень сформированности познавательной сферы во многом отражается на уровне развития самооценки младшего школьника. О качестве развития самооценки школьника говорят сами его действия. Педагог дает задание на отметку «три-удовлетворительно», «четыре — хорошо» и «пять — отлично».

Каждый ученик сам выбирает свою планку и при этом он реально подходит к своим способностям. Младшим школьникам нравится осознавать, что какое – либо действие он делает лучше, чем другие.

Это очень важно для развития его внутренних установок, характера, чувства полноценности.

Развивая волевые качества учащихся, педагог должен выбирать для решения оптимальные задачи, которые дают возможность ребенку почувствовать себя «в середине». Сначала развитию волевых качеств содействует речь педагога, затем волевая регуляция переходит во внутреннюю потребность. Развитие воли ведет к становлению самостоятельности, выдержки, настойчивости. Для активизации данных качеств школьника необходимо систематически подчеркивать и подтверждать значимость процесса обучения в становлении человека [3, с. 28].

Также в младшем школьном возрасте идет активное усвоение правил поведения и моральных установок. Ребенок понимает, как можно себя вести дома, в школе, в социуме, среди сверстников, взрослых и др.

Однако на практике ученику не всегда удается следить, за соблюдением всех предписаний нравственно-моральных норм. Педагог начальных классов должен подробно разъяснять инструкции о нормах поведения, поощрять и отмечать успехи школьника и показывать соответствующую реакцию на игнорирование установок учеником.

Формирование нравственных ориентиров и моральных установок содействует в будущем развитию регуляции собственного поведения. Позитивное отношение детей к процессу обучения ведет в будущем к развитию трудолюбия.

Существенное воздействие на формирование мотивационной сферы учащегося начальной школы оказывает эмоциональная составляющая личности.

Эмоции младшего школьника становятся не только осознанными, но и сдержанными, устойчивыми.

Дети семи-восьми лет очень впечатлительны и отзывчивы, однако несмотря на это они учатся сдерживать свои эмоции, особенно отрицательные из них.

Сложно детям выражать внешне свои чувства, это становится главной задачей педагога.

Ребенок девяти лет может ярко показывать переживание чувств удивления, долга, дружбы, сочувствия, сомнения, которые относятся к высшему уровню нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств [4, с. 17].

Настроение ребенка всегда бодрое, однако часто он может переживать неудовлетворение собой, что может быть вызвано разладом отношений с окружающими. Поэтому педагогу следует проявлять особое внимание к индивидуальным качествам педагога. Большое место в жизни младшего школьника играет личность педагога.

С течением времени эмоции становятся более обширными, общественно обусловленными, произвольными и одновременно сложными.

Таким образом, делая вывод отметим, что к одиннадцати годам у ребенка может наблюдаться мотивационный кризис, который связан с потерей интереса к процессу учения. Ребенок не желает делать уроки, ходить в школу, вступает в конфликт с учителем.

Также при переходе в среднее звено может наблюдаться кризис самооценки [2, с. 47].

Основными новообразованиями учащегося начальной школы выступают развитие рефлексии, ориентация на сверстников, формирование самооценки, волевой сферы.


Список литературы

  1. Домов, А.С. Личность ребенка: рекомендации по воспитанию младших школьников / А.С. Домов. – СПб.: Изд-во Знание, 2020. – 97 с.
  2. Ефимова, А. А. Развитие личности и эмоциональной сферы школьника / А. А. Ефимова. – М.: Изд-во Лань, 2020. — 321 с.
  3. Жаркова, А. В. Рекомендации по применению дискуссионных форм организации учебных занятий / А. В. Жаркова. – Барнаул: Изд-во Просвещение, 2020. — 188 с.
  4. Зотикова, Е.И. Развитие активности, самостоятельности и инициативности детей / Е.И. Зотикова. – СПб.: Изд-во Астра, 2019. — 177 с.
  5. Иванов, А.И. Реализация личностно ориентированного подхода в обучении младших школьников / А.И. Иванов. – Воронеж Изд-во Письмо, 2020. — 198 с.
  6. Ипатова, Е.А. Организация внеурочной работы со школьниками / Е.А. Ипатова. – Тобольск: Изд-во Речь, 2020. — 187 с.
  7. Казанцев, А.В. Методы и приемы развития личности школьника / А.В. Казанцев. — Ижевск: Изд-во Перспектива, 2019. – 162 с.
  8. Лапина, К.И. Общая характеристика поисковых методов обучения младших школьников / К.И. Лапина. – М.: Изд-во Феникс, 2019. – 211 с.