УДК 34

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ

№34,

Юридические науки

Ермакова Виктория Сергеевна


Научный руководитель: Иванов А.М., доцент, канд. юр. наук.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ; ОСНОВНЫЕ ВИДЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ; ШТРАФ, ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ; ЛИШЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОГО ПРАВА; ADMINISTRATIVE LAW; ADMINISTRATIVE PENALTIES; MAIN TYPES OF ADMINISTRATIVE PENALTIES; FINE, WARNING; DEPRIVATION OF A SPECIAL RIGHT.


Аннотация: Данная статья посвящена административным наказаниям, в ней перечисляются виды административных наказаний, более подробно дается характеристика, штрафа, ареста, предупреждения, лишение социального права.

Институт административной ответственности является важнейшей составляющей системы административного права, посредством которого обеспечивается защита общественных отношений, регулируемых нормами не только административного права, но и других отраслей российского права. В этой связи государство и его органы основное свое внимание концентрируют на все случаи нарушения законности, а также предпринимаемые отдельными лицами и организациями попытки подменить общеобязательные нормы права своим «предполагаемым правом» и удовлетворять свои низменные потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц.

Как правило, административная ответственность за конкретные виды правонарушений определяется в различных нормативных актах, которыми выступают действующий КоАП РФ и законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. При установлении административной ответственности за то или иное противоправное деяние, законодатель обращает внимание на такие его обстоятельства, как общественный вред и их общественную опасность, вследствие чего дает ему соответствующую юридическую оценку, осуждает противоправное деяние и лицо его совершившее.

Действующее административно-деликтное законодательство всецело зависит от проводимой государством политики в данной области общественных отношений, которое не является совершенным и носит все более репрессивный характер.

Вместе с тем, широко используемый в научной литературе и законодательстве термин «административная ответственность», не содержит своего нормативного закрепления, в отличие от термина «административное правонарушение» и «административное наказание», имеющие с ней сущностную связь.

Ч. 1 ст. 3.2. КоАП РФ содержит исчерпывающий список видов административных наказаний, который не подлежит изменению иначе как принятием нового федерального закона:

1) предупреждение;
2) административный штраф;
3) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
4) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
5) административный арест;
6) административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
7) дисквалификация;
8) административное приостановление деятельности;
9) обязательные работы;
10) административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения [1].

Первым среди основных видов административного наказания является предупреждение. Оно выражается в официальном порицании физического или юридического лица и выносится обязательно в письменной форме [4, с.77]. Предупреждение как административное наказание стоит чётко отделять от устного замечания, представляющего собой меру воспитательного воздействия. Предупреждение, является именно что мерой наказания и лицо, к которому применена такая мера наказания также, как и в случае с любым другим административным наказанием, в течение одного года с момента окончания исполнения считается подвергнутым административному наказанию. Устное замечание же таких последствий не влечёт, и может, в частности, быть применено судом или другим.

уполномоченным органом при признании административного правонарушения малозначительным [2, с.71-72].

Предупреждение может быть установлено за впервые совершенное административное правонарушение при условии, что правонарушением не было совершено причинения вреда и не возникло угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, памятникам истории и культуры, безопасности государства, угрозы природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, а также если не было причинено имущественного ущерба. Важной особенностью предупреждения является то, что оно может быть применено даже за совершение тех административных правонарушений, за которые оно не предусмотрено законом. Это возможно в порядке замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение, однако данный порядок не применяется в случаях совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 13.15, 13.37, 14.31 — 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 — 19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, ч.2 ст.20.28 КоАП РФ. Субъектами, в отношении которых данный порядок может быть применён, являются некоммерческие организации, а также субъекты малого и среднего предпринимательства, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица, а также их работники за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля. При этом в случае такой замены, дополнительное наказание, если оно предусмотрено законом, применяться не будет. Следует сказать и о том, что такой замены вправе потребовать лицо, подвергнутое административному наказанию.

Следующим основным видом административного наказания является административный штраф. Он представляет собой денежное взыскание, выражаемое в рублях. Немаловажной особенностью административного штрафа является то, что это не просто мера административного наказания, но и источник дохода для консолидированного бюджета [5, с.98]. Для разных субъектов установлены разные пределы размеров взыскания. По общему правилу, для граждан он не превышает пяти тысяч рублей, для должностных лиц – пятидесяти тысяч рублей, для юридических лиц – одного миллиона рублей. Хотя общим правилам в данном случае есть множество исключений, так, по некоторым составам для юридических лиц штраф может достигать шестидесяти миллионов, для должностных лиц – одного миллиона, для граждан – пятисот тысяч [3, с.81].

Следующим из основных видов административных наказаний является лишение специального права, хотя здесь имеется изъятие – лишение права управления транспортным средством соответствующего вида может применяться как основное, так и дополнительное. Помимо указанного права, к специальным правам можно отнести специальное право на осуществление охоты, право на эксплуатацию радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств, право на приобретение и хранение или хранение и ношение оружия и патронов к нему и т.д. В целом, специальное право можно определить, как право субъекта административных правоотношений осуществлять определённую деятельность, предоставленное ему индивидуальным юридическим актом управления [2].

Следующий видом основного административного наказания является административный арест. Он представляет собой изоляцию правонарушителя от общества. По общему правилу, административный арест может быть установлен на срок до пятнадцати суток. Однако за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, организацию повлекшего нарушение общественного порядка массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима контртеррористической операции, а также за совершение административных правонарушений в сферах, регулируемых законодательством о наркотических средствах, психотропных веществах и об их прекурсорах административный арест может быть назначен сроком до тридцати суток.

Законодателем подчёркивается исключительность применения данной меры наказания, подчёркивается установление административного ареста только за отдельные виды административных правонарушений [4, с.30]. Более того, в силу значительной строгости данной меры наказания, многие авторы считают административный арест граничащим с мерами уголовной ответственности и на этом основании считают необходимым его исключить из перечня видов административных наказаний, подчёркивая при этом простоту его наложения [6, с.46].

В подведение итогов написания параграфа отметим, что вопрос о видах и системе административных наказаний рассматривался в специальной литературе еще в советское время и в современный период по этому вопросу отсутствуют значительные дискуссии. Несмотря на это, в исследованиях современных адмистративистов указывается на возможность осуществления разнообразных классификаций содержащихся в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях административных наказаний. Правоведами предлагаются различные классификации, которые представляют ценность в теоретическом плане и могут иметь существенное положительное значение на повышение эффективности процессов реализации института административной ответственности.

Единственной классификацией административных наказаний, которую можно обнаружить в отечественном административном законодательстве, является их деление на дополнительные и основные. В основе этого деления лежит признак возможности назначения наказания исключительно в качестве дополнительного или в качестве основного, что прямо предусмотрено в законе. При этом, из положений КоАП РФ также следует возможность выделения альтернативных видов административных наказаний или других мер государственного воздействия.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ред. от 15.10.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. №.1. Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 28. Ст. 4588.
  2. Байсалуева Э.Ф., Новичкова Е.Е. Предупреждение как вид административного наказания: некоторые проблемы исполнения, возможные пути решения // Вестник Сибирского юридического института МВД России. 2020. №4 (41). С.69-74.
  3. Ермаченкова Н.С. Проблемы назначения административных наказаний // Academy. 2018. №11 (38). С.74-75.
  4. Липинский Д.А., Мусаткина А.А. — Цели и функции административных наказаний // NB: Административное право и практика администрирования. 2017. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tseli-i-funktsii-administrativnyh-nakazaniy (дата обращения: 13.12.2021).
  5. Сафарянов И.Ф. Штраф как вид административного наказания // Евразийская адвокатура. 2016. №4 (23). С.98-100.трирования. – 2017. – № 2. – С. 20 — 37.
  6. Тимошенко И.В. Административный арест в общей системе административных наказаний // Вестник ТИУиЭ. 2015. №2 (22). С.43-47.