УДК 81

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСКУССИИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА КАК МЕТОДА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

№34,

Педагогические науки

Гатауллина Регина Салаватовна


Ключевые слова: УЧЕБНАЯ ДИСКУССИЯ; УЧЕНИКИ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ; ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; ДЕБАТЫ; ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ; EDUCATIONAL DISCUSSION; HIGH SCHOOL STUDENTS; ORGANIZATION OF EDUCATIONAL ACTIVITIES; DEBATES; FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS.


Аннотация: В данной статье рассмотрена проблема формирования коммуникативных навыков учащихся в старших классах средней школы.

Современная школа ставит перед собой задачу в виде воспитания компетентной личности, которая способна применять свои знания на практике. Важное место в развитие и такого индивидуума занимает учитель. Как организовать учебный процесс так, чтобы ученик в полной мере реализовал свои возможности в своей учебной деятельности? Такой метод обучения, как «дискуссия» поможет ученику не только в овладении иностранным предметом, но и способствует в будущем развитии и коммуникации: учащиеся смогут преуспеть в будущем профессиональном плане, то есть, они будут уверенно вести диалог, переговоры, взаимодействовать с коллегами и людьми в целом.

Что такое дискуссия? Обратившись к педагогическому терминологическому словарю под редакцией Б.М. Бим-Бад, можно понять, что «дискуссия» − это «метод обучения, повышающий эффективность учебного процесса за счет включения учащихся в коллективный поиск истины» [1, с. 72]. То есть, чтобы повысить эффективность обучения, стоит прибегнуть к, так называемому, проблемному обучению. Проблемное обучение − это обучение в виде искусственного создания проблемной ситуации с целью разрешения ее, применив метод дискуссии на уроке иностранного языка.

Применив метод проблемного обучения, а именно дискуссии на уроке иностранного языка, у учащихся есть возможность не только усвоить учебный материал в интересной форме, также они приобретут умение формулировать и высказывать свою точку зрения, слышать и слушать то, что говорят другие, отстаивать свое мнение. Более того, благодаря описываемому методу, учащиеся не будут чувствовать себя одиноко в процессе обучения, ведь они − важная часть команды. Метод дискуссии имеет хорошее влияние не только на учеников, они помогают учителю «стереть» границу между субъектом и объектом обучения. Теперь не только учитель пытается найти истину, но и ученики, которые выступают в качестве соавтора педагогу. Ученик и учитель начинают преследовать общую цель, а значит, впоследствии, их совместная предметная деятельность будет иметь успех.

Организовывая процесс обучения, преподавателю стоит учитывать возраст учащихся. Ученики старшей школы − это особая возрастная группа, на которую стоит обратить внимание, а именно, нужно изучить ее особенности. Л.С. Выготский в своих трудах отмечал, что старшая возрастная группа школы обусловлена неравномерным развитием личности [2, с. 277]. Старшеклассники завершают процесс развития организма, и теперь все внимание направлено на становление интеллектуальной сферы, ведь ученики теперь более усидчивые и готовы к получению знаний в полной мере.

Эти особенности непосредственно влияют на процесс построения урока учителем. Учащиеся становятся более автономными, самостоятельными, у подростков формируется свое мнение на те или иные вещи, а значит, удовольствие от процесса обучения им принесет метод дискуссии, который подразумевает отстаивание своей точки зрения, своего рода спор, поиск решения проблем. Старшеклассники не только получают уже готовый материал и знания от учителя, но и выявляют истину самостоятельно. Согласно книге Л.Г. Павлова «Спор, дискуссия, полемика», благодаря дискуссии «по существу, ведется совместное расследование истины» [3, с.7]. Эти строчки очень точно отображают цель такого обучения.

Благодаря дискуссии ученик активно вовлекается в процесс обучения, расширяет свой кругозор, формирует мировоззрение, принимает на себя ответственность за сказанные слова, учится работать в коллективе, в группе, учится делать собственные умозаключения, проявляет себя в качестве организатора.

На уроках иностранного языка дискуссии приминают разные виды:

1. Круглый стол − ситуация, когда небольшая группа учеников обменивается мнениями между собой;
2. Дебаты − каждая из сторон выступает за свое противоположное мнение, ведется спор с аргументацией;
3. Заседание экспертной группы − экспертная группа обменивается своими мнениями с классом;
4. Судебное заседание − в ходе такого заседания имитируется ситуация в суде;
5. Симпозиум − учащиеся представляют свой доклад, после отвечая на вопросы слушающих;
6. Эстафета − происходит обсуждение спорного вопроса в малых группах, затем всем классом, выносится общее решение по общей проблеме;
7. Мозговой шторм − учащиеся в поиске нестандартных решений волнующего вопроса;
8. Техника аквариума − происходит обмен мнениями в малых группах, после чего один капитан команды озвучивает точку зрения учащихся своей группы, дискутируя с оппонентами из других команд;
9. Сеть − учащиеся делятся на небольшие группы, каждая из которых получает клубок ниток. Следует выразить свое мнение по проблемной ситуации и передать другому ученику.

Каждый из видов дискуссии делает урок разнообразным, интересным как для учеников, так и для учителя. Конечно, не стоит в каждом уроке иностранного языка использовать метод дискуссии, нужно применять его тогда, когда в этом есть необходимость. Например, с целью эффективного совместного поиска решения проблемы, организации группового взаимодействия. Дискуссию можно провести в начале урока (вместо «warming-up»), чтобы расположить к себе учащихся и пробудить в них интерес, разработать речевой аппарат. Другой вариант развития событий − провести этот метод в заключительной части урока, при подведении его итогов.

Чтобы дискуссия прошла удачно, учителю следует придерживаться ряда правил: грамотно сформулировать проблему урока; тема дискуссии должна быть интересной, актуальной, возможно, иметь межпредметный характер для расширения кругозора учащихся; тема должна быть понятной, тесно связанной с жизнью человека. Более того, учителю стоит следить за корректностью высказывания учащихся, компетентностью аргументов.

В итоге, метод дискуссии поможет учителю в решении следующих задач на уроке:

1. Развитие умения корректно и лаконично выражать свое мнение;
2. Развитие умения слушать своего оппонента в ходе дискуссии, дебатов, спора;
3. Развитие умения находиться и работать в коллективе, выражать общее единое мнение, уступать или переубеждать своих коллег;
4. Развитие умения отстаивать и аргументировать свою точку зрения;
5. Развитие умения принимать и осуществлять обоснованную критику;
6. Развитие способности нестандартного мышления, проявления оригинальности и активности на уроке;
7. Развитие навыка выступать на публике;
8. Развитие толерантного отношения к оппонентам и участникам дискуссии;
9. Развитие навыка монологической и диалогической речи на иностранном языке;
10. Актуализация нравственных проблем, которые лежат в основе научных знаний, с помощью которых у учащихся появляется возможность решения вопросов разных исторических времен и эпох.

Таким образом, дискуссия − лучший способ организовать процесс обучения на иностранном языке, сделать его запоминающимся, увлекательным и интересным.


Список литературы

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
  3. Павлов Л.Г. Спор, дискуссия, полемика. М.: Просвещение, 1991. 127 с.