УДК 005.7

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

№34,

Экономические науки

Полесков-Григорян Артур Николаевич


Ключевые слова: ИНВЕСТИЦИИ; УПРАВЛЕНИЕ; РАЗВИТИЕ; ПРЕДПРИЯТИЕ; СТРАТЕГИЯ; INVESTMENT; MANAGEMENT; DEVELOPMENT; ENTERPRISE; STRATEGY.


Аннотация: В статье рассмотрены теоретические подходы к классификации инвестиционных стратегий предприятия. Обосновано, что в традиционно для предприятий наиболее рациональным является реальное инвестирование. Однако все большее значение приобретает интеллектуальное инвестирование и инвестирование в человеческий капитал.

Кризисное состояние экономики, связанное с пандемией COVID-19, обострило проблемы привлечения инвестиций, расширение перечня возможных источников финансирования предприятий. В данных условиях обеспечение эффективного развития предприятий требует решения большого количества вопросов, таких как переоснащение предприятий современным технологическим оборудованием, решение ряда экономических и социальных вопросов на отдельном предприятии, внедрение прогрессивных форм и методов управления персоналом. Сейчас все больше предприятий разных отраслей народного хозяйства страны осознают необходимость разработки результативной инвестиционной стратегии, которая позволит повысить их конкурентоспособность, улучшить качество выпускаемой ими продукции. Решение очерченных задач требует привлечения инвестиций, что приводит к актуальности научных исследований по формированию инвестиционных стратегий на предприятиях в условиях нестабильной экономики.

Поскольку, как и любой другой уровень стратегии предприятия, инвестиционная стратегия подчиняется общей стратегии предприятия и по своему определению направлена на рост доходности, а значит – развитие предприятия, основные виды инвестиционной стратегии на предприятии совпадают со стратегиями развития в целом.

М. Портер выделяет три основных вида стратегий развития предприятия:

— стратегия роста (развития) – отражает намерение предприятия увеличивать объемы деятельности, чистой прибыли, капиталовложений;
— стратегия стабилизации (постоянства) – характеризует стремление предприятия сохранить достигнутые объемы деятельности в условиях существенной нестабильности объемов реализации и чистой прибыли;
— стратегия выживания (сокращения) – защитная стратегия в условиях глубочайшего кризиса деятельности компании [4].

Таким образом, можно отметить, что в основном стратегии роста ориентированы на рынок, товар, технологии, отрасль, положение компании внутри отрасли. Наиболее распространенными группами стратегий роста являются стратегии концентрированного, интегрированного и диверсифицированного роста. Рассмотрим более подробно каждую из них.

Стратегию концентрированного роста, в большинстве случаев, можно свести к изменению продукта и (или) рынка. При использовании этой стратегии предприятие пытается улучшить или производить новый продукт без изменения отрасли. Предприятие ведет также поиск возможностей улучшения своего положения на существующем рынке или перехода на новый рынок.

К конкретным типам стратегий концентрированного роста можно отнести:

— стратегия усиления позиции на рынке, когда предприятие делает все, чтобы с продуктом на рынке завоевать лучшие позиции. Реализация этой стратегии требует больших маркетинговых усилий, осуществление горизонтальной интеграции, при которой предприятие пытается установить контроль над своими конкурентами;
— стратегия развития рынка заключается в поиске новых рынков для уже производимого продукта;
— стратегия развития продукта допускает рост за счет производства нового продукта, который будет реализовываться на уже освоенном предприятием рынке.

Стратегии интегрированного роста связаны с расширением предприятия путём добавления новых структур. Предприятие может осуществлять интегрированный рост путём приобретения собственности или расширения изнутри. При этом в обоих случаях меняется положение предприятия внутри отрасли. Выделяют два основных типа стратегий интегрированного роста [2]:

— Стратегия обратной вертикальной интеграции, которая направлена на рост предприятия в результате приобретения или усиления контроля за поставщиками.
— Стратегия прямой вертикальной интеграции выражается ростом предприятия за счет приобретения или усиления контроля над структурами, находящимися между предприятием и конечным потребителем, а именно – системами распределения и продажи.

Третья группа стратегий развития – стратегии диверсифицированного роста. Они реализуются тогда, когда предприятие дальше не может развиваться на этом рынке с этим продуктом в рамках данной отрасли [1].

Одним из ключевых факторов при выборе стратегии роста является состояние отрасли и позиция на ней компании. Сильные предприятия должны стремиться закрепить свои лидирующие позиции и выбирать разные стратегии роста: если отрасль приходит в упадок, следует принимать стратегию дифференциации; если же отрасль развивается – выбирать стратегию концентрированного или интегрированного роста. Слабые предприятия должны вести себя иначе и выбирать стратегии, которые будут способствовать усилению их позиций на рынке. Если же такие стратегии им не под силу, данную отрасль нужно оставлять, то есть выбирать стратегию сокращения.

Для того чтобы взглянуть на направления реализации стратегий развития или инвестиционных стратегий, точки зрения объектов инвестирования, рассмотрим основные виды активов, которые типично относят к инвестиционному портфелю большинства предприятий: финансовые, реальные, интеллектуальные и инвестиции в человеческий капитал.

Финансовые инвестиции означают использование имеющегося капитала на приобретение (покупку) акций, облигаций и других ценных бумаг, выпускаемых предприятием или государством.

Реальные инвестиции — это вложения капитала в разные сферы и отрасли экономики в целях обновления существующих и создания новых благ. Такие инвестиции обеспечивают получение гораздо большей прибыли. Реальные инвестиции получили еще название производственных или капитальных вложений. В основном, это вложения в материальные активы — дома, сооружения, оборудование и другие товарно-материальные ценности, а также нематериальные активы (патенты, лицензии, техническая, научно-техническая, инструктивная, технологическая, проектно-сметная и другая документация). Внутри этой группы, как правило, выделяют следующие виды инвестиций: инвестиции, направляющие на расширение производственных мощностей, на реконструкцию и расширение действующего производства, воспроизводство основных выбывших фондов.

В процессе деятельности фирмы происходит постепенный износ и выбытие основных фондов. Это вызывает необходимость их простого, а при наращивании производства и расширенного воспроизводства. Главным источником воспроизводства основных средств выступают капитальные вложения. За счет капитальных вложений производится как восстановление списанных и непригодных основных фондов, так и приобретение дополнительных средств труда, необходимых для расширенного воспроизводства. Достаточно полно рассматривает капитальные вложения Н.В. Колчина, она трактует капитальные вложения не только как вложения в основные средства, но и в другие внеоборотные активы, отмечая, что это все расходы на капитальное строительство, приобретение (изготовление собственными силами) основных средств, приобретение или изготовление других необоротных материальных активов, приобретение или изготовление нематериальных активов и пр. [3, с. 71].

Интеллектуальные инвестиции – это вложения в объекты интеллектуальной собственности, которые исходят из авторского права, изобретательского и патентного права, права на промышленные образцы и полезные модели.

Инвестиции в человеческий капитал – это вложения в образование, повышение квалификации, социальной сферы. Эти инвестиции долгосрочны и скупаются в будущем.

Можно утверждать, что наиболее традиционной для российских предприятий, в большинстве случаев, является реальное инвестирование (в строительство, улучшение технологического оснащения и т. п.). В тоже время современные условия диктуют необходимость применения новых подходов в управлении предприятием. Сегодня все большее значение приобретает интеллектуальное инвестирование (внедрение новых технологий) и инвестирование в человеческий капитал (повышение квалификации рабочих кадров для повышения уровня удовлетворения спроса и их обслуживания).

Таким образом, выбор вида инвестиционной стратегии для современного предприятия зависит от особенностей инвестиционной деятельности и принятой предприятием общей стратегии. Правильно определенная инвестиционная стратегия обеспечит предприятию четкость в поставленных задачах, определении целевых ориентиров и более результативное их выполнение.


Список литературы

  1. Виханский О.С. Стратегическое управление: учебник. 2-е изд., пересм. и доп. — М.: Гардарика, 2008. — 296 с.
  2. Кинг У. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. — М.: Прогресс, 2002. — 397 с.
  3. Колчина Н. В. Финансы организаций (предприятий) : учеб. пособие / Н.В. Колчина. ˗ Москва : ЮНИТИ, 2013. ˗ 203 с.
  4. Porter, M. E. (2008), Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors, Simon and Schuster, New York, 432 p.