УДК 342

ЦЕННЫЕ БУМАГИ. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.

№34,

Юридические науки

Березина Татьяна Владимировна


Научный руководитель: Бикалова Н.А., доцент, канд. экон. наук доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ЦЕННЫЕ БУМАГИ; ЭМИССИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ; КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ; АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РОССИЙСКОГО ФОНДОВОГО РЫНКА; ADMINISTRATIVE LAW; SECURITIES; ISSUE OF GOVERNMENT SECURITIES; CLASSIFICATION OF GOVERNMENT SECURITIES; ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGULATION OF THE RUSSIAN STOCK MARKET.


Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению понятия «ценные бумаги», административно-правовому регулированию рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Выпуск государственных ценных бумаг преследует цели по наполнению бюджета денежными средствами. Основные источники пополнения бюджета (налоги и пошлины) привязаны, как правило, к определённому сроку, установленному нормативными актами. В силу регулярности расходов бюджета закономерно и ожидаемо возникновение дефицита финансов, требуемых для исполнения государственных проектов и программ. В договоре купли-продажи государственных ценных бумаг, кроме принципов начисления процентных доходов, могут быть предусмотрены другие варианты выполнения обязательств.

Сущность эмиссии государственных ценных бумаг связана с необходимостью привлечения государственным правительством средств для развития и выполнения собственной социально-экономической политики. Покупатели государственных ценных бумаг заинтересованы в получении гарантированного дохода, поэтому подобный финансовый инструмент в современной экономике становится взаимовыгодным и надёжным способом денежного оборота для каждой стороны сделки.

Рынок государственных ценных бумаг насчитывает несколько десятков их видов, для каждого из которых характерна свою доходность. Классификация государственных ценных бумаг[5]:

— По сроку обращения государственные ценные бумаги могут быть долгосрочными (свыше 7 лет), среднесрочными (1 – 7 лет), краткосрочными (до 1 года);
— По способам обращения государственные ценные бумаги бывают рыночными (характеризуются свободной продажей), нерыночными (подразумевают отсутствие прав перепродажи) и целевыми (эмиссия для определённого перечня лиц);
-По виду эмитента государственные ценные бумаги могут быть федеральными, муниципальными, госучреждений или имеющими статус государственных;
— По виду дохода государственные ценные бумаги делятся на процентные (с плавающей или фиксированной ставкой), дисконтные (прибылью становится разница в цене бумаги), индексированные (предполагающие рост номинальной цены со временем), на комбинированные и выигрышные.
— По цели выпуска эмиссия государственных ценных бумаг может быть связана с дефицитом бюджета, с долгами по выданным ранее займам, с недостатком средств на конкретный проект, с необходимостью выплаты по долговым обязательствам.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 22 апреля 1996 г. № 39- ФЗ «О рынке ценных бумаг» ценная бумага является биржевой.

Помимо настоящего действующего закона, в нашей стране существует еще ряд других документов (так же законов), которые оказывают административно-правовое регулирование рынка ценных бумаг, а именно:

— «Об организованных торгах»;
— «О категоризации инвесторов»;
— «О рынке ценных бумаг»;
— «Об Акционерных обществах»;
— «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»;
— «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».

Федеральный закон «Об организованных торгах» №325-ФЗ вступил в силу с 1 января 2012 года. В основном он содержит общие правила проведения торгов как для финансовых, так и для товарных бирж, а также те требования, которые предъявляются к биржам [5].

Тот, кто организует торги, согласно данному закону, должен быть наделен специальной лицензией. Данный документ выдает Банк России. Соответственно и аннулировать ее имеет право Банк. Основным условием получения и наличия лицензии – это объем собственных средств организатора не менее ста миллионов рублей.

Служба Банка России по закону должна сформулировать, и зарегистрировать правила торгов, в последующем изменения которого могут внести только Биржевый совет. Организатор торгов (биржа) закрепляет за собой обязательство публиковать и рассчитывать индексы. Также организатор торгов обязан назначить специальных лиц, подотчетных только высшему руководству, для контроля и аудита деятельности своей структуры. Конечно, есть раздел, касающийся конфиденциальности информации, в большом объеме предоставляемый участниками торгов (в нашем случае – эмитентами) специальным подразделениям биржи в рамках эмиссии, но при этом не являющейся публичной [1].

31 июля в 2020 году вышел документ «О внесении изменений в Федеральный закон № 39 — ФЗ «О рынке ценных бумаг» [3], который в обиходе он называется «О категоризации инвесторов», поскольку суть его в том, чтобы обозначить категорию инвестора как квалифицированный инвестор либо неквалифицированный. В связи с этим делением у инвесторов отныне разные полномочия и требования к ним соответственно.

По официальным данным тестирование будет проходить с октября 2021 года, и при инициативе инвестора уже в апреле ему могут дать возможность попробовать данный вид призвания квалификации в статусе тренинга.

Важнейшим документом, регулирующим российский фондовый рынок, является Федеральный закон № 39 — ФЗ «О рынке ценных бумаг», выпущенный 22 апреля 1996 г. С момента первого издания ФЗ вышел целый ряд законов, вносящих поправки и дополняющих его [2].

В первом разделе даны все основные определения по специфическим терминам рынка: эмитент, акция, облигация, владелец ЦБ, обращение ЦБ, размещение ЦБ и прочие.

Третьим разделом описаны процессы выпуска – эмиссии — ценных бумаг и их допуска к торгам. Четвертый раздел закона формулирует все основные правила обеспечения рынка ценных бумаг необходимой информацией о финансовых инструментах, обращающихся на нем.

Данная информация дает право инвестору принимать соответствующие решения по поводу своих вложений в компанию. Рынок ценных бумаг может осуществлять свою деятельность, безусловно, в условиях прозрачности, открытости, поэтому компании, выпускающие ценные бумаги признаны быть публичными. К ним в первую очередь предъявляется серьезный свод требований по опубликованию исчерпывающих данных о своей внутренней деятельности, а именно:

— размер собственного капитала
— размер заемного капитала
— данные о прибыли или убытке в разные периоды времени
— объем прибыли, направленный на дивиденды
— и др. финансовые показатели.

В данном документе так же важен раздел 5 (правила регулирования рынка ценных бумаг) и раздел 6 (нарушение положений закона). В основном они содержат информацию о ключевых принципах управления процессом торговли. Закон описывает биржу, как участника, который имеет надзорные функции при совершении сделок, их законность, открытость и честность. Но основные функции обеспечения безопасности и контроля в любом случае лежит на Центральном Банке [4]. Так же он регулирует отношения продавца и покупателя акций.

Контроль и координация рынка государственных ценных бумаг осуществляется через экономические механизмы регулирования и административные ресурсы: нормативная база по обороту государственных ценных бумаг, управление ресурсами государства, кредитно-денежная политика и специфика налогообложения. Реализация подобных функций возложена на Центральный банк и Правительство РФ.

Российский рынок государственных ценных бумаг характеризуется следующими чертами: Низкая доля населения, задействованного в инвестициях, причиной чего является отсутствие доверия к властным структурам и низкая финансовая грамотность; Высокая краткосрочность и волатильность обращения государственных ценных бумаг, что обеспечивает многочисленные спекулятивные операции; Небольшой торговый оборот, который в основной массе приходится на наиболее крупных инвесторов; Низкая доходность государственных бумаг, которая уступает доходности паевых инвестиционных фондов; Непродуманная и неудобная нормативно-правовая база в сфере оборота и налогообложения финансовых инструментов; Малое разнообразие инструментов, доступных частным инвесторам. Перечисленные особенности рынка государственных ценных бумаг в России негативно отражаются на скорости развития рынка. Для ценных бумаг, гарантом по которым выступает государство, характерна большая надежность и меньшая прибыльность по сравнению с прочими инструментами.


Список литературы

  1. Постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
  2. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / И. М. Александров, О.В. Субботина. – 4 – е изд., перераб. и доп. – М. : Издательско – торговая корпорация «Дашков и Ко», 2010. – 448 с.
  3. Алиева Э.Б. Бюджетная система РФ: проблемы теории и практики // Системные технологии. – 2014. — № 10. – С. 2 – 5.
  4. Артамонов А.П., Дедиков С.В. Проблема страхового интереса в договорах перестрахования // Законы России: опыт, анализ, практика. – 2011.– № 11.-С.45-56.
  5. Мелехин А.В. Теория государства и права. М., 2009. 640 с.