УДК 342

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

№34,

Юридические науки

Березин Михаил Александрович


Научный руководитель: Беляева А.А., доцент, канд. юрид. наук доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; ЮРИДИЧЕСКОЕ ЛИЦО; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ; ADMINISTRATIVE LAW; CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ADMINISTRATIVE OFFENCES; LEGAL ENTITY; ADMINISTRATIVE LIABILITY OF LEGAL ENTITIES.


Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению административной ответственности юридических лиц. Рассматриваются признаки юридической ответственности.

В современном российском государстве отмечаются преобразования во всех областях жизни, которые направлены на то, чтобы установить прочные рыночные отношения, способствовать развитию предпринимательской деятельности. В свете проведенной реформы гражданского законодательства выделены новые формы юридических лиц, что указывает на необходимость дальнейшего совершенствования института ответственности юридических лиц.

Организации приносят пользу их участникам, поставляют работы и услуги, укрепляют бюджет страны. В Российской Федерации юридические лица наделены широким спектром дееспособности и правоспособности, что предоставляет им возможность самостоятельно вести хозяйственную деятельность. Полагаем, что такие широкие возможности должны сопровождаться и повышенной степенью ответственности. Посредством усиления мер ответственности возможно добиться защиты прав и интересов государства и граждан.

Исследования проводятся в сфере определенных отраслей права, таких как: гражданское право, конституционное право, административное право, уголовное право. Теоретическое изучение проблем ответственности юридического лица является важным, ведь это позволяет определить положения, которые послужат основанием для исследования в конкретной отрасли права. Теоретическое изучение обязательно должно развиться быстрее, дабы не сдерживалось развитие других научных отраслей и соответствовало бы объективным потребностям практической сферы.

Обращаясь к теории административного права, следует отметить, что нормативным основанием признается система норм, указывающих на состав административного правонарушения и соответствующие виды наказаний, а также определяющих полномочия государственных органов и должностных лиц по их применению.

Следует отметить, что одного нормативного основания недостаточно, чтобы возникла юридическая ответственность как правоотношение. Нормативное основание предполагает лишь возможность наступления ответственности, которая становится реальной лишь при наличии определенных юридических фактах, с которыми в теории связывают возникновение правоотношений.

Основополагающим фактом привлечения к административной ответственности являются положения главного закона нашей страны – Конституции российской Федерации[3].

Первый фактор этого заключения указан в статье 19. Это равенство перед законом, выражающееся при этом так что каждый субъект равен перед законом. Будь то физические лица: не зависимо женщина или мужчина, независимо от вероисповедания, убеждений и так далее; юридические лица независимо от правовых форм и места нахождения.

Важным полномочием мировых судей и судов общей юрисдикции является отмена постановления должностного лица или административного органа о применении мер ответственности организации.

Степень вины должностного лица как результата исполнения решения органа управления данной организации, суд должен установить, были ли предприняты им меры для исполнения данного решения. Поскольку действующим КоАП РФ не предусмотрено в данном случае никаких ограничений при назначении мер наказания, судья может назначить по своему усмотрению наказание, установленное санкцией статьи[2].

Ответственность юридического лица в настоящее время относится к одному из значимых институтов административного права, который нуждается в дополнении и обновлении действующих правовых норм. Главная цель заключается в эффективном воздействии на правонарушителей, защите субъектов от противоправных действий, обеспечении эффективной деятельности государственных юрисдикционных органов, реализующих правовые нормы административного характера.

Административно-правовую ответственность можно определить, как самостоятельный вид юридической ответственности, которая регулируется нормами административного законодательства и выражается в неблагоприятных последствиях для юридического лица, который нарушил правовые установления.

Из этого определения можно выделить общие признаки юридической ответственности и специальные признаки, характерные только для административно-правовой ответственности. Как и любой другой вид юридической ответственности, данная ответственность является, по своей сути, мерой государственного принуждения, которая основана на осуждении правонарушения со стороны общества и закона. В результате для правонарушителя применяются определенные отрицательные последствия.

Принуждение как общий элемент юридической ответственности относится к государственно-властному способу, который подавляет негативные волевые стремления отдельных субъектов. Цель принуждения – подчинить их нормам права. Таким способом государство, воздействуя на правонарушителей, принимает меры по предупреждению противоправных деяний [4, С. 43].

К общим признакам юридической ответственности относится также наступление для правонарушителя отрицательных последствий.

Ими являются применяемые со стороны государства меры принуждения, если субъект правоотношений нарушает нормы права [3, С. 45].Наряду с общими признаками административно-правовая ответственность обладает отличительными признаками, позволяющими выделять ее в самостоятельный вид юридической ответственности, заключающиеся в порядке правового регулирования данных отношений; специфике правового статуса субъектов административно-правовых отношений; юридической природе неправомерного поведения субъектов в данной сфере, а также в характере административных предписаний, на основании которых возникает указанный вид ответственности. Как и любая иная юридическая ответственность, административно- правовая ответственность выполняет карательную функцию по отношению к субъектам, допустившим нарушение правовых норм. Однако в отличие, например, от уголовной ответственности, которая направлена на наказание правонарушителей, главной целью административной ответственности является стимулирование позитивной деятельности субъекта, в частности, юридического лица.

Сегодня юридическое лицо считают лишь орудием для совершения преступления, а вся вина ложится на физическое лицо. Представляется, что данный подход принижает степень вины и значимости юридического лица. Воля юридического лица является автономной (через волю органов управления) – данным принципом пользуются большинство стран.

Таким образом, вопрос возможности привлечения юридических лиц к уголовной ответственности является открытым.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (ред. от 01.07.2020 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 19.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 01.05.2019) // Собрание законодательства РФ. -2002. -№ 1 (часть I). Ст. 1.
  3. Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Конституционное право России: учебник, 5-е изд., пер.и доп./ – М.- Проспект, 2019.
  4. Сидорова А.В. Общетеоретическое определение понятия «правонарушение //Юрист. — 2018. — № 7. — С. 71-76.