УДК 342

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН

№34,

Юридические науки

Морозова Эмине Джаферовна


Научный руководитель: Иглин А.В., доцент, канд. юрид. наук доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ПРАВА ГРАЖДАН; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ADMINISTRATIVE LAW; CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION ON ADMINISTRATIVE OFFENCES; ADMINISTRATIVE OFFENCES; CITIZENS’ RIGHTS; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY.


Аннотация: Данная статья посвящена административным правонарушениям, посягающим на права граждан. В работе рассматриваются виды данных правонарушений, признаки административной ответственности.

В отраслевой структуре российского права особое место занимает административное право. Административное право — отрасль российской правовой системы, представляющая собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе реализации задач и функций органов государственной власти, местного самоуправления при осуществлении исполнительно- распорядительной деятельности, а также отношения внутриорганизационного характера на предприятиях, в учреждениях, организациях [1].

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим административные правоотношения в России, является Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). Кроме того, административные правоотношения могут регулироваться и некоторыми нормативно-правовыми актами на региональном уровне [2].

Нарушение какой-либо правовой нормы, регулирующей административные правоотношения, будет являться административным правонарушением. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Административная ответственность выступает в роли наказания за административное правонарушение.

Административные правонарушения, посягающие на права граждан, предусмотрены гл. 5 КоАП РФ, которая содержит 69 статей.

Административное правонарушение (проступок) – это деяние, направленное против прав и свобод человека, установленное управление, общественный или государственный порядок. Может быть виновным (неосторожным или умышленным). За административное правонарушение предусмотрена административная ответственность. Признаки административного проступка: противоправность деяния, общественная опасность, вина правонарушителя.

Состав административного правонарушения включает: объект (общественные отношения, которые возникают при реализации конституционных свобод и прав граждан, установленный порядок управления, право собственности, общественный порядок и др.); объективную сторону (действие или бездействие, в результате которого возник административный деликт); субъект (юридические и физические лица); субъективную сторону (цели, мотив, вина правонарушителя, выражающаяся в форме неосторожности или умысла) [5].

Объектом данной группы административных правонарушений выступают общественные отношения, возникающие при реализации конституционных прав гражданами РФ.

Данная глава была поставлена законодательством на первое место в Особенной части КоАП РФ не случайно, ведь, как мы знаем из ст. 2 Конституции РФ: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Помимо Конституции, данные правонарушения посягают на права граждан, установленные Федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, а также уставами и законами субъектов Российской Федерации.

Административные правонарушения, предусмотренные гл. 6 КоАП РФ, делятся на следующие виды:

1) правонарушения, посягающие на политические (избирательные) права граждан (ст. 5.1 – 5.25; 5.64 – 5.69);
2) правонарушения, посягающие на трудовые права граждан и охрану труда (ст. 5.27 – 5.34, 5.40, 5.44);
3) правонарушения, посягающие на права несовершеннолетних (ст. 5.35 – 5.37);
4) правонарушения, посягающие на свободу совести, свободу вероисповедания, на вступление в религиозное объединение или на выход из него (ст. 5.26);
5) правонарушения, посягающие на информационные правы граждан (ст. 5.39), а так же административные правонарушения, обусловленные неисполнением субъектом предпринимательства публичных информационных обязанностей (ст. 5.53- 5.55);
6) правонарушения, посягающие на порядок рассмотрения обращений граждан (ст. 5.59);
7) правонарушения, посягающие на общественно-политические или социальные права граждан (соответственно ст. 5.40,5.59 и 5.41- 5.43, 5.57);
8) правонарушения, умаляющие честь и достоинство лица, либо причиняющие ему репутационный вред (ст. 5.61);
9) правонарушения, ограничивающие права граждан на основе социальных, общественно-политических и гуманитарных критериев (ст. 5.62);
10) правонарушения, посягающие на законодательство о предоставлении публичных услуг (ст. 5.63).

Из данных видов, самую большую группу составляют избирательные права граждан, которые предусмотрены в ст. 32 Конституции Российской Федерации и детально регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года №67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Избирательные правоотношения весьма разнообразны: это и регистрационные, и финансовые, и рекламные, и другие правоотношения. Выделение конкретной группы правоотношений, на которые посягает конкретный субъект, позволяет определить непосредственный объект административного правонарушения.

В зависимости от объекта и характера противоправных действий, рассматриваемые правонарушения условно можно разделить на 3 категории правонарушений, связанных с работой избирательных комиссий, комиссий по референдуму:

 нарушения порядка информационного обеспечения выборов, референдумов;
 нарушения, связанные с деятельностью кандидатов на выборные должности и избирательные объединения, избирательные блоки;
 нарушения установленного порядка проведения предвыборной агитации.

Вторая группа статей (5.27-5.34, 5.40 КоАП РФ) включает правонарушения, посягающие на трудовые права, предусмотренные ст. 37 Конституции РФ. Трудовой кодекс Российской Федерации, ФЗ от 12 января 1996 года №10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» [4].

Правонарушения, предусмотренные ст. 5.28 — 5.31 КоАП РФ связаны с неисполнением и нарушением процедур, возникающих при заключении коллективного договора или соглашения.

Ст. 5.32-5.34 предусматривает составы правонарушений, совершаемые в связи с возникновением коллективного трудового спора и нарушаемые условия примирительных процедур.

Ст. 5.38 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях. Данные права относятся к политической категории и гарантируются ст.31 Конституции РФ.

Организации и проведение массовых мероприятий закреплены в ФЗ от 19 июня 2004 года №54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании».

Если публичное массовое мероприятие проводилось без нарушения закона, то должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления не должны мешать его проведению.

К третьей группе относятся правонарушения, посягающие на права несовершеннолетних, закреплены они ст. 5.35-5.37 КоАП РФ. К числу основных нормативно-правовых актов Российской Федерации о правах ребенка можно отнести Конституцию Российской Федерации (ст. 38), ФЗ от 24 июля 1998 года №124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Семейный кодекс Российской Федерации[3].

Права несовершеннолетних детей на содержание, воспитание и образование регламентируются ч.2 ст. 54 и ч.1 ст. 60 Семейного кодекса РФ, при этом содержание должно гарантироваться в размерах, предусмотренных разделом 5 Семейного кодекса. Обязанность родителей по воспитанию, образованию и содержанию предусмотрена ст. 63 и ст. 80 Семейного кодекса. Объективная сторона правонарушения по ст. 5.35 КоАП РФ, заключается в неисполнении или ненадлежащем исполнении родителями, или иными законными представителями несовершеннолетних, обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних. Деяние, предусмотренное ст. 5.36, заключается в ненадлежащем исполнении должностных обязанностей, которые связаны с передачей нуждающихся детей на усыновление или под опеку. Сюда же относится предоставление заведомо ложных сведений о несовершеннолетних и укрытие несовершеннолетних от передачи на воспитание в семью (на усыновление, под опеку или в приемную семью), либо в учреждение для детей-сирот или для детей, оставшихся без попечения родителей.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (ред. от 01.07.2020 г.) //Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (ред. от 15.10.2020) // Собрание законодательства РФ. 2002. №.1. Ст. 1; Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 28. Ст. 4588.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ (СК РФ) (ред. 02.07.2021// Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996 г. N 1 ст. 16.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 22.11.2021)// Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3.
  5. Стахов А. И. Административное право России: учебник // А. И. Стахов, П. И. Кононов. М.: Издательство Юрайт, 2014. 651 с.
  6. https://poznayka.org/s13561t1.html