УДК 130.31

К.Э. ЦИОЛКОВСКИЙ: ФИЛОСОФИЯ АНТРОПОКОСМИЗМА

№34,

Философские науки

Смирнов Сергей Владимирович (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: ЧЕЛОВЕК; ВСЕЛЕННАЯ; АТОМЫ-ДУХИ; РАЗУМ; MAN; UNIVERSE; ATOMS-SPIRITS; MIND.


Аннотация: В статье рассматриваются особенности антропокосмической философии К.Э. Циолковского.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935 гг.) – является одним из крупнейших отечественных ученых, философов, исследователем теоретических и прикладных основ космонавтики, воздухоплавания, аэродинамики.

Перу ученого принадлежит более ста пятидесяти научных публикаций посвященных самым разнообразным научным и философским проблемам.

Особый интерес представляет разработанная К.Э. Циолковским философия антропокосмизма, которую он сам характеризовал как стратегию выявления, постановки и реализации задач человечества на пути к совершенному космо- и мироустройству.

В основе антропокосмической философии К.Э. Циолковского лежит философский принцип монизма, понимаемый им как единство и синкретизм человека и Космоса, отношение к Разуму как к творческой силе, способной переустроить человека, природу, Вселенную на принципах совершенства, всеобщей космической гармонии, блага, общественного и личного благополучия.

Охарактеризуем сущностные основы философии антропокосмизма К.Э. Циолковского.

По мнению ученого и философа, важнейшим свойством Вселенной является ее бесконечность в пространственном и временном отношении. Материя Вселенной состоит из простейших элементов – атомов. Атомы структурны и делимы. Но пределом их делимости являются не частицы в материально-физическом смысле, а бесконечно малые объекты, так называемые – духи. Подобно элементарным единицам живой материи – клеткам, духи наделены свойствами органики. Более того, они являют собой воплощение Жизни как формы материи, обладающей чувствами, восприятием, эмоциями, образами и воспоминаниями, сконцентрированными в их телесно-физическом агрегате ¬– человеческом теле.

Человек есть панкосмическое существо, способное обмениться духами с Космосом, Вселенной. Перемещаясь, духи способные покидать человеческое тело и вновь возвращаться в него, обмениваясь с мыслящим существом энергией, идеями, мыслями и воспоминаниями. Подобный обмен формирует единство и синкретизм человека и Вселенной, его способность получать Знание, применять его для ее рационального переустройства.

Духи К.Э. Циолковского бессмертны, как являются вечными и неуничтожимыми атомы, из которых состоят материальные тела. Жизнь, таким образом, также обладает бессмертием и способна осознавать свою самость, как в теле человека, так и вне его – в организме растения и животного.

Состоящий из бессмертных духов, человек способен мыслить соответственно жизнеутверждающему Принципу – принципу «истинного себялюбия» под которым он понимает осознание единства своей души и тела с атомами-духами Вселенной, некогда входившими в состав других организмов, являющихся когда-то, элементом Космоса.

Для К.Э. Циолковского смерти как физического явления не существует. Прекращение существования для него есть процесс бесконечного преобразования атомов-духов, воплощающихся в других организмах, в высокоорганизованных телах космических существ, в материальной организованности самой Вселенной. А так как время, по мнению ученого, бесконечно, осознание данного факта позволяет атомам-духам испытывать «субъективную радость», эйфорию, основанную на осознании способности к саморазвитию и самосовершенствованию; на отсутствии страха перед смертью, тленом и разложением…

Но, по мнению К.Э. Циолковского, субъективная радость не способна существовать и поддерживаться сама по себе. Вселенная, лишенная «субъективной радости» медленно умирает, испытывая бесконечное нравственное и духовное «падение». Лишь человек и его разум, творческие способности, способны противостоять разрушению и распаду. «Дело человека – это оживление, одухотворение Космоса [1, с. 59-60].

Разум человека для К.Э. Циолковского не является проявлением физиологических качеств его мозга. Это «чистое сознание» лишенное своей телесной оболочки, способное, подобно лазерному лучу, охватывать пределы Вселенной, проникая в ее самые удаленные части.

Разум – есть основа эволюционного развития Вселенной. Цель, этого развития состоит в разрушении человечеством старых, несовершенных, «неправильных» миров и создании миров новых, построенных на принципах счастливого общественного устройства, гармонии и благоденствия. В стремлении к достижению подобного мироустройства находит свое выражение высший – «истинный эгоизм» человеческой природы.

Благодаря прогрессу науки и техники, – пишет К.Э. Циолковский, – «техника будущего даст возможность одолеть земную тяжесть и путешествовать по всей Солнечной системе. Посетят и изучат все её планеты. Несовершенные миры ликвидируют и заменят собственным населением. Окружат Солнце искусственными жилищами, заимствуя материал от астероидов, планет и их спутников… Кругом Солнца, поблизости астероидов, будут расти и совершенствоваться миллиарды миллиардов живых существ» [2, с. 133-134]. Жизнь будет существовать в огромном многообразии своих агрегатных и химических состояний. Возникнут организмы «пригодные для жизни в разных атмосферах, при разной тяжести, на разных планетах, пригодные для существования в пустоте или в разреженном газе, живущие пищей и живущие без нее – одними солнечными лучами, существа, переносящие жар, существа, переносящие холод…» [2, c.134].

Философия антропокосмизма К.Э. Циолковского, таким образом, характеризует человека как существо, природа которого заключается в единстве с образующими все живое атомами Вселенной. Являясь частью ее материально-организационной структуры, человек способен Вселенную изучать, а обладая знанием, иными словами, испытывая «субъективную радость» от осознания вечности своего бытия, способен изменять Вселенную, содействовать прогрессу всего комически целого, устраняя несовершенство жизни, зло и страдания…


Список литературы

  1. Буланников Г.М. Циолковский Константин Эдуардович / Г.М. Буланников. – М.: ИД «Комсомольская правда», 2017. – 96 с.
  2. Циолковский К.Э. Космическая философия / К.Э. Циолковский. – СПб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013. – 224 с.