СПЕЦИФИКА МЕХАНИЗМА МОТИВАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

№7,

Экономические науки

Ильина Елена Артуровна

Кнышов Александр Викторович (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: МОТИВАЦИЯ; МАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ; НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ; ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОТИВАЦИЯ; СТИМУЛИРОВАНИЕ; ОПЛАТА ТРУДА; ОКЛАДЫ СОТРУДНИКОВ; ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА; ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ; MOTIVATION; MATERIAL MOTIVATION; INTANGIBLE MOTIVATION; ORGANIZATIONAL MOTIVATION; STIMULATION; WAGES; SALARIES; EMPLOYMENT; OFFICIALS OF THE CUSTOMS BODIES.


Аннотация: В статье проанализирована специфика механизма мотивации и стимулирования трудовой деятельности должностных лиц таможенных органов. Выявлены материальная, нематериальная и организационная формы мотивации таможенных служащих, а также предложен ряд рекомендаций по совершенствованию рассматриваемого механизма.

Служба в таможенных органах имеет ряд специфических особенностей, поскольку Федеральная таможенная служба наделена властными полномочиями, направленными на реализацию как исполнительной, так и распорядительной деятельности. Работа должностных лиц таможенных органов имеет строгое нормативное обоснование, позволяющее им выполнять свои профессиональные обязанности в строгих рамках положений таможенного законодательства. Трудовая деятельность должностных лиц имеет высокую степень ответственности за принимаемые ими решениями, она устремлена на реализацию общенациональных интересов.

Для достижения слаженной работы таможенных подразделений необходимо стимулировать отдельных специалистов на качественное выполнение ими своих обязанностей, то есть создать привлекательные стимулы, направленные на повышение их заинтересованности в результатах труда. Несмотря на всю сложность работы должностных лиц таможенных органов, оплата их труда значительно ниже, чем в коммерческих организациях, а дополнительные социальные выплаты, надбавки и премии не в полной мере компенсируют сложность и значимость их деятельности [2].

В таблицах 1 и 2 представлены размеры месячных окладов сотрудников таможенных органов в соответствии с занимаемыми ими должностями и присвоенными специальными званиями [1]. Представленные данные основаны на нормах Постановления Правительства РФ от 25.01.2013 № 41 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации».

Таблица 1

Размеры месячных окладов сотрудников таможенных органов России в соответствии с замещаемыми ими должностями [1]

Наименование типовых должностей Размер окладов

(руб.)

Центральный аппарат ФТС России
Руководитель ФТС 44000
Первый заместитель руководителя ФТС России 39000
Заместитель руководителя ФТС России 37000
Начальник главного управления 35000
Начальник управления 33000
Заместитель начальника главного управления 32500
Заместитель начальника управления 32000
Начальник отдела в главном управлении (управлении) 30000
Заместитель начальника отдела в главном управлении (управлении) 29000
Начальник отделения 28000
Главный инспектор; старшие: оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, дознаватель по особо важным делам 27000
Ведущий инспектор; оперуполномоченный по особо важным делам; уполномоченный по особо важным делам; дознаватель по особо важным делам 26000
Старшие: инспектор, оперуполномоченный, уполномоченный, дознаватель 25000
Инспектор; оперуполномоченный; уполномоченный; дознаватель 24000
Региональные таможенные управления
Начальник управления 34000
Первый заместитель начальника управления 32000
Заместитель начальника управления 30000
Начальник отдела 22000
Заместитель начальника отдела 21000
Начальник отделения 20500
Главный инспектор; старшие: оперуполномоченный по особо важным делам, уполномоченный по особо важным делам, дознаватель по особо важным делам 20000
Ведущий инспектор; оперуполномоченный по особо важным делам; уполномоченный по особо важным делам; дознаватель по особо важным делам 19000
Старшие: инспектор, оперуполномоченный, уполномоченный, дознаватель 17500
Инспектор; оперуполномоченный; уполномоченный; дознаватель 16500
Типовые должности младшего состава
Младший инспектор в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях, столицах (центрах) субъектов Российской Федерации 14000
Младший инспектор в субъектах Российской Федерации 12000

Таблица 2

Размеры месячных окладов сотрудников таможенных органов России в соответствии с присвоенными им специальными званиями [1]

Наименование типовых должностей Размер

окладов (руб.)

Действительный государственный советник таможенной службы Российской Федерации 25000
Генерал-полковник таможенной службы 25000
Генерал-лейтенант таможенной службы 22000
Генерал-майор таможенной службы 20000
Полковник таможенной службы 13000
Подполковник таможенной службы 12000
Майор таможенной службы 11500
Капитан таможенной службы 11000
Старший лейтенант таможенной службы 10500
Лейтенант таможенной службы 10000
Старший прапорщик таможенной службы 8500
Прапорщик таможенной службы 8000

Систему мотивации персонала таможенных органов необходимо выстраивать, анализируя потребности должностных лиц. Данная система должна быть гибкой, учитывать профессиональные, возрастные особенности каждого должностного лица. Каждый таможенный служащий должен знать, при достижении каких трудовых успехов он может быть вознаграждён и за какую провинность наказан, для всего этого нужны четкие критерии оценки работы персонала [5]. Хотя материальная форма мотивации должностных лиц таможенных органов не является единственным средством, она является наиболее желаемым фактором стимулирования.

Из всех возможных способов и вариантов можно выделить материальную, нематериальную и организационную формы мотивации должностных лиц таможенных органов [6]. Материальная мотивация подразумевает под собой изменение уровня доходов таможенных служащих в результате карьерного роста, получения надбавок к окладу, премий и т.д. Как правило, данный вид мотивации является наиболее стимулирующим, поскольку большинство должностных лиц стремятся увеличить свой доход и повысить уровень жизни. Нематериальное вознаграждение предполагает безналичное поощрение за проделанную работу, например, получение путевок в ведомственные санатории, награждение медалями, грамотами и благодарственными письмами, предоставление личного кабинета, возможность получения отгулов и т.д. [8]. В свою очередь организационная мотивация – это создание культуры в организации, которая развивает у сотрудников чувство принадлежности к организации, чувство долга в выполнении важных для государства и ведомства задач.

Приоритетами работы в системе таможенной службы в настоящее время являются стабильность труда, профессиональный опыт и интересное содержание работы [4]. Эти факторы говорят о высоком уровне заинтересованности должностных лиц в интеллектуальном развитии, стремлениях к профессиональному совершенствованию и творческому подходу. То есть для таможенных служащих превалирующее значение имеет не столько удовлетворение насущных потребностей, а личное развитие.

Внутриведомственная мотивация труда не может сводиться лишь к распределению материальных вознаграждений, тем более рассчитывать на уравнивание зарплат должностных лиц таможенных органов с уровнем доходов специалистов коммерческих организаций не приходится. Прежде всего, лицо, приходящее на таможенную службу, думает о завоевании авторитета, который со временем обеспечит им кадровый рост. Сейчас, как признаются в приватных разговорах многие должностные лица, их стимулирует отнюдь не жалованье, а различные льготы, полагающиеся по статусу, такие как служебные квартиры, транспорт, бесплатное медицинское обслуживание и обучение [7].

Для повышения результативности деятельности отечественной таможенной службы необходимо создать для должностных лиц такие условия труда, которые будут дисциплинировать, стимулировать и способствовать самореализации на службе. В качестве приоритетов по улучшению мотивационного процесса и предотвращения демотивации в ведомстве могут быть выделены следующие рекомендации, нацеленные на [3]:

— достижение максимальной открытости в процессе конкурсных отборов среди претендентов на замещение конкретных должностей;
— формирование среди должностных лиц реалистичных ожиданий относительно их дальнейшего карьерного роста;
— управление персоналом по целям (постановка достижимых целей, разделение сложных целей на краткосрочные этапы);
— активное использование дополнительных навыков должностных лиц;
— внимание к идеям и предложениям отдельных специалистов;
— формирование организационной культуры, развитие у таможенных служащих чувства принадлежности к ведомству;
— справедливое поощрение и оценку достижений.

Таким образом, специфика механизма мотивации трудовой деятельности должностных лиц таможенных органов основывается на высоком уровне ответственности за принимаемые решения, так как их работа устремлена на реализацию общенациональных интересов. Материальная форма мотивации труда является наиболее стимулирующим, поскольку большинство должностных лиц стремятся увеличить свой доход и повысить уровень жизни. Материальное стимулирование складывается преимущественно из оклада, надбавок, дополнительных выплат и премий. Однако, уровень денежного содержания должностных лиц оставляет желать лучшего. Поэтому в качестве компенсационных факторов мотивации применяют нематериальную и организационную формы стимулирования труда.


Список литературы

  1. Постановление Правительства РФ от 25.01.2013 № 41 «Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудникам таможенных органов Российской Федерации»
  2. Юсупова С.Я., Кнышов А.В., Блау С.Л., Симионов Р.Ю. Методологические аспекты контроллинга при осуществлении таможенных услуг: монография — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2016. — 200 с.
  3. Макрусев В.В. Теоретическая модель таможенного дела и задачи таможенного менеджмента // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. — 2013. — № 4 — С. 78-81
  4. Палицына, Е.А. Мотивация персонала в таможенных органах // Современные научные исследования и инновации. — 2014. — №10. — С. 1-3.
  5. Юсупова С.Я., Кнышов А.В. Контроллинг в таможенных органах России // Novation. — 2016. — № 3. — С. 151-153.
  6. Кнышов А.В. К вопросу об уточнении и интерпретации понятия деятельности таможенных органов // Исследование проблем таможенного дела: сборник статей аспирантов и соискателей. Российская таможенная академия. — 2012. — С. 53-57.
  7. Юсупова С.Я., Симионов Р.Ю., Кнышов А.В. Контроллинг как инновационный метод развития системы таможенных органов // Инновационное развитие экономики. — 2016. — № 3-2 (33). — С. 39-42.
  8. Юсупова С.Я., Гамидуллаев С.Н., Кнышов А.В. Контроллинг как элемент системы управления таможенными органами // Управленческий учет. — 2016. — № 11. — С. 26-33.