УДК 342.9

ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРОИЗВОДСТВА В СФЕРЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ

№34,

Юридические науки

Ромаха Юлия Андреевна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРОИЗВОДСТВО; ADMINISTRATIVE LIABILITY; TAX OFFENSES; OFFENSES IN THE FIELD OF TAXES AND FEES; ADMINISTRATIVE PROCEEDINGS.


Аннотация: Осуществлен детальный анализ порядка возбуждения административного производства в сфере налогов и сборов. Сделан вывод о современном состоянии законодательства об административной ответственности за налоговые правонарушения.

Для возбуждения дела об административном правонарушении в сфере налогов и сборов должны присутствовать материальные и процессуальные основания. Основание для возбуждения производства по делу – факт нарушения налогового законодательства. Как процессуальные основания выступают поводы к возбуждению производства. Повод для начала производства – источники, из которых стало известно о правонарушении, их регламентация присутствует в ст. 28.1 КоАП РФ [3]. Таким образом, поводами к возбуждению производства о налоговом правонарушении являются:

— непосредственное обнаружение должностными лицами, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных сведений о наличии факта правонарушения;
— поступившие из правоохранительных органов (сюда же относятся иные государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения) материалы с данными, которые указывают на наличие административного правонарушения;
— информация и заявления от физических и юридических лиц, данные СМИ, которые содержат данные об административном правонарушении.

Налоговый орган при осуществлении контрольной деятельности получает информацию о налогоплательщике из внутренних источников (информация, полученная в ходе проведения разных видов налогового контроля) и внешних источников (сообщения и материалы, которые получены от других субъектов права). Информация должна свидетельствовать о наличии юридического факта, который представляет противоправное деяние [7, с. 145].

Все поводы из указанных в ст. 28.1 КоАП РФ могут рассматриваться в качестве таковых для возбуждения дела об административном нарушении в сфере налогов и сборов. Как показывает правоприменительная практика, наиболее часто факты нарушений налогового законодательства выявляют сотрудники налоговых органов при проведении налогового контроля: проверки (камеральная, выездная), анализ бухгалтерской отчетности, изучение поступающих документов и другой информации и пр.

Налоговое законодательство, действующее в настоящее время, производство по административным правонарушениям сопоставляет с решением по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки.

Достаточно важен факт, с какого момента времени дело об административном правонарушении в сфере налогов и сборов, выявленном при проведении налоговой проверки, должно считаться возбужденным и что следует признать юридическим актом возбуждения дела. Указанные положения в Налоговом кодексе и Кодексе об административных правонарушениях не отличаются единообразием [6. с. 605].

Соответственно со ст. 28.1 КоАП, дело об административном правонарушении считается возбужденным после наступления следующих моментов:

— составление протокола, касающегося осмотра места совершения административного правонарушения;
— составление первого протокола по применению обеспечительных мер производства по административному делу;
— составление протокола об административном правонарушении либо вынесение прокурором постановления о возбуждении дела о правонарушении;
— вынесение определения о возбуждении дела об административном правонарушении в случае необходимости проведения административного расследования.

Таким образом, составление протокола об административном правонарушении по времени не всегда совпадает с возбуждением дела об административном правонарушении. Так, протокол может выступать в качестве завершающего этапа административного расследования.

В соответствии с Налоговым кодексом, во многих случаях определить момент возбуждения дела представляет проблемную ситуацию. Существующий пробел в НК РФ порождает различные теоретические подходы к указанной проблеме и трудности в правоприменительной практике.

Согласно п. 15 ст. 101 Налогового кодекса РФ [2] по выявленным налоговым органом нарушениям, за которые налогоплательщики — физические лица или должностные лица налогоплательщиков – юридических лиц подлежат привлечению к административной ответственности, уполномоченным должностным лицом налогового органа, которое проводило проверку, составляется протокол о соответствующем правонарушении.

Исходя из этого, в юридическом плане возбуждение дела об административном нарушении законодательства в сфере налогов и сборов выражается в составлении протокола об административном правонарушении.

По смыслу норм ст. 101, данный протокол должен быть оформлен должностным лицом, которое проводит налоговую проверку, после составления акта данной налоговой проверки, в котором должны быть зафиксированы все выявленные правонарушения, причем не ранее представленных налогоплательщиком объяснений и возражений по данному акту.

По мнению одних исследователей, при обнаружении налогового правонарушения при производстве отдельного процессуального действия, которое осуществляется в ходе выездной налоговой проверки, факт подобного нарушения необходимо зафиксировать в протоколе процессуального действия, составление которого и будет представлять собой процессуальный момент возбуждения административного дела [4. с. 56].

По мнению другого исследователя, необходимо закрепить в ст. 89 НК обязанность уполномоченного должностного лица налогового органа возбуждать дело правонарушении в сфере налогов и сборов сразу же после выявления факта его совершения посредством составления протокола о налоговом правонарушении [5, с. 173].

В настоящее время формально факт возбуждения дела о нарушении законодательства в сфере налогов и сборов может быть подтвержден только актом выездной налоговой проверки, где отражаются совокупные существенные обстоятельства, которые относятся к выявленным правонарушениям. Других процессуальных документов, которые могли бы свидетельствовать о реализации намерения уполномоченного должностного лица возбудить дело о нарушении законодательства, Налоговым кодексом не предусмотрено. В этой связи можно сказать, что в данном случае акт выездной налоговой проверки имеет юридическую силу протокола об административном правонарушении и за собой влечет возникновение определенного административно-процессуального отношения.

Следует также еще заострить внимание на том, что акт выездной налоговой проверки, фиксирует возбуждение дела о нарушении налогового законодательства с одной стороны, и одновременно, подтверждает окончание расследования. В то время как протокол об административном правонарушении в сфере налогового законодательства либо свидетельствует о начале производства по делу, либо говорит об окончании административного расследования и завершает стадию возбуждения.

Составление акта проверки предусмотрено только ст.ст. 100, 101.1 НК, т.е. по итогам выездной налоговой проверки и в случаях привлечения к налоговой ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами.

Совместно с этим глава 16 НК содержит ряд составов налоговых правонарушений, для выявления которых нет необходимости проводить налоговую проверку. Можно назвать, например, нарушение сроков постановки на учет в налоговом органе – ст. 116, уклонение от постановки на учет в налоговом органе – ст. 117, непредставление налоговой декларации в установленный законодательством срок – ст. 119 и пр.

В процессе проведения соответствующей проверки налоговый орган не имеет права истребовать документы, которые находятся в распоряжении налогоплательщика или налогового агента и необходимы для ведения финансово-хозяйственной деятельности, в т.ч. первичные учетные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет, регистры бухгалтерского учета, договоры и пр.

Истребование и изучение первичных документов должны осуществляться только в рамках выездной налоговой проверки. Действующее законодательство в сфере налогов и сборов не определяет момент начала производства по делу о налоговом нарушении, выявленном в ходе проведения камеральной налоговой проверки, т.к. не предусматривает порядок фиксации факта правонарушения налогового законодательства, выявленного в ходе камеральной проверки.

В ряде последних научных исследований и в учебной литературе высказывается точка зрения, что по смыслу ст. 100 НК РФ составление акта налоговой проверки является обязательным, т.к. наличие акта камеральной проверки – обязательное условие привлечения к ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов, выявленные в ходе ее проведения.

Наличие материальных и процессуальных оснований является поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в налоговой сфере. В ст. 28.1 КоАП РФ определены поводы к возбуждению дела о налоговом правонарушении. Чаще всего факты о нарушениях выявляются сотрудниками налоговых органов при проведении налогового контроля.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 04.07.2020 г. № 144.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. № 148-149, 06.08.1998.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
  4. Харченко Д.А., Харечко Т.А. Налоговая и административная ответственность за совершение налоговых правонарушений: правовая природа и практика правоприменения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4. С. 56-61.
  5. Хомушку С.В. Административная ответственность за налоговые правонарушения: проблемы сходства с налоговой ответственностью и пути их решения // NovaUm.Ru. 2018. № 15. С. 173-175.
  6. Шведова О.В. К вопросу о разграничении налоговой и административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения // Вопросы российской юстиции. 2019. № 2. С. 605-611.
  7. Яценков А.В. Место налоговой ответственности в системе юридической ответственности // Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 7. С. 145-148.
  8. http://lexandbusiness.ru/view-article.php?id=76