УДК 342.9

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В СФЕРЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

№34,

Юридические науки

Ромаха Юлия Андреевна


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНЫЕ НАКАЗАНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ; ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СФЕРЕ НАЛОГОВ И СБОРОВ; ADMINISTRATIVE PENALTIES; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; TAX OFFENSES; HISTORICAL ASPECT; OFFENSES IN THE FIELD OF TAXES AND FEES.


Аннотация: Автором осуществлен анализ исторического аспекта становления административной ответственности за налоговые правонарушения. Сделан вывод о современном состоянии законодательства об административной ответственности за налоговые правонарушения, выявлена проблематика.

Правонарушения в налоговой сфере являются одними из самых древних видов правонарушений, следовательно, история развития института ответственности за налоговые правонарушения имеет глубокие корни. Появление налоговых правонарушений произошло за много лет до возникновения Советского Союза, потому как в России налоговые споры существовали во все времена.

В современном понимании налоговой системы, ее начало было положено в конце XIX века. Это произошло из-за перехода государства к денежному хозяйству от натурального. Реформа 1881-1885 гг. отменяла подушную подать и соляной налог, вводила новые виды налогов, многие из которых были косвенными. В связи с несовершенством подобной налоговой системы, неизбежно было возникновение споров среди административных органов и плательщиков налогов. Самое большое количество правонарушений происходило в сфере неуплаты акцизов, ведь именно они и таможенные пошлины занимали особенное место в налоговой системе тех времен. Устав об акцизных сборах 1883 года предусматривал ответственность за совершение указанных правонарушений [7, с. 605].

Конец революции 1917 года повлек за собой уничтожение многих объектов налогообложения, что явилось причиной ослабления финансовой системы России в целом. Но ответственности за уклонение от уплаты налогов это не коснулось.

Таким образом, Декрет о взимании прямых налогов (ст.71) предусматривал денежные взыскания (вплоть до конфискации всего имущества) у лиц, которые не вносили подоходный налог. Реальное заключение до пять лет грозило лицам, задерживающим уплату налога умышленно. Данное правило распространялось на тех, кто не уплачивал единовременный налог и налог на прирост прибылей.

Май 1921 года ознаменовался появлением необходимости в создании новой налоговой системы, поскольку страна перешла к новой экономической политике, продлившейся до 1929 года. Реформа включала в себя следующие изменения:

— в деревне произошла замена продразверстки продналогом;
— началось использование рынка и различных форм собственности;
— была проведена денежная реформа;
— началось привлечение иностранных капиталов.

Тем не менее, история показала провал данной реформы: завышенные ставки стали результатом массового уклонения от уплаты налогов, что в свое время в СССР приравнивалось к попытке срыва мероприятий советской власти.

В большинстве случаев за это грозила уголовная ответственность. В Уголовном кодексе 1922 года существовал раздел «Преступления против порядка управления», который включал в себя статьи, предусматривающие уголовную ответственность в случае уклонения от уплаты налогов, а именно:

 ст.78 «Массовый отказ от внесения налогов денежных или натуральных или от выполнения повинностей»;
 ст. 79 «Неплатеж отдельными гражданами в срок или отказ от платежа налогов, денежных или натуральных, от выполнения повинностей или производства работ, имеющих общегосударственное значение»;
 ст. 80 «Организованное по взаимному соглашению сокрытие или неверное показание о количествах, подлежащих обложению или учету предметов и продуктов» [6, с. 173].

В конце 1920-х годов произошли существенные изменения в сфере налогообложения. После отказа от НЭПа в государственной системе произошел спад значения и роли налоговых отношений. Сократилось количество взимаемых налогов. Существование частного капитала практически окончило свое существование к 1931-му году, а государственные предприятия стали основными налогоплательщиками. С помощью административных методов по изъятию прибыли и перераспределения ее среди хозяйствующих субъектов, страна вынуждена была идти по пути жесткой централизации.

Затрагивая советский период в целом, необходимо обратить внимание на отсутствие с 1961-1991 гг. в законодательстве об административной ответственности РСФСР статей, которые устанавливали бы ответственность за налоговые правонарушения. В указанный период существовала преимущественно уголовная ответственность.

С наступлением 90-х гг. ХХ столетия, наша страна столкнулась с существенными изменениями, затронувшими также сферу налогов. Распад Советского Союза вместе с признанием РФ независимым государством не повлиял на сохранность советского типа налоговой системы, который характеризовался преобладанием административных методов по изъятию прибыли, а не налоговым. Страна перешла к рыночным отношениям и требовала значительных перемен в государственной налоговой системе. По замечанию авторов, при создании новой налоговой системы требуется комплексная, всеобъемлющая реформа, которая охватила бы все элементы налоговой системы: установление и введение налогов, уплата налогов, налоговый контроль, правовая основа ответственности лиц, которые виновны в совершении налогового правонарушения [5, с. 56].

В декабре 1991 года был принят Закон «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», заложивший законодательные основы современной налоговой системы, а 1 января 1992 года вступили в силу законы о всех основных федеральных налогах: о налоге на добавленную стоимость, налоге на прибыль предприятий, налоге на доходы банков и страховых организаций, налоге на имущество предприятий, подоходном налоге, акцизах, налоге на операции с ценными бумагами и т. д. По мнению многих исследователей, Закон «Об основах налоговой системы в РФ» является первым наиболее существенным актом, принятым после распада Советского Союза, регулирующим ответственность налогоплательщиков [7, с. 606].

12 декабря 1993 года была принята Конституция РФ [1]. Это послужило толчком на изменение налоговой базы в целом, основываясь на положения нового основного закона страны.

Нормальное планирование хозяйственной деятельности было осложнено частыми изменениями налогового законодательства. В сравнении с советским периодом, в 90-х годах был отмечен рост правонарушений в сфере налогообложения. Причиной этому были как факторы объективные (страна перешла к рыночной экономике, в связи с чем увеличилось количество предпринимателей, коммерческих организаций, которые являются налогоплательщиками), так и неполное и противоречивое законодательство, стимулирующее уклоняться от уплаты налогов.

Следует отметить, что налоговое законодательство об ответственности налогоплательщика 90-х гг. имело большое количество изъянов. Так, например, до 1999 года применялась ответственность без учета вины налогоплательщика, что было крайне выгодно государству по причине отсутствия необходимости доказывать вину лица. Кроме того, в налоговом законодательстве не была предусмотрена возможность освобождения лица от ответственности в связи с несоразмерностью наказания допущенным нарушениям. Еще одним минусом являлось установление повышенных размеров штрафов, которые могли достигать пятикратных размеров.

В результате выявления всех недостатков существующей налоговой системы, в конце 90-х гг. стало очевидно, что необходимо провести новый существенный пересмотр российского налогового законодательства.

Направления, по которым необходимо было работать, были сформулированы в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию в 1997 году.

16 июля 1998 года, после длительного этапа разработки и обсуждения, была принята первая часть Налогового кодекса РФ, VI раздел которого посвящен налоговым правонарушениям и ответственности за их совершение [2].

20 декабря 2001 года был принят действующий Кодекс РФ об административных правонарушениях. Особенная часть нового административного кодекса, по сравнению с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях [4], была дополнена главами, предусматривающими ответственность за совершение правонарушений в таких областях как предпринимательская деятельность, таможенное дело, связь и информатизация и т. д. Одной из новых глав, появившихся в Особенной части с принятием Кодекса РФ об административных правонарушениях, является глава 15 [3], устанавливающая ответственность за административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.

Современное налоговое законодательство, а вместе с ним и институт ответственности за налоговые правонарушения, прошли следующие этапы развития: 1-й этап длился с 1991 по 1993 год, главным результатом которого явился уход от налоговой системы советского типа и формирование системы, характерной для рыночной экономики; 2-ой – с 12 декабря 1993 по 1998 год, когда был принят целый ряд законов, направленный на приведение налогового законодательства в соответствие с Конституцией РФ 1993 года; 3-ий этап связан с принятием в 16 июля 1998 года нового Налогового кодекса РФ, а в декабре 2001 года Кодекса РФ об административных правонарушениях [6, с. 174].

Административная ответственность за правонарушения в области налогов и сборов, сегодня регламентируется двумя законодательными актами: КоАП России и НК России, что закономерно порождает путаницу и снижение ее эффективности. Несмотря на тождественность правовой природы мер ответственности, содержащихся в раздел VI Налогового кодекса Российской Федерацией и в гл. 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ситуация не меняется. Причины этого видятся в бюрократизации государственного аппарата и некоторых политико-коньюнктурных моментах. Повышение эффективности административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов должно начаться с приведения в надлежащий порядок соответствующего законодательства.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 04.07.2020 г. № 144.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 02.07.2021) // Российская газета. № 148-149, 06.08.1998.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.12.2020) // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002 г. № 1 (часть I). Ст. 1.
  4. Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (утв. ВС РСФСР 20.06.1984) (ред. от 20.03.2001) // Свод законов РСФСР. т. 8. с. 401. (утратил силу).
  5. Харченко Д.А., Харечко Т.А. Налоговая и административная ответственность за совершение налоговых правонарушений: правовая природа и практика правоприменения // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2017. № 4. С. 56-61.
  6. Хомушку С.В. Административная ответственность за налоговые правонарушения: проблемы сходства с налоговой ответственностью и пути их решения // NovaUm.Ru. 2018. № 15. С. 173-175.
  7. Шведова О.В. К вопросу о разграничении налоговой и административной ответственности за правонарушения в сфере налогообложения // Вопросы российской юстиции. 2019. № 2. С. 605-611.
  8. http://www.dslib.net/admin-pravo/administrativno-pravovoe-regulirovanie-otvetstvennosti-za-narushenie-nalogovogo.html