УДК 352.075

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ РАБОТЫ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ВОДОСНАБЖЕНИЮ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА

№34,

Экономические науки

Рябенькая Ольга Григорьевна


Научный руководитель: Родина Е.Е., к.э.н., доцент.


Ключевые слова: МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; ВОДОСНАБЖЕНИЕ; ВОДООТВЕДЕНИЕ; ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНАЯ СФЕРА; LOCAL GOVERNMENT; WATER SUPPLY; SEWERAGE; HOUSING AND COMMUNAL SERVICES.


Аннотация: Несмотря на наличие специфических элементов в построении работы органов местного самоуправления по водоснабжению жилищного фонда в ряде стран, можно выделить общие черты, которые могут стать неотъемлемой частью функционирования отечественного рынка жилищно-коммунальных услуг.

Несмотря на наличие специфических элементов в построении работы органов местного самоуправления по водоснабжению жилищного фонда в ряде стран, можно выделить общие черты, которые могут стать неотъемлемой частью функционирования отечественного рынка жилищно-коммунальных услуг.

Так, в большинстве европейских стран, таких как Франция, Венгрия, Словакия управление водоснабжением рассматривается как отдельный вид предпринимательской деятельности, за которую управляющая организация получает вознаграждение от собственников помещений, при этом ответственность перед собственниками за содержание зданий несет объединение собственников жилья. Все основные управленческие решения по распоряжению финансами и заключению договоров на приобретение товаров и услуг принимают руководящие органы объединения собственников жилья. Сам управляющий готовит и обосновывает рекомендации для правления объединения. Муниципальные органы сотрудничают с частными управляющими компаниями посредством государственного частного партнерства. Коммунальные службы в европейских странах являются преимущественно муниципальными. В то же время достаточно широко распространен опыт применения концессии в коммунальном хозяйстве. Особенно часто это встречается при организации городского водопровода, тепло-, электро- и газоснабжения, то есть в работе тех служб, которые относятся к государственным монополиям.

В целом во всем мире выдача муниципального подряда частным компаниям является довольно распространенной практикой, которая продолжает расширяться. Основной причиной, которая влияет на данные темпы распространения, является необходимость повышения местными органами самоуправления эффективности выполнения возложенных на них задач и функций. В ходе принятия решения о передачи подрядов частным предприятиям проводится тщательный сравнительный анализ стоимости и качества работ, которые выполняются муниципальными службами и частными компаниями. Оптимальной формой конкуренции в муниципальной сфере считается, если одни и те же виды работ и услуг на данной территории выполняют одновременно муниципальные и частные организации. Например, различные районы города одновременно обслуживают и муниципальные и частные службы, что приводит к повышению эффективности и снижению затрат.

Таким образом, государственное частное партнерство в различных инфраструктурных сферах показало свою высокую эффективность, что определяет целесообразность использования его моделей в процессе совершенствования организационно-правовых форм взаимоотношений муниципальных органов управления и коммунальных предприятий.

В США большая часть жилищного фонда находится в собственности частных лиц. Жилые дома либо полностью принадлежат одному собственнику – муниципалитету или частному лицу, либо являются кондоминиумами. В США нет домов, в которых были бы одновременно муниципальные и частные квартиры. Таким образом, муниципалитет не вмешивается во внутренние дела ассоциаций собственников жилья. Отношения по поводу регулирования управления жилищным фондом устанавливаются посредством устава ассоциации. В сфере обслуживания в США работают частные фирмы, при этом, в большинстве случаев инженерная инфраструктура коммунального хозяйства муниципальных образований находится в собственности муниципалитетов и эксплуатируется частными операторами на основе договоров аренды, контрактов на управление или концессионных соглашений. Соблюдение стандартов качества регулируется органами местного самоуправления, при которых создаются службы хозяйственного аудита, призванные оценить эффективность работы муниципальных служб и определить резервы снижения себестоимости. Следует отметить, что, если частный инвестор за свои собственные ресурсы строит и затем эксплуатирует объекты коммунальной инфраструктуры, в последствии он все равно передает эти объекты в собственность муниципалитету на определенных финансовых условиях.

В результате политики, которая проводилась правительством Шотландии, местные органы власти использовали возможность улучшить жилищный фонд передав его жилищным ассоциациям или жилищным кооперативам. Финансирование коммунального хозяйства, которое находится в собственности местных органов самоуправления осуществляется посредством перечисления денежных средств на счет жилищных поступлений. Этот счет работает исключительно с затратами и доходами служб домовладельцев и делится на капитальный и доходные счета. Капитальные расходы идут на новое строительство, модернизацию и обновление жилья, совершенствование систем обеспечения.

В Финляндии управление жилищным фондом осуществляется квартирными акционерными обществами, которые несут ответственность за дом в целом, а жильцы за собственную квартиру. Для осуществления своей деятельности квартирное общество берет кредит в обеспечение которого предоставляет банку земельный участок и дом. Кредит распределяется обществом между акционерами, которые оплачивают свою долю кредита и проценты по нему, при этом, ежемесячно для покрытия эксплуатационных расходов, каждый из жильцов вносит определенную денежную сумму в акционерное общество. Контроль со стороны муниципалитета заключается в обеспечении здорового и безопасного проживания жильцов. Исполнители подрядных работ в сфере водообеспечения определяются посредством тендера, которые проводятся муниципалитетом.

В Польше все виды коммунальных услуг предоставляет единая компания, со 100% государственным капиталом. Вся сфера энергетики, водоснабжения и водоотведения принадлежит муниципалитету.

Итак, опыт зарубежных стран свидетельствует о многообразии форм управления коммунальной инфраструктурой, позволяющей рационально распределить ответственность и риски между муниципальным и частным сектором экономики. При этом, различные формы владения коммунальных предприятий позволяют снизить затраты на обслуживание жилищного фонда, развивать конкурентные отношения, совершенствовать техническое обслуживание.


Список литературы

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ред.от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст.3822.
  2. Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» // Собрание законодательства РФ, 12.12.2011, № 50, ст. 7358.
  3. Постановление Совета министров Республики Крым от 26.12.2017 № 714 «Об утверждении единой схемы водоснабжения и водоотведения Республики Крым» — [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://rk.gov.ru/ от 10.01.2018.
  4. Аврамчикова, Н. Т. Государственные и муниципальные финансы: учебник и практикум для вузов / Н. Т. Аврамчикова. –М.М.: Юрайт, 2021. – 174 с.
  5. Барабашев, А. Г. Государственное и муниципальное управление. Технологии научно-исследовательской работы: учебник для вузов / А. Г. Барабашев, А. В. Климова. –М.: Юрайт, 2021. – 194 с.
  6. Белоконев, Е. Н. Водоотведение и водоснабжение / Е.Н. Белоконев, Т.Е. Попова, Г.Н. Пурас. — М.: Феникс, 2012. — 384 c.
  7. Бондарь Н.С. Местное самоуправление: учебник для вузов / Н. С. Бондарь [и др.]; под редакцией Н. С. Бондаря. –М.: Юрайт, 2021. – 386 с.
  8. Гимазова, Ю. В. Государственное и муниципальное управление: учебник для вузов / Ю. В. Гимазова; под общей редакцией Н. А. Омельченко. –М.: Юрайт, 2021. – 453 с.
  9. https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-upravleniya-zhilischno-kommunalnym-kompleksom