УДК 796.011

СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

№34,

Педагогические науки

Шаймарданова Люция Шарифзяновна


Ключевые слова: СПОРТ; ТАНЦЫ; ДВИЖЕНИЕ; ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; СПОРТИВНЫЙ ТАНЕЦ; SPORTS; DANCE; MOVEMENT; PHYSICAL DEVELOPMENT; SPORTS DANCE.


Аннотация: В статье проведение теоретический анализ влияния спортивные танцы на физическое и духовное развитие человека. Изучены особенности формирования потребности в здоровом, физически активном образ жизни. Определено место спортивных танцев в системе физического воспитания. Раскрываются навыки, приобретаемые при занятии спортом. Оценивается влияние танцев на развитие систем и функций человеческого организма.

Опираясь на запросы современного общества, система образования ориентирована на воспитание свободного, активной, творческой и главное здоровой, во всех аспектах, личности. Останавливаясь, на понятие здоровой личности, мы несомненно приходим к идее здорового образа жизни и физической культуре и к спорту в целом.

В научной и методической литературе здоровый образ жизни определяется как комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие человеческого организма и укрепление его здоровья. Проблемой сохранения и укрепление здоровья, в разные часовые периоды, изучали ведущие педагоги и психологи, хореографы, преподаватели и ученые в области теории и методики физического воспитания [1].

Еще выдающиеся ученые античности (Сократ, Аристотель и др.) уделяли большое внимание вопросам взаимосвязи физического и духовного развития человека.

Также ученые средних веков (Я.А. Коменский, Т. Мор, Д. Дидро) изучали развитие личности человека с использованием физических и духовных упражнений.

И поскольку, в последнее время, наблюдается снижение интереса населения к традиционным видам спорта, современный этап развития физической культуры характеризуется поиском новых эффективных путей решение задач укрепления и сохранения здоровья населения. Так, одной из приоритетных задач физического воспитания является поиск инновационных технологий, сочетающих в себе средства и методы комплексного оздоровления организма, психики, эмоционального состояния человека, а прежде всего, способствовали бы реальному духовному, физическому и творческого развития личности. Спортивные танцы решают большинство указанных проблем и является эффективным направлением физического, эмоционального и воспитания человека [6].

Спортивный танец — это огромное явление, связанное с широким спектром концепций, связанных со спортом, искусством и целым рядом наук, таких как педагогика, психология, эстетика, этика, социология, философия [8].

С медицинской точки зрения спортивные танцы являются лекарством от малоподвижный образ жизни, который в свою очередь приводит к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, что губительно влияет на состояние здоровья в целом. Также танец это «панацея» от стресса и депрессии, а также для профилактики таких заболеваний, как гипертония и ишемическая болезнь сердца. Однако следует помнить, что танец должен быть не хаотичным набором движений, а правильно и строго организованный педагогический процессом, в котором физические упражнения и движения выполнялись бы с определенной нагрузкой и дозировкой соответственно возрасту и навыкам занимающихся.

Танцы – достаточно сложный координационный вид спорта, который требуют подготовки для выполнения элементов и движений. Развитие координационных навыков строго специализируется на танцевальном обучении. Во время обучения возрастают требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движений, функциям двигательного, зрительного и других анализаторов. Также улучшается умение координировать движения разных частей тела, развивается координация движений ненаправляющей конечности, развивается умение измерять движения по пространственным, временным и силовым параметрам.

Целью обучения танцевальным движениям, как и любого педагогического процесса, является организация запланированной деятельности участников под руководством тренера для формирования их моторики, способностей и приобретения специальных навыков [4].

В процессе обучения танцевальным движениям решаются следующие основные задачи:

— развитие моторных навыков, важных для общих двигательных и спортивных навыков участников;
— воспитание физических характеристик: силы, скорости, гибкости, координационных навыков, выносливости;
— развитие профессионально-педагогических навыков.

Тренировки или репетиции (что более характерно, для танцевальных кружков), обычно развивают общую выносливость, которая играет важную роль в оптимизации жизнедеятельности, действует как важный компонент физического здоровья и является предпосылкой для развития особой выносливости.

В обучении большое внимание уделяется развитию гибкости. Это связано с тем, что:

— подвижность суставов способствует хорошей осанке (жесткие суставы мешают манипулировать);
— гибкий человек владеет информацией о пределах своего тела, что снижает риск перегрузки и улучшает координацию движений;
— с приобретением подвижности движения становятся плавными и уверенными, исчезает напряжение и неловкость;
— наклоны и растяжка могут помочь вам расслабиться и уменьшить стресс.

Силовые тренировки на занятиях следует проводить в процессе общефизических упражнений (для укрепления и поддержания здоровья, улучшения формы тела, развития силы всех групп мышц) [4].

Во время тренировок выполняются упражнения, способствующие формированию правильной осанки, что является показателем здоровья и физической формы, а также признаком красоты и статности человека.

Также занятия современных спортивных танцев формируют мотивацию к физическому воспитанию, созданию эмоционального благополучия, совершенствованию моторики, смене ценностных ориентаций, обогащению духовного мира. В то же время они укрепляют жизнеспособность, физическое и психическое здоровье, тем самым открывая возможности для позитивных изменений в биологическом и социальном статусе всех нас [4].

Индивидуальные задачи, решаемые в процессе обучения танцевальным движениям, определяются в каждом индивидуальном случае на основании оценки особенностей структуры изучаемого движения, условий его выполнения и уровня подготовленности обучающегося.

Движения, которые мы осваиваем на уроках спортивных танцев, очень разнообразны: от простых движений отдельных частей тела, простых поз и положений до сложных двигательных действий, связанных с максимальным проявлением физических и двигательных навыков. Поэтому освоить некоторые движения сравнительно легко, чтобы освоить их, достаточно увидеть исполнение движения или запомнить их название. Освоение других движений связано с долгой и упорной тренировкой [2].

Чувство ритма один из дополнительных навыков, приобретаемых при занятии танцами. Это способность точно воспроизводить и целенаправленно изменять скоростно-силовые и пространственные параметры движений. Чувство ритма развивается через музыку и ритмичные движения. Если мы рассмотрим разные определения танца и сравним результаты содержательного и структурного анализа ритма как предмета музыкального образования, связанного с культурой движения человека, становится ясно, что ритм — это часть танца, специфическая задача танца. которые являются формированием координации, навыков, подвижности. Во время занятий спортивными танцами и участия в соревнованиях все участники демонстрируют понимание музыки и ритма. Проблема с ритмом танца в том, что ухо танцора сначала улавливает ритм, и только потом тело начинает двигаться. Следовательно, независимо от скорости реакции танцора, он все равно опаздывает, хотя и на наименьшую часть временного интервала. Восприятие ритма и тренировка производительности состоят из обучения предсказанию следующего удара ритма, подготовки к движению перед ударом и выполнения движений так, чтобы наиболее стабильный момент (равновесие, пауза, стояние) приходился именно на удар.

В целом, танцы способствуют:

— более быстрому и лучшему контроль над различными двигательными действиями;
— систематическое пополнение двигательного опыта, что позволит в будущем более успешно овладеть сложными координационными двигательными навыками (спорт, работа и др.);
— приобретение навыков экономного использования своих энергетических ресурсов в процессе физических нагрузок;
— психологически приносит чувство радости и удовлетворения при овладении новыми и разнообразными движениями в идеальной форме;
— воспитанию выносливости, чувства ритма и музыкальности;
— укреплению здоровья.


Список литературы

  1. Вайнер, Э. Н. Валеология: учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. – 4-е изд. – М. : Флинта : Наука, 2006. – 426 с.
  2. Грачева, -ориентированный тренинг тело как зеркало нашей жизни / . – СПб. : Речь, 2006. – 144 с.
  3. Гренлюнд, Э. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика / Э. Гренлюнд, . – СПб. : Речь, 2011. – 284 с.
  4. Диниц Е.В. Азбука танцев / Е.В. Диниц, Д.А. Ермаков, О.В. Иванников. — М., 2004. — С. 280-286
  5. Зенн, Л. Танец – это жизнь… : всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений / Л. Зен // Учитель. – 2010. – № 5. – С. 19-24.
  6. Надёжина Н.В. Задачи развития педагогики физической культуры в условиях формирования информационного общества // KANT. 2017. № 1. С. 33-36.
  7. Фокина Е.М. Спортивные танцы как здоровьесберегающая технология в образовательном пространстве // Молодой ученый. 2014. № 9. С. 71-73.