УДК 37.013.77

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

№34,

Педагогические науки

Бакимова Анна Валерьевна


Научный руководитель: Галич Т.Н., кандидат психологических наук, доцент.


Ключевые слова: МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ; МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК; СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ПРОБЛЕМНЫЙ МЕТОД ПОЗНАНИЯ; СТИМУЛИРОВАНИЕ; САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ; ОБУЧЕНИЕ; ОБРАЗОВАНИЕ; РАЗВИТИЕ; MOTIVATION OF EDUCATIONAL ACTIVITY; PRIMARY SCHOOL STUDENT; MODERN TECHNOLOGIES; PROBLEM METHOD OF COGNITION; STIMULATION; INDEPENDENCE; TRAINING; EDUCATION; DEVELOPMENT.


Аннотация: Автор статьи делает вывод о том, что положительная учебная мотивация у младших школьников оказывает прямое воздействие на результативность учебного процесса, если данный мотив отсутствует со временем начинается деградация личности, а в будущем это приводит к совершению противоправных деяний.

Положительная учебная мотивация неотъемлемый элемент процесса учения, через который педагог цели обучения детей превращает в психические цели.

Младший школьник начинает осознавать личностную значимость процесса получения новых знаний в школе. Формирование положительной учебной мотивации дает возможность существенно улучшить результативные показатели процессов познания.


Под определением мотивация А. А. Григорьев понимает характеристику учащегося, которая отражается во внешних свойствах, отношении к миру, разным родам деятельности [1, с. 40].

Работа без мотива редко реализуется, от самочувствия ученика зависят усилия, которые школьник прилагает к выполнению задания. Обучение должно вызывать интерес ребенка, побуждать его к мыслительной работе, познанию.

Ребенок развивается быстрее только при включении в работу, для этого сам процесс обучения должен быть насыщен положительными эмоциями, а контакт членов процесса образования должен строиться на доверии.

К.Е. Аникин предлагает следующую классификацию видов мотиваций:

-отрицательная мотивация, ребенок учится так как понимает, что иначе его ждет наказание. Такая мотивация не входит в учебную работу;
-положительная мотивация делится на несколько форм, она зависит от общественных установок (долг перед родителями) и выражается личными мотивами (одобрение окружающих, благополучие). Такая мотивация входит в учебную работу;
-мотивация, включенная в непосредственную учебную работу, она связана с целями учения (расширение умений, знаний, интерес к предмету). Такая мотивация заложена в самом процессе обучения детей и связана с решением учебных задач, проявлением инициативы с их стороны.

Основу мотивации учения составляют отдельные элементы:

-сознательный выбор мотива;
-понимание смысла деятельности;
-концентрация внимания на учебе;
-оценка результатов собственной работы;
-постановка целей;
-желание достичь успеха.

Определив вид мотивации ученика, педагог сможет создать условия для формирования положительной учебной мотивации у младших школьников.

Обучение будет успешным, если принято ребенком, учитывает его интересы, мотивы, пожелания и имеет смысл для ученика.

Важно понимать структуру мотивации к учению в начальном звене школы.

Если говорить о познавательной мотивации, то следует отметить, что в этом возрасте сильный интерес к определенному предмету у детей редко встречается. Ели ребенок учится хорошо его интересуют сложные предметы.

Если ученик радуется новому материалу, своим знаниям, это говорит о развитии мотивации, которая рассматривается как положительная. Однако детей, имеющих познавательные мотивы обучения довольно-таки мало.

С.А. Ивлева пишет, что положительную учебную мотивацию у младших школьников важно сформировать при обучении в начальных классах, затем ее следует только развивать.

Личность стремится к знаниям тогда, когда они для него имеют ценность. Поэтому учитель должен преподавать в интересной и увлекательной для детей форме, чтобы ребенок хотел сам запоминать и познавать.

Учиться только беседами и книгами мало, следует осваивать предмет в реальной обстановке [2, с. 29].

Формирование положительной учебной мотивации у младших школьников может произойти стихийно. Рядом оказался папа, талантливый педагог, нужный учебник и др.

Вопрос поэтапного формирования положительной учебной мотивации у детей в настоящее время остается открытым.

Дети, которые хорошо учатся, имеют мотивацию успеха, что выражается в желании правильно сделать задание, достичь нужного итога. Данная мотивация часто встречается среди младших школьников.

Также рассматривают престижную мотивацию, она свойственна для детей, которые имеют самооценку выше нормы.

Ученик хочет быть первым среди других, выделиться в классе. При формировании положительной учебной мотивации у младших школьников можно также опираться на данный мотив, если у школьника есть способности и стремление трудиться.

Если у младшего школьника имеется мотив избегания неудачи, это говорит о том, что сформировать положительную учебную мотивацию будет не просто.

Мотив достижения успеха и мотивация получения высокой отметки свойственна школьникам в первый год обучения. Однако и здесь многие дети преследуют мотивацию избегания неудачи.

Так, двойку ребенок боится получить, потому что за этим действием последует неприятные события, недовольство родителей, педагогов в школе и др. К четвертому классу мотив получения высокой отметки и достижения успеха ослабевает, а на их место приходит мотив избегания неудачи.

Тревога и страх получения низкой оценки снижает для школьника эмоциональную привлекательность процесса обучения. Особенно это тенденция ярко проявляется у тех учеников, которые имеют низкую успеваемость по предметам [3, с. 86].

У данной категории детей в этот период обучения может активно развиваться компенсаторные мотивы. То есть ребенок может достичь существенных успехов не в учебе, а в других направлениях деятельности (рисование, спорт, плавание, танцы, вокал и др.).

Рассматривая проблему формирования учебной мотивации, следует отметить, что дети приходят в школу с положительной ориентацией на процесс получения новых знаний.

Сформировать положительную учебную мотивацию не легко, здесь учитель должен продумать как следует развивать интерес ребенка к учебе, чтобы данная его потребность не угасла.

Сюда входит и работа над самооценкой учащегося, повышение его психологической устойчивости.

Для развития положительной учебной мотивации неуспевающих школьников следует дать им возможность развить высокую самооценку в той области в которых их способности раскрываются наиболее полно и глубоко. Это помогает преодолеть чувство своей неполноценности, неуверенности и др.

Сформировать положительную учебную мотивацию может педагог, творчески настроенный на работу с детьми, умеющий всегда преподносить материал с интересной точки зрения, он обращается на уроке к каждому ученику, чтобы все в классе были одинаково задействованы в работе.

Незаметно для детей педагог систематически работает над формированием качеств, которые связаны с развитием интереса к учебе и всех психических процессов (память, воображение, речь, мышление, внимание).

Процесс формирования положительной учебной мотивации также связан с расширением кругозора детей, один предмет связывается с другим, ребенок учится ставить для себя цели (Что ты хочешь узнать? Как ты хочешь работать на уроке? Какие знания тебе необходимы? Смог ли ты достичь поставленных задач?) и др. [4, с. 99].

Таким образом, делая выводы отметим, что положительная учебная мотивация у младших школьников оказывает прямое воздействие на результативность учебного процесса, если данный мотив отсутствует со временем начинается деградация личности, а в будущем это приводит к совершению противоправных деяний.

Положительная учебная мотивация неотъемлемый элемент процесса учения, через который педагог цели обучения детей превращает в психические цели.

Младший школьник начинает осознавать личностную значимость процесса получения новых знаний в школе. Формирование положительной учебной мотивации дает возможность существенно улучшить результативные показатели процессов познания.


Список литературы

  1. Нурулле В.С. Классификация проблемных технологий обучения детей / В.С. Нурулле. — М.: Кара, 2019. – 199 c.
  2. Прокошкина, А. С. Вопросы развития учебной мотивации в психолого-педагогической литературе / А.С. Прокошкина. – М.: Свет, 2019. — 210 с.
  3. Сурикова, А. А. Психология учебной мотивации в начальной школе / А.А. Сурикова. — Ярославль: Вера, 2019. — 177 с.
  4. Цветкова, С.А. Психология и педагогика / С. А. Цветкова // Обучение школьников. – 2019. — №6. – С. 120.